logo
А

Причисление Владимира к лику святых

В двенадцатом веке князь Владимир, через сто лет после своей смерти, православной церковью был причислен к лику святых и назван "равноапостольным". К нему стали обращаться молящиеся как к заступнику перед божественным правосудием. Но перед божественным правосудием он, надо полагать, сам виновен в крови тысяч людей, которая была пролита при крещении Руси.

Почему Владимир не сразу был причислен к апостолам? Главным образом потому, что после его смерти в памяти народной еще были свежи воспоминания о его пирах, на которых вино лилось рекой и которые устраивались уже и после принятия им христианства. Может ли апостол Христов вести такой образ жизни, какой мы видим у Владимира? Вот почему руководители церкви сразу не решились на такой шаг, как объявление Владимира "святым и равноапостольным", но только в двенадцатом веке отважились на это, стремясь еще более упрочить союз церкви с государством.

Господь да будет Судьей князю Владимиру. Он справедливо учтет все обстоятельства и побуждения, ибо Он знал мысли Владимира, знал и его сердце.

В течение короткого времени вся Русь была объявлена христианской страной, но фактически, в подавляющей массе своего народа, она осталась языческой Русью. Слово Божие и Дух Святой не коснулись основной массы народа, который о Христе не имел должного представления. Но и на этой языческой Руси в течение дальнейших веков Дух Божий делал Свое дело. Все, искавшие утешения и помощи от Господа, получали их, несмотря на то, что многие вопросы они не понимали правильно. Бог не вменяет в вину человеку, когда он, по не зависящим от него причинам, не все понимает правильно.

Первые священники, как мы уже говорили, прибыли из Греции (Византии) к началу крещения Руси. Первый епископ из Греции прибыл к концу десятого века. Постепенно все больше и больше на Руси появилось греческих православных священников и епископов, которые старались осваивать язык русских, дабы говорить им об основах христианства. Но христианство это было, конечно, еще далеко не таким, каким мы видим его в апостольское время.

Начиная со второго века, христианская церковь стала постепенно уходить от первохристианства. Уже в четвертом веке, когда церковь стала соединяться с государством, она очень далеко ушла от первохристианства, а в последующие века западная часть христианства (католичество) еще дальше стала уходить от первохристианства, превзойдя в этом отношении восточную часть христианства (православие).