logo
А

Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)

Ощутив в своих руках большую власть, Григорий решил употребить эту власть для обширной миссионерской деятельности. В этом отношении он стал орудием Божиим для распространения Евангелия. И хотя христианство в то время значительно удалилось от первохристианства, но, и в такой удалившейся от первохристианства церкви, Дух Божий касался сердец, которые искренне искали Господа. И хотя многие, так называемые варвары, были формально зачислены в христиане и вполне не отдали сердец своих Христу, но все же христианство и для них принесло пользу, оно в какой-то степени умеряло их доселе совсем необузданную дикость.

К концу шестого века христианство было широко распространено по всей Европе, за исключением Британии. Поселившиеся в Британии англосаксы почти поголовно были язычниками. Еще до вступления Григория на папский престол в его жизни произошел следующий случай. Однажды он зашел на невольничий рынок, где продавались рабы. Его внимание привлекли очень красивые мальчики, которых предлагали в продажу. Григорий узнал, что их недавно привезли из Британии. Через переводчика он вступил с ними в разговор. Оказалось, что они ничего никогда не слышали о Христе. "Ах! - воскликнул Григорий. - Зачем князь тьмы обладает такими милыми созданиями? Почему при такой красивой наружности недостает высшей духовной красоты?" На его вопрос, каким именем они называются, дети ответили: "Англы". "Как зовут вашего короля?" - спросил Григорий. "Елла", - последовал ответ. "Хвала Богу должна воспеваться в стране этого короля", - провозгласил Григорий.

Григорий загорелся решимостью стать первым христианином среди этого прекрасного народа и приобрести для Христа этот отдаленный остров. Он уже совсем было собрался в миссионерское путешествие, но в это время его избрали папой римским, и ему пришлось отложить намерение. Однако в сердце его глубоко засела мысль о далекой Британии и об англосаксонском племени.

Взойдя на папский престол, Григорий снарядил сорок человек миссионеров и отправил их в Британию. Но эти миссионеры отнюдь не явились первыми миссионерами на Британских островах. Вероятно, еще в апостольский век проповедники Христова учения побывали на этих островах. Некоторые исторические факты дают нам основание предполагать, что Клавдия, о которой пишет апостол Павел во Втором послании к Тимофею, была дочерью британского князя и состояла в браке со знатным римлянином Пудентом. В этом нет ничего удивительного. Британские короли посылали своих детей для воспитания в Рим, и там они вполне могли узнать о христианах и встретиться с ними.

Во втором и третьем веках видные деятели христианства - Иустин, Ириней, Тертуллиан - утверждали, что в каждой стране, известной римлянам, есть последователи Христа. Но это были единичные ученики Христа.

В пятом веке бедствия стали постигать Великую Римскую империю, и римляне вынуждены были отозвать свои оккупационные войска из Британии для защиты Рима. Больше римлянам было не суждено возвратиться в Британию. Уход римских войск из Британии имел для местного населения не совсем положительные результаты. Из Шотландии в Британию стали вторгаться разбойничьи племена пиктов и скоттов. Британские правители обратились за помощью в Рим, умоляя римлян защитить их от разбойничьих набегов. Но римлянам было не до Британии. Тогда бритты, населявшие Британию, обратились за помощью к саксам. Саксы - это группа древнегерманских племен, живших между реками Эльбой и Рейном.

Саксы долго себя не заставляли упрашивать, они быстро откликнулись на просьбу бриттов. Во второй половине пятого века корабли саксов прибыли к британским берегам. Войско бриттов разбило пиктов и скоттов и отбросило их в Шотландию. Ближайшие события показали, что целебное средство оказалось хуже самой болезни. Для бриттов, вместо одного зла, пришло другое зло, гораздо большее. Саксы, увидев, что страна, которую они вызвались защищать, весьма плодородна, решили сами там обосноваться. Они стали стягивать в Британию все свои войска и из защитников превратились в завоевателей. На помощь себе саксы призвали и другое германское племя - англов, которые жили с ними по соседству. Англы и саксы наводнили всю Британию. Многие бритты были истреблены англами и саксами, а другие бежали на север, где были схвачены пиктами и скоттами и также были истреблены; некоторую часть бриттов англы и саксы оставили у себя в качестве рабов.

Англы и саксы были язычниками и отличались очень свирепым нравом. В конце пятого века предводитель племени франков Хлодвиг основал в Европе сильную и обширную французскую монархию. После своего обращения в христианство Хлодвиг всех своих подданных старался зачислить в христианство. Эти события подогнали англов и саксов к их полному переселению в захваченную ими Британию.

В конце шестого века папа римский Григорий решил серьезно заняться распространением христианства среди англосаксов. С этой целью он и снарядил специальную монашескую миссию в количестве сорока человек. Руководителем этой миссии Григорий назначил монаха бенедиктинского ордена Августина. В 596 году эта группа отправилась в Британию. Но по дороге на Августина и его спутников напал великий страх, когда они услышали о свирепых обычаях англосаксов. Августин вернулся обратно в Рим, чтобы просить Григория об отмене его решения о посылке миссии в Британию. Но Григорий не отступил, сказав, что его решение принято после долгих и усиленных молитв. Он ободрил Августина и других членов миссии напоминанием, что вечно живой Бог будет с ними.

Вместе с англами и саксами в Британию в пятом веке вторглось племя ютов. Юты образовали королевство Кент со столицей Кентербери. В последующие века Кент объединился с англосаксонским королевством, но в шестом веке это было независимое королевство. Августин и его группа направились в Кент, ибо Григорий сказал им, что у Кентского короля жена христианка. Кентский король Етельберт и королева Берта приняли их очень дружелюбно" в Кентербери. Король разрешил им провести собрание, но только на открытом воздухе, а не в помещении, так как боялся волшебства. На это собрание миссионеры пришли с пением духовного гимна. Монах, шедший впереди, нес серебряный крест с изображением Спасителя.

С удивлением слушали язычники евангельскую весть о Христе, распятом за их грехи и воскресшем для их оправдания. Король уже слышал кое-что от своей жены, которая была христианкой. Етельберт настолько расположился к монахам из Рима, что предоставил им помещение в своем дворце и разрешил всенародно возвещать Евангелие. Кент стал опорным пунктом христианства в Британии. Вскоре крещение принял сам король Етельберт. Примеру короля последовали десять тысяч человек из числа его подданных.

Когда до Григория дошли вести о блестящих успехах Августина и его группы, он послал им в подкрепление целую армию миссионеров. Они привезли с собой Евангелия, церковные сосуды и облачения для служителей церкви. Августина же Григорий возвел в сан епископа, присвоив ему наименование епископа Кентерберийского. Из Кента, при содействии Етельберта, миссионеры стали проникать и в англосаксонское королевство. Через некоторое время, когда позиции католической церкви укрепились в Британии, стали допускаться принуждения при привлечении людей в христианство. Епископ Кентерберийский Августин особенно ревновал о том, чтобы христиане Британии признавали главенство римского папы.

В начале седьмого века, в 604 году, римский папа Григорий умер. Им было написано множество писем, которые свидетельствуют о его многосторонней деятельности. Однако, наряду со многим положительным, мы видим в его характере и нечто отрицательное. Успехи вскружили ему голову. Если в начале своего пребывания на папском престоле в Риме он терпимо относился к епископам восточной церкви, признавая их независимость, то в конце стал претендовать на то, чтобы они признали его единственным руководителем христианства во всем мире. В конце своей жизни Григорий уже не был таким скромным служителем, каким был в начале.

Можно сказать, что в конце своей жизни Григорий впал даже в своего рода идолопоклонство. Он продолжал считать себя христианином, не веря, конечно, в языческих истуканов, и все же он сотворил идола в своем сердце. Таким идолом стал для него папский престол. Он ревновал уже не столько о величии Христа, сколько о величии своего папского престола, о своей папской власти, о своей земной славе. "Дети! храните себя от идолов" (1 Иоан, 5,21), - писал апостол Иоанн. Григорий не сохранил себя от идола.