logo
А

Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)

Ирина была сторонницей иконопоклонения, она решила начать непримиримую борьбу с иконоборчеством. Но начала это делать очень осторожно, вначале тщательно скрывая свои планы, выжидая удобного момента, когда можно будет нанести сокрушительный удар противникам иконопоклонения.

Начиная с 787 года она решила действовать открыто. В том же году она созвала в городе Никее вселенский собор, в котором приняли участие епископы восточной (православной) церкви, а также и представители западной (католической) церкви. Этот собор вошёл в историю христианства под наименованием Седьмого вселенского собора (Никейского). Это последний вселенский собор, в котором приняли совместное участие представители западной и восточной церквей. Все епископы, которые были известны как противники иконопоклонения, на собор допущены не были. Папе римскому было послано приглашение, но он сам лично не присутствовал, а послал своего представителя, прочитавшего на соборе послание папы. В этом послании папа увещевал вселенский собор "исправить незаконные дела их предшественников восстановлением иконопочитания в церкви".

В заседаниях собора приняли участие около 350 человек. Было принято следующее решение: "Кроме досточтимого и живоносного креста, должно помещать святые иконы, будут ли они в красках, из мозаики или из другого какого материала, в священных храмах Божиих, на освященных сосудах и облачениях, на стенах и досках, в домах и на улицах. Иконы, то есть изображения нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа, пречистой Матери Божией, высокочтимых ангелов и всех святых должны содержаться как святые воспоминания; должно их почитать и ценить, однако не воздавая им поклонения, которое приличествует одному невидимому, непостижимому Богу. Все, кто этому древнему преданию церкви противодействуют и стараются силою или хитростью снять какую-либо икону, должны быть отлучены" (то есть исключены из церковного общества).

Собор не довольствовался этим решением. Было принято еще одно постановление:. "Мы все верим, все утверждаем и подписываем это. Это есть вера апостолов, вера церкви, вера православных, вера всего мира. Мы поклоняемся Святой Троице, почитаем иконы. Кто этого не делает, тот да будет отлучен! Отлучен каждый, кто называет икону идолами! Отлучены все, кто имеет общение с непочитающими икон! Вечная слава православным римлянам, Иоанну Дамаскину! Вечная слава Григорию в Риме! Вечная слава всем проповедникам истины!"

Руководящее положение на Седьмом вселенском соборе занимал патриарх константинопольский Тарасий - ставленник Ирины. Принимая решение об иконопочитании, собор не руководствовался Словом Божиим. Никто из выступавших на соборе епископов не ссылался не Слово Божие. Выступавшие на соборе пересказывали "Жития святых", рассказывали всевозможные "чудесные истории", связанные с почитанием икон.

Седьмой вселенский собор резко отличается от шести предыдущих соборов, на которых были более серьезные выступления. Предыдущие соборы совершенно справедливо осудили такие лжеучения, как арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство. Решения предыдущих соборов были гораздо ближе к истине, чем решения Седьмого собора.

После Седьмого вселенского собора Ирина употребила всю свою власть для подавления иконоборческих взглядов и настроений. Седьмым вселенским собором иконопочитание было утверждено, как неотъемлемая форма христианства, и была произнесена анафема на всех инакомыслящих. Активные иконоборцы стали подвергаться безжалостному гонению.

В вопросе поклонения в христианстве предметам большую роль сыграли две женщины: мать римского императора Константина I, Елена, жившая в четвертом веке, и византийская правительница Ирина, жившая в восьмом веке. Елена была богобоязненная женщина, но она сделала ошибку, положив начало поклонению священным предметам, которое в дальнейшем приняло уродливые формы. Чудовищная Ирина утвердила иконопочитание, поклонения священным предметам, хотя для нее, судя по ее поступкам, не было ничего святого.

Какой вывод мы можем сделать по вопросу об иконоборчестве? Лев III, начавший иконоборчество, был далек от Христа. Хотя он и сказал, что вместо поклонения иконам "следует заботиться о подражании на деле святым, добродетели которых должны служить как бы одушевленными иконами", но всей своей деятельностью он доказал, что сам он добродетелями не отличался. Вместо того, чтобы терпеливо, с любовью, призывать к возрождению духа первохристианства, он, применяя грубую силу, хотел единым ударом покончить с иконопоклонением. Ничего иного от него, как от невозрожденного, не исполненного Духом Святым человека, нельзя было ожидать. Ирина, ополчившаяся на иконоборцев, оказалась еще более ужасным человеком, чем Лев III. Одним словом, руководители как одного, так и другого лагеря были не на высоте. К такому выводу обязательно придет любой человек, объективно, без предвзятых мнений изучающий историю христианства.

После Седьмого вселенского собора иконопоклонение было окончательно узаконено. Христиане должны были целовать иконы, зажигать перед ними свечи, молиться перед ними. Такую форму христианство имеет до сего дня в католической и православной церквах. Но мы не имеем права всех таких христиан огульно называть идолопоклонниками.

Идолопоклонники могут найтись и в тех церквах, где нет обычая молиться на иконы. Идолопоклонником можно назвать того христианина, который любит кого-либо или что-либо больше, чем Христа. Одним словом, идолопоклонник - это тот человек, который, называясь христианином, на первое место в своем сердце поместил какого-то кумира. Баптисты не молятся на иконы, но не исключена возможность, что среди них найдется немало "идолопоклонников", отдавших первое место в своих сердцах отнюдь не Христу. В католических и православных храмах тысячи людей склоняются перед иконами, но среди таких молящихся имеются люди, для которых Христос дороже всего. Не их вина, что их с детства приучили именно к такой форме поклонения Богу, какой не было в первохристианстве. Дело не в форме, а в содержании. Если содержанием их жизни является Христос, то они воистину дети Божии.

"Все, что не по вере, грех" (Рим. 14,23), - пишет апостол Павел. Здесь выражение "не по вере" употреблено в смысле "не по убеждению". Человек, поступающий не по своим убеждениям, делает грех. Если христианин, любящий Христа, искренне верит, что молиться Богу надо так, как его научили, а именно, на коленях перед иконой, то он поступает по своей вере, по свои убеждениям. Но, когда он начинает иначе понимать этот вопрос, то ему необходимо изменить внешнюю форму своей молитвы, ибо она уже не соответствует его внутренним убеждениям.

В Евангелии от Марка 5,25-34 мы читаем о том, как многочисленная разнородная толпа окружала Иисуса и в этой толпе к Нему с верой прикоснулась больная женщина и получила исцеление. Это символическая картина. На протяжении всей истории христианства личность Христа окружают миллионы самых различных людей. Мы видим разных людей, с разными целями и намерениями, объявлявших себя служителями Христа, но в действительности не бывших таковыми. Занимаясь рассмотрением панорамы христианства в восьмом веке, мы видим вокруг личности Христа таких далеких от Него людей, как Ирина и Лев III. Христос Своим божественным взором смотрит не на внешнее величие людей, именующих себя христианами, а на их сердца. И в восьмом веке, как и во все века, были люди, которые прикасались к Нему рукой веры и получали от Него великие благословения. Не все детали они правильно понимали, но они искренне тянулись к Нему своим сердцем. Такие души и составляют из себя Церковь Христову, которую не одолеют врата ада.