Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
По всему Западу с самого начала при богослужениях употреблялся латинский язык, то есть язык, на котором говорили римляне. Поскольку этот язык понимали почти все жители западных провинций бывшей Римской империи, то не было никакой необходимости переводить богослужение на другой язык. После вторжения так называемых варварских племен, латинский язык долгое время продолжал оставаться на Западе языком высшей цивилизации. На латинском языке все народы Запада вели официальные сношения. Он был устойчивым языком, в то время как наречия варварских племен быстро подвергались изменениям.
В Византии богослужения совершались на греческом языке, который был официальным языком в Византийской империи. В Египте, отторгнутом арабами от Византии, богослужения совершались на коптском языке, в Сирии, также отторгнутой от Византии, - на сирийском языке.
Широкое развитие как в западной, так и в восточной церквах к восьмому веку получило хоровое пение. С восьмого века в западной церкви при богослужениях стали постепенно применяться органы. К концу десятого века они получили уже более широкое применение.
С седьмого столетия как на Западе, так и на Востоке, для большей торжественности стали употребляться колокола при храмах. В восьмом веке почти все христианские храмы имели колокола, за исключением храмов в Египте, Сирии, Палестине, где мусульмане не терпели звона колоколов.
Уже с третьего века многие учителя церкви учили, что во время богослужения с хлебопреломлением, при соответствующих молитвах, хлеб и вино буквально превращаются в тело и кровь Христа. Отдельные споры по этому вопросу были в последующие века. В восьмом веке Иоанн Дамаскин решительно выступал против мнения, что хлеб и вино являются только видимыми образами тела и крови Христа. Утверждая, что они буквально превращаются в тело и кровь Спасителя, он требовал, чтобы совершенно не применялось слово "образ", когда речь идет о хлебе и вине, употребляемых при богослужении.
К восьмому веку в западной церкви стало весьма укореняться учение о чистилище. В третьем веке выдающийся богослов Ориген высказал мысль, что в конечном итоге все люди спасутся. По мнению Оригена, выражение "вечное мучение" следует понимать в смысле мучения на протяжении чрезвычайно большого промежутка времени. "Бог, Который есть любовь, в конечном счёте должен каждую душу привести под лучи Своей любви", - учил Ориген. Ад, по мнению Оригена, является местом перевоспитания людей. Измучившись в течение определенного промежутка времени во тьме страшной скорби, печали, угрызения совести, они всеми мыслями возмечтают о царстве вечного света. В огне осуждения совести сгорят все идолы их сердец.
Мысли Оригена об очистительном огне разделял и другой выдающийся богослов - Августин, трудившийся в пятом веке. К восьмому веку некоторые богословы Западной церкви взглядам Оригена и Августина придали совсем иную форму. Они стали учить о так называемом "чистилище". По их учению, праведники сразу идут в рай, абсолютные грешники сразу отправляются в ад, а остальные должны пройти через очистительный огонь чистилища, которое является промежуточным местом между раем и адом. Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для очищения ее от грехов.
Здесь католические богословы разошлись во мнениях. Одни из них понимали очистительный огонь в символическом смысле как угрызение совести, другие огонь понимали в буквальном смысле. На рубеже шестого и седьмого веков папа Григорий I высказывал мысли о чистилище и требовал, чтобы их возвели в догмат. К восьмому веку католические богословы стали учить, что при помощи молитв за умерших можно обеспечить их более быстрый переход из чистилища в рай. В храмах с этой целью стали совершаться особые заупокойные службы, которые сделались обильным источником дохода для духовенства.
Контрольные вопросы
1. Что мы называем отступлением от христианства?
2. Иконоборчество в VIII веке. Где оно зародилось, как долго продолжалось?
3. Ирина и 7-й вселенский собор (Никейский, 787 г.).
4. Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.).
5. Объясните образование папской области (в Италии VIII в.); начало светского господства папства.
6. Различие богослужение в VIII веке на Западе и на Востоке (На каком языке велось богослужение, колокола, органы, хоровое пение?).
7. Учение Католической церкви о "чистилище".
8. Роль Иоанна Дамаскина (VIII в.) в Православии.
Лекция 9. Христиане в девятом веке
Карл Великий - король Франкского государства
Из всех государств Западной Европы к девятому веку самым сильным продолжало оставаться Франкское государство. Римский папский престол получал могущественную поддержку от франкского государства, перед которым в страхе трепетали мелкие европейские королевства.
Франкский король Пипин, положивший в 752 году начало династии Каролингов, значительно расширил свои владения, покорив ряд германских племен. Затем он проник на север Италии - в Ломбардию. Название "Ломбардия" происходит от наименования племени лангобардов, вторгшихся туда во время нашествия варварских племен в пятом веке. Захватив Ломбардию, Пипин создал внутри Италии вокруг Рима так называемую Папскую область во главе с папой римским, ставшим с этого момента не только религиозным, но и светским руководителем, главой государства. Фактически же религиозное владычество папы римского простиралось на всю Западную Европу. Мелкие короли, боясь прогневить сильного франкского короля, не решались слова вымолвить против римского папы и проводили политику в интересах папского престола.
Пипин Каролинг, вошедший в историю под наименованием Пипина Короткого, умер в 768 году. Ему наследовал его сын Карл Каролинг, вошедший в историю под наименованием Карла Великого.
Как было указано ранее, в седьмом веке из Аравии распространилось учение Магомета - ислам. В результате арабских завоеваний к началу восьмого века ислам уже стал господствующей религией в Персии, Азербайджане, на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Алжире. В начале восьмого века, под руководством арабов, из Африки на Пиренейский полуостров в Испанию вторглись мавры. Слово "мавры" означает "черные люди". Так называлось население Северной Африки, кроме Египта. Руками мавров арабы создали на Пиренейском полуострове так называемый Кордовский эмират по имени города Кордовы, и стали там насаждать ислам. В результате внутренней борьбы за власть, Кордовский эмират в 756 году откололся от Багдадского халифата, который до этого объединял все народы, завоеванные арабами. В восьмом веке маврам не удалось завладеть всей Испанией. В связи с маврским нашествием христианское население Испании терпело большие притеснения.
Франкский король Карл, вступив на престол, был очень обеспокоен положением в Испании. Его политика, как и политика Пипина, была направлена к тому, чтобы не допустить дальнейшего продвижения ислама в Европу. Сильное Франкское государство заставило арабов и мавров отказаться от победоносного марша по Европе, о котором так мечтали мусульманские деятели. Боясь связываться с сильнейшим государством, арабы и мавры предпочли осваиваться на захваченной территории и не двигаться дальше, тем более что франкам частично удалось обосноваться и в Испании.
На территории бывшей Римской империи было два сильных государства - Франкское государство на Западе и Византия на Востоке. В седьмом веке арабы от Византии отторгли Египет, Палестину и Сирию. Фактически в состав Византии стала входить одна Греция. Но, тем не менее, Византия продолжала оставаться сильным и большим государством, ибо территория Греции в то время включала и территорию современной Турции и северную часть Египта.
Итак, с 768 года королем франков стал Карл Каролинг. В 774 году лангобарды вторглись в Папскую область, созданную королем Пипином. Поводом для вторжения явилась ссора между Карлом и королем лангобардов Дезидерием. Карл был женат на дочери Дезидерия, но затем отослал ее обратно к отцу, а сам женился на Гильдегарде из знатного германского рода. Оскорбленный таким поступком Карла, Дезидерий опустошил Папскую область. Карл немедленно с большим войском перешел Альпы и вошел в Рим, разбив лангобардов.
Жители Рима встречали Карла со знаком шумной радости. Духовенство вышло на улицы в блестящем облачении; учащиеся с пальмовыми и масличными ветвями в руках приветствовали его пением. Сойдя с коня, Карл, встреченный папой римским Адрианом, направился к собору, носящему имя апостола Петра. Опускаясь на колени, он благоговейно целовал каждую ступеньку лестницы, ведущей в собор, дабы выразить свое особое преклонение перед апостолом Петром. Перецеловав все ступеньки, он поприветствовался с папой.
Расширение Карлом Папской области
Лангобарды были совершенно разбиты, и Карл подтвердил, что область вокруг Рима является собственностью римского папского престола. Победоносно он прошел по всей верхней Италии, объявив себя королем Италии. Затем он значительно расширил границы Папской области. При этом он изрек следующее: "Все люди - подданные Христа; таким образом, они подданные и того, кто Его заместитель и наместник на земле".
И эти слова, конечно, пришлись по сердцу римскому папе, который ревновал о земной славе, надеясь ее разделить с франкским королем.
Папа Лев III помазает Карла Римским императором
После этого Карл еще два раза посещал Рим и каждый раз осыпал золотом папский престол, делая это, как он утверждал, для блага своей души. В 800 году папа Лев III помазал короля франков Карла римским императором. Карл возглавил почти всю западную часть бывшей Римской империи, за исключением Южной Испании, которая была в руках арабов и мавров, и за исключением Англии, которая хотя и признавала главенство папы римского, но не была включена в состав нового Римского государства, возглавляемого Карлом Великим. Папа Лев III объявил Карла "преемником римских императоров" и присвоил ему титул августа. Таким образом, император и папа взаимно осыпали друг друга земными почестями.
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме