logo
А

Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"

Займемся обзором христианства в тех странах Западной Европы, которые не вошли в состав "Священной Римской империи германской нации". В Британии после завоевания ее племенами англов и саксов образовалось несколько отдельных королевств, которые в девятом веке объединились под властью уэльского короля Экберта. Эти англосаксонские королевства с римским папским престолом поддерживали тесные связи и считали римского папу своим духовным руководителем, поскольку христианство на Британские острова было принесено римско-католическими миссионерами.

На рубеже девятого и десятого веков датчане захватили большую часть Англии. До этого в восьмом веке они нападали на Франкскую империю и даже держали Париж в осаде. В течение десятого века датчане несколько раз вторгались в Англию и несколько раз выбивались оттуда англосаксами. Датчане - это племя германского происхождения. Впервые они упоминаются в шестом веке. Назывались они тогда данами. В борьбе с датчанами в начале десятого века возвысился уэльский король Альфред, нанесший им ряд поражений. Один из его преемников отвоевал у них всю захваченную территорию и объединил под своей властью всю Англию. С середины десятого века Англия снова попала под власть датчан, и до первой половины одиннадцатого века она входила в большую датскую державу, включавшую Англию, Данию, а также части Норвегии и Швеции.

В начале десятого века датчане, населявшие Ютландский полуостров, а также соседние с ними шведы и норвежцы, населяющие Скандинавский полуостров, были в подавляющем своем большинстве язычниками. Среди них были лишь отдельные христиане, положение которых было весьма стесненное. С десятого века датские короли и их окружение стали принимать христианство. Общаясь с завоеванными ими англосаксами, они увидели значительное преимущество христианства перед язычеством. К такому выводу они пришли, несмотря на то, что к десятому веку христианство в римско-католическом одеянии давало совсем мало того света, который должно было бы давать.

Датчане в начале десятого века произвели большие опустошения в английских католических монастырях. Надо сказать, что в Англии было много монахов; однако нашествия датчан, разграбления монастырей и жестокие избиения монахов и других служителей церкви привели к тому, что вся церковная жизнь была сильно нарушена, а монашеская жизнь почти совсем угасла.

В некоторых монастырских зданиях, пострадавших от датского погрома, образовался новый вид обителей. В них поселились лица, принадлежавшие к низшим церковным служащим, не связанным обетом безбрачия. Из-за острой нехватки духовенства, епископы стали назначать на ответственные церковные должности женатых служителей, не требуя от них безбрачия, хотя по уже установившейся традиции от всего католического духовенства обычно требовалось безбрачие. Некоторые уцелевшие ревнители монашеской жизни, в знак протеста, стали уходить в чужие земли, дабы там поступить в какой-либо монастырь.