Кончина Виклифа
Двадцать восьмого декабря 1384 года его, во время служения в церкви, постиг второй удар, и 31 декабря великого борца за евангельскую истину не стало. Но и прах его не должен был найти покоя в могиле.
Как известно, движение "лоллардов" в Англии породило движение "гуситов" в Чехии. Ян Гус впитал в себя тезисы Джона Виклифа. Естественно, что на Констанцском соборе 1415 года был вынесен приговор не только Гусу, но и Виклифу: было приказано сжечь книги Виклифа, а останки его вырыть из могилы и предать также сожжению. Лишь через двенадцать лет этот приговор в отношении его останков был приведен в исполнение: они были вырыты из могилы, находившейся во дворе Мариинской церкви в Люттеруорте, сожжены, и пепел был брошен в реку Свист, протекающую через Люттеруорт.
Отзыв Яна Гуса о Виклифе
Джон Виклиф принадлежит к числу самых светлых личностей в истории христианства. Его жизнь была настолько чиста, его учение было настолько близко к учению Евангелия, что один из его приверженцев назвал его даже "пятым евангелистом", а Ян Гус так любил его, что выразил однажды пожелание, чтобы его душа могла проводить вечность с душой Джона Виклифа.
Контрольные вопросы
1. Демонстрация папского могущества или культ папы Бонифации XIII (XIV в.).
2. Расскажите о неподчинении папе Бонифацию УШ короля Франции Филиппа IV (XIV в.).
3. Расскажите о великой катастрофе папства (XIV в.).
4. Расскажите об Авиньонском пленении пап (XIV в.). В течение какого времени Рим оставался без папы?.
5. Расскажите о деятельности "финансового" папы Иоанна ХХII. Его отношение к "Нищенствующим" орденам.
6. Расскажите о взаимном отлучении пап Авиньона и Рима (XIV в.).
7. В чем выражалось благотворное влияние мистиков в период церковной неразберихи и эпидемии чумы (XIV в.)? Назовите имена мистиков.
8. Кто такие "флагелланты" (XIV в.)? Где и как протекала их деятельность?
9. Чем ценен для истории христианства Джон Виклиф (XIV в.)? Откуда он и кто он?
10. Как началась духовно-литературная деятельность Джона Виклифа (XIV в.)?
11. Назовите основные богословские труды Джона Виклифа (XIV в.). Его отношение к проповеди Евангелия, Библии, к причастию.
12. Расскажите, кто такие "Лолларды" (XIV в.)? Отношение к ним папства.
13. Расскажите о кончине Джона Виклифа.
Лекция 15. Христиане в пятнадцатом веке
Вселенский Собор в Пизе (1409 г.). История трех пап
Прежде чем приступить к важнейшим событиям в христианстве пятнадцатого века, мы должны сказать несколько слов о Соборе в городе Пизе. Этот собор был созван с очень благородной целью: он должен был положить конец печальному положению в католической церкви. Но Собор в Пизе, собравшийся в 1409 году, привел к еще большему расколу в церкви: вместо двух пап стало три. Как же это произошло? Собор начал свою работу с того, что отстранил как римского папу Григория XII, так и авиньонского - Бенедикта XIII и избрал папой грека Александра V. Но ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII не подчинились решению Собора и остались на своих папских местах, а вновь избранный папа Александр V не получил всеобщего признания. Вот история появления трех пап.
Ян Гус
Самой яркой личностью в христианстве пятнадцатого века, вне сомнения, является чешский реформатор Ян Гус, и мы должны уделить ему не меньше внимание, чем внимание, которое мы уделяли английскому реформатору Джону Виклифу.
Надо сказать, что еще задолго до Яна Гуса семена Евангелия сеялись в сердца чешского народа. В отличие от римско-католической церкви в других странах, где ее богослужения совершались на латинском языке, в Чехии богослужения проходили на чешском языке.
Положительное влияние вальденсов
Путь для чешской реформации был подготовлен также вальденсами, которые бежали в Чехию от преследований у себя на родине в южной Франции и были ревностными проповедниками Евангелия чешскому народу.
Проникновение учения Виклифа в Чехию
В конце четырнадцатого века, благодаря браку чешской принцессы Анны с английским королем Ричардом II, между Чехией и Англией установились тесные связи. Многие чехи отправлялись в Англию, чтобы учиться в знаменитом Оксфордском университете, и, возвращаясь на родину, приносили с собой учение и сочинения Виклифа.
Гус - профессор философии и проповедник Евангелия
Ян Гус родился в деревне Гусинец 6 июля 1369 года. Он посвятил себя служению церкви и стал профессором философии в Пражском университете, где в то время учились тысячи студентов. Одновременно Гус проповедовал Евангелие в Вифлеемской церкви в Праге.
Иероним (Пражский) - друг Гуса
У Яна Гуса был близкий и верный друг Иероним (Пражский). Горя великой жаждой к знанию, Иероним посетил многие страны, в том числе и Англию, где познакомился с сочинениями Джона Виклифа и познакомил с ними также и своего друга Гуса.
Гус воспринял учение Христа от Виклифа
Ян Гус воспринял учение Виклифа и стал объяснять его в своих проповедях. На его проповеди стекалось множество народа, и вскоре он приобрел громадное влияние в своей стране. Среди его слушателей было немало высокопоставленных лиц, и даже королева София, жена короля Венцлава, посещала Вифлеемскую церковь, где проповедовал Гус.
Большим влиянием пользовался Ян Гус как профессор Пражского университета, несмотря на то, что немецкие студенты в этом университете считали идеи Виклифа еретическими и к Гусу были настроены отрицательно. Покинув позднее университет в Праге и вернувшись в Германию, они причинили много зла Гусу, распространяя о нем самые клеветнические сведения. В самой же Чехии Гус становился все более и более любимым в народе.
Гус - ректор университета и синодальный проповедник
После ухода немцев из Пражского университета Гуса назначили его ректором. Ему сочувствовал королевский двор, даже архиепископ Пражский д-р Сбинко симпатизировал вначале и назначил его синодальным проповедником. Это назначение дало проповеднику Вифлеемской церкви возможность иметь среди своих слушателей даже чешское духовенство и резко обличать его в грехах и пороках публично, не исключая самих прелатов церкви.
Духовный авторитет Гуса у князей церкви
Насколько Ян Гус вначале пользовался большим духовным авторитетом даже у князей церкви, видно из того, что архиепископ пригласил его в следственную комиссию, назначенную для расследования "чудес", творившихся якобы в церкви города Вилснака и привлекавших в этот город множество паломников. Гус высказал свое мнение об этих чудесах, как о подложных, результатом чего было запрещение архиепископом паломничества в Вилснак.
Историк Палацкий о Яне Гусе
Один из чешских историков Франц Палацкий следующими словами характеризует Яна Гуса: "Большая начитанность, в особенности в Священном Писании, и удивительная твердость в убеждениях подняла его высоко над всеми его современниками. К этому надо прибавить необыкновенную серьезность его характера, его безупречную жизнь, в которой даже враги не могли найти хотя бы что-либо предосудительное, его пламенную ревность в деле поднятия нравственного уровня народа, а также в отношении исправления непорядков в церкви, его неудержимую смелость, прямолинейность и несгибаемую волю и, наконец, его взгляд на венец мучения, как на высшую цель человеческой жизни".
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме