logo
А

Евтихианство (монофизитство)

Вслед за несторианством появилось евтихианство или монофизитство, как его еще называют. Константинопольский монах Евтихий активно включился в борьбу с несторианством и впал в другую крайность. Если Нестория обвиняли в том, что он учил только о человеческой природе Спасителя, говоря о том, что Дух Божий стал обитать во Христе уже после Его рождения, то Евтихию было предъявлено противоположное обвинение в том, что он учил только о божественной природе Спасителя, говоря, что в акте воплощения Христа слились две Его природы в одну божественную, ибо Его божественная природа целиком поглотила человеческую. По мнению Евтихия, Христос не мог чувствовать ни страданий, ни голода как человек, ибо пред Его божественной природой померкло в Нем все человеческое. Одним словом, по мнению Евтихия, во Христе было одно божественное естество; поэтому последователей Евтихия и назвали монофизитами.

Учение Евтихия весьма ревностно поддержал александрийский патриарх Диоскор. Очень сочувственно к Евтихию отнесся и император Феодосии II, который созвал в 449 году собор в Ефесе. На этом соборе хозяйничал Диоскор и приглашены были только те епископы, которые положительно высказывались по поводу учения Евтихия; подавляющее же большинство епископов на собор допущено не было. Собор этот оправдал Евтихия, к великому возмущению многих епископов, назвавших этот собор "разбойничьим".