logo
А

Кончина Виклифа

Двадцать восьмого декабря 1384 года его, во время служения в церкви, постиг второй удар, и 31 декабря великого борца за евангельскую истину не стало. Но и прах его не должен был найти покоя в могиле.

Как известно, движение "лоллардов" в Англии породило движение "гуситов" в Чехии. Ян Гус впитал в себя тезисы Джона Виклифа. Естественно, что на Констанцском соборе 1415 года был вынесен приговор не только Гусу, но и Виклифу: было приказано сжечь книги Виклифа, а останки его вырыть из могилы и предать также сожжению. Лишь через двенадцать лет этот приговор в отношении его останков был приведен в исполнение: они были вырыты из могилы, находившейся во дворе Мариинской церкви в Люттеруорте, сожжены, и пепел был брошен в реку Свист, протекающую через Люттеруорт.

Отзыв Яна Гуса о Виклифе

Джон Виклиф принадлежит к числу самых светлых личностей в истории христианства. Его жизнь была настолько чиста, его учение было настолько близко к учению Евангелия, что один из его приверженцев назвал его даже "пятым евангелистом", а Ян Гус так любил его, что выразил однажды пожелание, чтобы его душа могла проводить вечность с душой Джона Виклифа.

Контрольные вопросы

1. Демонстрация папского могущества или культ папы Бонифации XIII (XIV в.).

2. Расскажите о неподчинении папе Бонифацию УШ короля Франции Филиппа IV (XIV в.).

3. Расскажите о великой катастрофе папства (XIV в.).

4. Расскажите об Авиньонском пленении пап (XIV в.). В течение какого времени Рим оставался без папы?.

5. Расскажите о деятельности "финансового" папы Иоанна ХХII. Его отношение к "Нищенствующим" орденам.

6. Расскажите о взаимном отлучении пап Авиньона и Рима (XIV в.).

7. В чем выражалось благотворное влияние мистиков в период церковной неразберихи и эпидемии чумы (XIV в.)? Назовите имена мистиков.

8. Кто такие "флагелланты" (XIV в.)? Где и как протекала их деятельность?

9. Чем ценен для истории христианства Джон Виклиф (XIV в.)? Откуда он и кто он?

10. Как началась духовно-литературная деятельность Джона Виклифа (XIV в.)?

11. Назовите основные богословские труды Джона Виклифа (XIV в.). Его отношение к проповеди Евангелия, Библии, к причастию.

12. Расскажите, кто такие "Лолларды" (XIV в.)? Отношение к ним папства.

13. Расскажите о кончине Джона Виклифа.

Лекция 15. Христиане в пятнадцатом веке

Вселенский Собор в Пизе (1409 г.). История трех пап

Прежде чем приступить к важнейшим событиям в христианстве пятнадцатого века, мы должны сказать несколько слов о Соборе в городе Пизе. Этот собор был созван с очень благородной целью: он должен был положить конец печальному положению в католической церкви. Но Собор в Пизе, собравшийся в 1409 году, привел к еще большему расколу в церкви: вместо двух пап стало три. Как же это произошло? Собор начал свою работу с того, что отстранил как римского папу Григория XII, так и авиньонского - Бенедикта XIII и избрал папой грека Александра V. Но ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII не подчинились решению Собора и остались на своих папских местах, а вновь избранный папа Александр V не получил всеобщего признания. Вот история появления трех пап.

Ян Гус

Самой яркой личностью в христианстве пятнадцатого века, вне сомнения, является чешский реформатор Ян Гус, и мы должны уделить ему не меньше внимание, чем внимание, которое мы уделяли английскому реформатору Джону Виклифу.

Надо сказать, что еще задолго до Яна Гуса семена Евангелия сеялись в сердца чешского народа. В отличие от римско-католической церкви в других странах, где ее богослужения совершались на латинском языке, в Чехии богослужения проходили на чешском языке.

Положительное влияние вальденсов

Путь для чешской реформации был подготовлен также вальденсами, которые бежали в Чехию от преследований у себя на родине в южной Франции и были ревностными проповедниками Евангелия чешскому народу.

Проникновение учения Виклифа в Чехию

В конце четырнадцатого века, благодаря браку чешской принцессы Анны с английским королем Ричардом II, между Чехией и Англией установились тесные связи. Многие чехи отправлялись в Англию, чтобы учиться в знаменитом Оксфордском университете, и, возвращаясь на родину, приносили с собой учение и сочинения Виклифа.

Гус - профессор философии и проповедник Евангелия

Ян Гус родился в деревне Гусинец 6 июля 1369 года. Он посвятил себя служению церкви и стал профессором философии в Пражском университете, где в то время учились тысячи студентов. Одновременно Гус проповедовал Евангелие в Вифлеемской церкви в Праге.

Иероним (Пражский) - друг Гуса

У Яна Гуса был близкий и верный друг Иероним (Пражский). Горя великой жаждой к знанию, Иероним посетил многие страны, в том числе и Англию, где познакомился с сочинениями Джона Виклифа и познакомил с ними также и своего друга Гуса.

Гус воспринял учение Христа от Виклифа

Ян Гус воспринял учение Виклифа и стал объяснять его в своих проповедях. На его проповеди стекалось множество народа, и вскоре он приобрел громадное влияние в своей стране. Среди его слушателей было немало высокопоставленных лиц, и даже королева София, жена короля Венцлава, посещала Вифлеемскую церковь, где проповедовал Гус.

Большим влиянием пользовался Ян Гус как профессор Пражского университета, несмотря на то, что немецкие студенты в этом университете считали идеи Виклифа еретическими и к Гусу были настроены отрицательно. Покинув позднее университет в Праге и вернувшись в Германию, они причинили много зла Гусу, распространяя о нем самые клеветнические сведения. В самой же Чехии Гус становился все более и более любимым в народе.

Гус - ректор университета и синодальный проповедник

После ухода немцев из Пражского университета Гуса назначили его ректором. Ему сочувствовал королевский двор, даже архиепископ Пражский д-р Сбинко симпатизировал вначале и назначил его синодальным проповедником. Это назначение дало проповеднику Вифлеемской церкви возможность иметь среди своих слушателей даже чешское духовенство и резко обличать его в грехах и пороках публично, не исключая самих прелатов церкви.

Духовный авторитет Гуса у князей церкви

Насколько Ян Гус вначале пользовался большим духовным авторитетом даже у князей церкви, видно из того, что архиепископ пригласил его в следственную комиссию, назначенную для расследования "чудес", творившихся якобы в церкви города Вилснака и привлекавших в этот город множество паломников. Гус высказал свое мнение об этих чудесах, как о подложных, результатом чего было запрещение архиепископом паломничества в Вилснак.

Историк Палацкий о Яне Гусе

Один из чешских историков Франц Палацкий следующими словами характеризует Яна Гуса: "Большая начитанность, в особенности в Священном Писании, и удивительная твердость в убеждениях подняла его высоко над всеми его современниками. К этому надо прибавить необыкновенную серьезность его характера, его безупречную жизнь, в которой даже враги не могли найти хотя бы что-либо предосудительное, его пламенную ревность в деле поднятия нравственного уровня народа, а также в отношении исправления непорядков в церкви, его неудержимую смелость, прямолинейность и несгибаемую волю и, наконец, его взгляд на венец мучения, как на высшую цель человеческой жизни".