Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
Собор в Триенте был созван в 1545 году по инициативе императора Карла V, который надеялся, что он положит конец всем спорам между Римом и протестантами. Протестанты отказались принять участие в том Соборе, и поэтому Триентский собор превратился вскоре в острейшее орудие против протестантизма.
Собор был открыт в декабре 1545 года и продолжался до 1563 года, то есть целых восемнадцать лет. На повестке дня Собора два важных вопроса: реформа церкви и укрепление церковных догматов.
Оба вопроса обсуждались одновременно, и, надо сказать, не без успеха. Прежде всего были установлены источники учения католической церкви, а именно - Священное Писание и "апостольское предание", причем и то и другое на равных правах. Была введена в церковное употребление "Вульгата", то есть Библия, переведенная на латинский язык. Истолковывать Библию имеет право только церковь. Это последнее постановление было явно направлено против Реформации.
Далее выносится: "Никто не имеет права печатать и издавать книги религиозного содержания без указания имен автора, их продавать или для себя хранить, если они не прошли цензуры епископа и не одобрены им. Наказание за нарушение этого - отлучение и денежный штраф". Этим постановлением запрещалось распространение в католических странах сочинений Мартина Лютера и других реформаторов.
Триентский собор принял также решение против учения об оправдании верою, и это решение гласит так: "Кто утверждает, что грешник оправдывается только верою, тот да будет проклят" (Анафема!).
Собор в Триенте утвердил все прежние установления католической церкви, все таинства церкви, безбрачие духовенства, культ святынь, учение о чистилище, отпущение грехов за деньги и примат папы.
Собор провозгласил самым тяжелым грехом - отход от церкви. Все другие грехи, будь они самые позорные, извинительны. Но поворачивающийся спиной к католической церкви - погиб навеки.
Таким образом, католическая церковь окружила себя неприкосновенным барьером и за всеми воздвигнутыми в Триенте баррикадами стала считать себя непобедимой.
Надо сказать, что каноны, принятые на соборе в Триенте, остаются в силе и в католицизме наших дней.
После Триентского собора католическая церковь переходит в решительное наступление, и в этом деле ее главными помощниками становятся иезуиты.
Иезуиты проникают буквально во все страны мира, во все государственные органы, становятся советниками высших государственных деятелей. Они протягивают свои щупальца во все области жизни всех стран и народов и становятся в этом смысле вездесущими. С помощью иезуитов папы получают как бы мировое зрение, мировой слух и мировое влияние.
Реформация во Франции. Гугеноты
Первоначально Реформация во Франции была лютеранского направления, но под влиянием Кальвина она приобретает чисто кальвинистский характер. Французские кальвинисты известны в истории под названием "гугенотов". Первое время их не преследуют, они даже проводят в 1559 году свой "Национальный синод". К ним присоединяются представители французской знати, как, например, племянница короля Франца I, принц Конде, знаменитый адмирал Колиньи и другие. Это побуждает и католиков организовываться под руководством герцога Гизе.
Гугенотские войны (1562-1598 гг.)
В марте 1562 года "гизисты" напали на "гугенотов" и этим положили начало кровавой гражданской войне, продолжавшейся до 1598 года, то есть тридцать шесть лет и известной под названием "гугенотских войн". В этой войне было проявлено много жестокостей, и особенно жестокой была известная "Варфоломеевская ночь" - ночь с 23 на 24 августа 1572 года, когда во время одной княжеской свадьбы в Париже были убиты все присутствующие на ней гугеноты, в том числе и адмирал Колиньи. В эту же ночь в Париже было убито еще до трех тысяч гугенотов, а в провинциальной Франции количество убитых достигло цифры в двадцать тысяч человек.
"Священная лига" (1576 г.) для уничтожения протестантов Франции
Через четыре года герцог Гизе, с согласия папы, основывает так называемую "Священную лигу", задачей которой должно было быть полное уничтожение протестантов во Франции.
"Нантский эдикт" (1598 г.)
Король Генрих IV положил в 1598 году конец ужасам этой гражданской войны. В известном "Нантском эдикте" этого года гугенотам была предоставлена некоторая, но не полная свобода. Полной свободой они могли пользоваться лишь в особо отведенных для них "резервациях".
Через сто лет после издания "Нантский эдикт" был отменен, и началось массовое бегство гугенотов из Франции в Голландию, Англию и в протестантские земли Германии. Гугеноты, оставшиеся во Франции, подверглись ужасающему мученичеству.
Католицизм во Франции восторжествовал, пролив море гугенотской крови.
Реформация в Англии. Реформатор Томас Кранмер
К событиям истории христианства шестнадцатого века принадлежит и Реформация в Англии и Шотландии.
Английский король Генрих XIII оторвал католическую церковь Англии от Рима. Поводом к этому послужили многократные браки короля, которые папа не одобрял. Но распутный король, объявивший себя главой английской церкви, конечно, не мог быть реформатором Англии. Истинным реформатором Англии был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, который в своей душе давно исповедовал веру Евангелия, хотя внешне и был служителем католической церкви. После смерти Генриха VIII он приступает к широкой евангельской деятельности. В помощь себе он пригласил двух немецких протестантских богословов - Мартина Буцера и Петра Мартира.
Кранмер ввел в английской церкви причастие с хлебом и вином, разрешил духовенству вступать в брак и ввел в практику богослужения так называемый "Общий молитвенник", который употребляется в Англиканской церкви и по настоящее время.
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме