Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
В своей дальнейшей политике руководители восточных католических княжеств стали преследовать цель не столько обороны от мусульман, сколько цель наступления на Византию, дабы окончательно уничтожить её господство и заодно подчинить восточные православные церкви римскому папе. Кроме того, руководители этих княжеств стали враждовать друг с другом, ибо каждый из них хотел большей власти, каждый мечтал о первенстве.
Такая политика привела к тому, что мусульмане, после первого крестового похода ослабленные и оттесненные внутрь Азии, снова стали собирать свои силы и начали из Месопотамии предпринимать набеги на созданные на Востоке католические княжества. Один из мусульманских эмиров, а именно Моссула-Имод-эд-дин Зенги в 1144 году напал на Эдессу и захватил все Эдесское графство. Правители соседних княжеств не пришли на помощь Эдессе.
Известие о падении Эдесского графства вызвало сильное возбуждение на Западе и особенно во Франции, ибо наибольшее число крестоносцев было именно из Франции, а в Эдессе все главные посты занимали чиновники французского происхождения. Стали раздаваться голоса, требующие нового крестового похода против мусульман.
В это время в Риме на папском престоле был папа Евгений III, который не отличался ни силой воли, ни энергией. Хотя он считал, что должен вмешаться в ход событий, но не решался. Кроме того, его гораздо больше волновали не события на Востоке, а нападки на него светских князей, требовавших лишить его светской власти.
Французский король Людовик VII, невзирая на папу, ратовал за немедленную организацию нового крестового похода. За советом он обратился к аббату Бернарду Клервосскому, впоследствии причисленному католической церковью к лику святых. Своей внушительной фигурой, изможденным постом лицом и пылкой речью Бернард производил сильнейшее впечатление на католиков, которые с ним соприкасались. Ему уже давно предлагали место епископа, но он всякий раз отказывался, говоря, что хочет быть скромным монахом.
Французский король Людовик VII убедил папу Евгения III начать новый (второй) крестовой поход. По совету короля папа поручил аббату Бернарду Клервосскому обратиться ко всему французскому народу с проповедью о новом крестовом походе. В 1146 году в государственном собрании в Бургундии Бернард надел на шею короля крест и произнес речь, в которой предложил всем вооружиться для защиты огнем и мечом на Востоке мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. По словам Бернарда, этим самым христиане докажут свою преданность Христу.
Мы знаем, как Слово Божие учит выражать нашу преданность Христу: "В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Филип.2,5). Евангелие раскрывает пред нами чувствования Христа. Он светил светом любви. Он призывал сердца людские покорять не мечом, а любовью. Двум Своим ученикам, просившим низвести огонь с неба на Его противников, Он ответил: "Не знаете, какого вы духа" (Ев.Лук.9,55).
Аббат Бернард тоже не знал, какого он духа. Упоенный успехом во Франции, он двинулся с проповедью о крестовом походе в Германию, призывая защищать святые места, не думая о том, что при такой защите он может потерять действительно святое место - свое собственное сердце. Господу нужны сердца, исполненные Духом Святым, а не физические, географические места, по которым Он ходил, когда жил на земле.
Призывы к крестовому походу вызвали в Европе и волну антисемитизма, то есть волну антиеврейских настроений, сопровождавшуюся еврейскими погромами. Правда, Бернард Клервосский порицал эти антисемитские настроения.
В 1147 году Бернард был приглашен германо-римским императором Конрадом III отпраздновать вместе с ним Новый год. После торжественной мессы (богослужения) Бернард произнес речь, в которой рисовал самые мрачные картины того, что будет, если победят мусульмане, то есть турки и арабы. Но Бернард ничего не упомянул о том, что большинство христиан были нисколько не лучше мусульман; для Христа не было места в их сердцах.
После речи Бернарда, Конрад III призвал всех к участию во втором крестовом походе. Французский король и германо-римский император собрали большое войско, поставив цель, в первую очередь, отобрать у эмира Зенги Эдессу. В походе германо-римские и французские руководители не ладили между собой. Конрад III пригласил к участию в походе византийского императора, а это не очень нравилось французскому королю. Перессорились между собой они, споря о пути, которым идти на Восток. Наконец летом 1147 года они пошли через Венгрию, принося многочисленные бедствия венгерскому населению. Из Малой Азии войска крестоносцев пошли разными путями: часть их на кораблях отправилась в Сирию, а те, которые пошли сухопутным путем, почти все погибли в столкновении с турками.
В апреле 1147 года Конрад III предпринял осаду Дамаска, которая окончилась плачевно для крестоносцев. Им не удалось вернуть Эдессу. Она ими была потеряна навсегда.
Весь путь второго крестового похода был усеян трупами крестоносцев. Оба короля - германский и французский - прибыли в Европу с жалкими остатками своих войск. Исход этого похода сильно подорвал авторитет аббата Бернарда, на которого многие католики были готовы чуть ли не молиться. Был подорван авторитет и римского папы. Но в дальнейшем авторитет Бернарда среди духовенства снова восстановился.
Военные действия крестоносцев на Востоке привели к созданию антихристианского союза, в котором объединились турки и арабы. Они еще больше ожесточились против христиан и при этом значительно укрепили свои позиции. Господь не ответил на молитвы, которые совершались об успехе второго крестового похода.
Часть французских и других рыцарей бурей была занесена в Португалию. Они предложили свои услуги португальскому королю Альфонсу и в 1148 году захватили Лиссабон. Многие из этих крестоносцев навсегда остались на Пиренейском полуострове.
После смерти мусульманского завоевателя эмира Зенги власть перешла в руки его сына - Нурредина, который отличался честностью и у мусульман получил прозвище "Справедливый". По своему нравственному уровню он, будучи мусульманином, был гораздо выше многих формальных христиан. Все события на Востоке во второй половине двенадцатого века группировались, главным образом, вокруг Нурредина, которого затем сменил не менее видный Саладин.
Саладин направил свою политику на укрепление единства мусульманского мира. При нем египетский халифат соединился с багдадским. В 1183 году Саладин старался ещё больше расширять границы государства. В это время на Востоке между уцелевшими католическими княжествами усилилась взаимная враждебность. Не на высоте оказался и руководитель Иерусалимской православной церкви - патриарх Ираклий, который превзошёл некоторых римских пап и расточал на своих наложниц колоссальные средства. Распущенность нравов господствовала и среди руководителей так называемого христианского Запада.
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме