Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
Ирина была сторонницей иконопоклонения, она решила начать непримиримую борьбу с иконоборчеством. Но начала это делать очень осторожно, вначале тщательно скрывая свои планы, выжидая удобного момента, когда можно будет нанести сокрушительный удар противникам иконопоклонения.
Начиная с 787 года она решила действовать открыто. В том же году она созвала в городе Никее вселенский собор, в котором приняли участие епископы восточной (православной) церкви, а также и представители западной (католической) церкви. Этот собор вошёл в историю христианства под наименованием Седьмого вселенского собора (Никейского). Это последний вселенский собор, в котором приняли совместное участие представители западной и восточной церквей. Все епископы, которые были известны как противники иконопоклонения, на собор допущены не были. Папе римскому было послано приглашение, но он сам лично не присутствовал, а послал своего представителя, прочитавшего на соборе послание папы. В этом послании папа увещевал вселенский собор "исправить незаконные дела их предшественников восстановлением иконопочитания в церкви".
В заседаниях собора приняли участие около 350 человек. Было принято следующее решение: "Кроме досточтимого и живоносного креста, должно помещать святые иконы, будут ли они в красках, из мозаики или из другого какого материала, в священных храмах Божиих, на освященных сосудах и облачениях, на стенах и досках, в домах и на улицах. Иконы, то есть изображения нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа, пречистой Матери Божией, высокочтимых ангелов и всех святых должны содержаться как святые воспоминания; должно их почитать и ценить, однако не воздавая им поклонения, которое приличествует одному невидимому, непостижимому Богу. Все, кто этому древнему преданию церкви противодействуют и стараются силою или хитростью снять какую-либо икону, должны быть отлучены" (то есть исключены из церковного общества).
Собор не довольствовался этим решением. Было принято еще одно постановление:. "Мы все верим, все утверждаем и подписываем это. Это есть вера апостолов, вера церкви, вера православных, вера всего мира. Мы поклоняемся Святой Троице, почитаем иконы. Кто этого не делает, тот да будет отлучен! Отлучен каждый, кто называет икону идолами! Отлучены все, кто имеет общение с непочитающими икон! Вечная слава православным римлянам, Иоанну Дамаскину! Вечная слава Григорию в Риме! Вечная слава всем проповедникам истины!"
Руководящее положение на Седьмом вселенском соборе занимал патриарх константинопольский Тарасий - ставленник Ирины. Принимая решение об иконопочитании, собор не руководствовался Словом Божиим. Никто из выступавших на соборе епископов не ссылался не Слово Божие. Выступавшие на соборе пересказывали "Жития святых", рассказывали всевозможные "чудесные истории", связанные с почитанием икон.
Седьмой вселенский собор резко отличается от шести предыдущих соборов, на которых были более серьезные выступления. Предыдущие соборы совершенно справедливо осудили такие лжеучения, как арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство. Решения предыдущих соборов были гораздо ближе к истине, чем решения Седьмого собора.
После Седьмого вселенского собора Ирина употребила всю свою власть для подавления иконоборческих взглядов и настроений. Седьмым вселенским собором иконопочитание было утверждено, как неотъемлемая форма христианства, и была произнесена анафема на всех инакомыслящих. Активные иконоборцы стали подвергаться безжалостному гонению.
В вопросе поклонения в христианстве предметам большую роль сыграли две женщины: мать римского императора Константина I, Елена, жившая в четвертом веке, и византийская правительница Ирина, жившая в восьмом веке. Елена была богобоязненная женщина, но она сделала ошибку, положив начало поклонению священным предметам, которое в дальнейшем приняло уродливые формы. Чудовищная Ирина утвердила иконопочитание, поклонения священным предметам, хотя для нее, судя по ее поступкам, не было ничего святого.
Какой вывод мы можем сделать по вопросу об иконоборчестве? Лев III, начавший иконоборчество, был далек от Христа. Хотя он и сказал, что вместо поклонения иконам "следует заботиться о подражании на деле святым, добродетели которых должны служить как бы одушевленными иконами", но всей своей деятельностью он доказал, что сам он добродетелями не отличался. Вместо того, чтобы терпеливо, с любовью, призывать к возрождению духа первохристианства, он, применяя грубую силу, хотел единым ударом покончить с иконопоклонением. Ничего иного от него, как от невозрожденного, не исполненного Духом Святым человека, нельзя было ожидать. Ирина, ополчившаяся на иконоборцев, оказалась еще более ужасным человеком, чем Лев III. Одним словом, руководители как одного, так и другого лагеря были не на высоте. К такому выводу обязательно придет любой человек, объективно, без предвзятых мнений изучающий историю христианства.
После Седьмого вселенского собора иконопоклонение было окончательно узаконено. Христиане должны были целовать иконы, зажигать перед ними свечи, молиться перед ними. Такую форму христианство имеет до сего дня в католической и православной церквах. Но мы не имеем права всех таких христиан огульно называть идолопоклонниками.
Идолопоклонники могут найтись и в тех церквах, где нет обычая молиться на иконы. Идолопоклонником можно назвать того христианина, который любит кого-либо или что-либо больше, чем Христа. Одним словом, идолопоклонник - это тот человек, который, называясь христианином, на первое место в своем сердце поместил какого-то кумира. Баптисты не молятся на иконы, но не исключена возможность, что среди них найдется немало "идолопоклонников", отдавших первое место в своих сердцах отнюдь не Христу. В католических и православных храмах тысячи людей склоняются перед иконами, но среди таких молящихся имеются люди, для которых Христос дороже всего. Не их вина, что их с детства приучили именно к такой форме поклонения Богу, какой не было в первохристианстве. Дело не в форме, а в содержании. Если содержанием их жизни является Христос, то они воистину дети Божии.
"Все, что не по вере, грех" (Рим. 14,23), - пишет апостол Павел. Здесь выражение "не по вере" употреблено в смысле "не по убеждению". Человек, поступающий не по своим убеждениям, делает грех. Если христианин, любящий Христа, искренне верит, что молиться Богу надо так, как его научили, а именно, на коленях перед иконой, то он поступает по своей вере, по свои убеждениям. Но, когда он начинает иначе понимать этот вопрос, то ему необходимо изменить внешнюю форму своей молитвы, ибо она уже не соответствует его внутренним убеждениям.
В Евангелии от Марка 5,25-34 мы читаем о том, как многочисленная разнородная толпа окружала Иисуса и в этой толпе к Нему с верой прикоснулась больная женщина и получила исцеление. Это символическая картина. На протяжении всей истории христианства личность Христа окружают миллионы самых различных людей. Мы видим разных людей, с разными целями и намерениями, объявлявших себя служителями Христа, но в действительности не бывших таковыми. Занимаясь рассмотрением панорамы христианства в восьмом веке, мы видим вокруг личности Христа таких далеких от Него людей, как Ирина и Лев III. Христос Своим божественным взором смотрит не на внешнее величие людей, именующих себя христианами, а на их сердца. И в восьмом веке, как и во все века, были люди, которые прикасались к Нему рукой веры и получали от Него великие благословения. Не все детали они правильно понимали, но они искренне тянулись к Нему своим сердцем. Такие души и составляют из себя Церковь Христову, которую не одолеют врата ада.
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме