logo
А

Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)

Одновременно с Таулером, в тесной дружбе с ним, жил и трудился другой мистик Генрих Зейзе. Он родился на самом пороге четырнадцатого века - в 1300 году - в Констанце. Девятнадцатилетним юношей вступил в Доминикайский орден. Он так же, как и Таулер, сидел у ног великого мистика Мейстера Экхарта. Часть своей жизни Зейзе провел в Констанце, часть в Ульме. Однажды в столовой своего монастыря он услышал чтение из Книги Притчей Соломона о вечной мудрости, которая была, когда Творец "уготовлял небеса и проводил круговую черту по лицу бездны" (Пр.8,27). Глубокая тоска по Богу охватила его, и он тут же заключил союз любви со Христом - этой небесной Мудростью - и дал Ему обет посвятить все сердце свое и всю жизнь свою на верное Ему служение.

Зейзе был строгим аскетом до отдачи своего сердца Христу. Как только он не истязал свою плоть: спал на голых досках, в нетопленных помещениях, томил себя голодом и жаждой, носил разного рода вериги. Но когда он постиг учение Христа, то увидел, что не к такой жизни он призывает его. Ему стало ясно, что спасение его совершено Христом и самоистязание ему ничего не даст. После отдачи себя Христу Зейзе старался всех погибающих грешников направить на Голгофу, к подножию креста, где Христос умер за грешников. Генрих Зейзе умер в городе Ульме в 1365 году с глубоким миром в своей душе.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что мистики, столь высоко державшие всегда знамя истинного благочестия, в четырнадцатом веке, в лице Мейстера Экхарта, Иоганна Таулера и Генриха Зейзе, подняли его особенно высоко, в то время, когда папство потеряло всякий духовный авторитет и полностью утратило силу. Мистики несли свет учения Христа павшим в глубокое отчаяние народам, указывая на счастье и блаженство во Христе.

"Флагелланты" (самобичующиеся)

Четырнадцатый век характерен также деятельностью так называемых "флагеллантов", то есть самобичующихся. Флагелланты проповедовали самое беспощадное самобичевание ради искупления грехов. Они ходили, особенно в годы чумы, из города в город, бичуя себя немилосердно на глазах народа и призывая людей следовать их примеру. Куда только не проникали эти представители самого экстатического аскетизма! Их можно было встретить в Германии, Англии, Швейцарии, Голландии и даже Швеции со следами крови от самобичевания.

Предшественник Реформации, проповедник чистого Евангелия - Джон Виклиф

Четырнадцатый век в истории христианства является эпохой предшественника Реформации - Джона Виклифа. И мы хорошо сделаем, если уделим этому великому деятелю христианства наше особое внимание.

В истории христианства были эпохи, когда родник Евангелия пробивался снова через толстые слои и нагромождения церковного формализма, неся свои животворные воды душам, исчахшим от жажды познания Христовой истины. Одним из таких благословенных периодов в истории христианства был период жизни и деятельности проповедника чистого Евангелия - Джона Виклифа.

Джон Виклиф родился в небольшом поселке Спресвелл на юге Англии, ныне больше не существующем. Он принадлежал к числу тех людей, которые не могут назвать точного времени своего рождения. По некоторым неточным данным, он родился около 1320 года; начальное образование получил в школе, неподалеку от места своего рождения. Но потом мы находим его в знаменитом английском университете в Оксфорде. Возможно, ему было около двадцати пяти лет, когда он стал студентом этого университета. В то время Оксфордский университет славился лучшими профессорами в мире. Живой ум Джона Виклифа интересовался всем: и естествознанием, и философией, и математикой, и историей, и законоведением. Но ревностнее всего он занимался богословием. Окончив университет, он стал преподавателем одного из колледжей его, а затем и ректором.

В мае 1361 года Джон Виклиф становится священником одного прихода в Линкольншире, но продолжает жить в Оксфорде. Занимаясь богословием, он больше всего отдавался изучению Библии и вскоре стал одним из лучших знатоков Библии своего времени. В декабре 1365 года его назначают ректором богословского колледжа в Кентербери. Тогда же он получает звание доктора богословия и читает лекции по систематическому богословию.

В 1368 году после семилетнего служения он оставляет свой приход вЛинкольншире и становится ректором колледжа в Букингемшире, недалеко от Оксфорда. Это позволило ему поддерживать связь с Оксфордским университетом. Через шесть лет после этого назначения он получает королевский приход Люттеруорт в Лейстершире и остается в нем до своей смерти. В это время - в!374 - 1375 годах - Виклиф и появляется на арене тогдашнего христианства как реформатор.