Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
Когда мы описывали историю христианства XVII века, мы сказали о рождении современного баптизма в Англии. Но между рождением баптизма в Англии и рождением баптизма на континенте Европы прошло 225 лет.
Рождение баптизма на континенте Европы связано в значительной мере с немецким баптистом Иоганном Гергардом Онкеном. Говоря так, мы не должны забывать об анабаптистах XVI века, особенно о Валтасаре Губмайере и швейцарских "братьях", которые мало отличались от современных баптистов. Но все же это было время анабаптизма, а современный баптизм на континенте Европы ведет свое начало с 30-х годов девятнадцатого века.
Онкен родился в 1800 г. в городе Вареле в Германии. О его детских годах известно только то, что он был воспитан в учении лютеранской церкви и был конфирмирован в 13-летнем возрасте. [Конфирмация - наставление подростков пастором и утверждение в вере достигших церковного совершеннолетия.] Вскоре после конфирмации он встретился с одним шотландским купцом, который предложил ему поехать с ним в Шотландию. На Британских островах Онкен провел десять лет, и эти десять лет имели громадные духовные последствия не только для самого Онкена, но и для всей Европы. Они изменили все направление его жизни и сделали его евангелистом и строителем церквей, какого Европа еще не знала.
Приехав в 1813 году в город Лейт, мальчик Онкен скоро очутился в атмосфере шотландского пресвитерианства, но она не оказала на мальчика большого духовного влияния. Обращение ко Христу он пережил после того, как переехал в Лондон, где познакомился с английскими индепендентами или конгрегационалистами, т.е. независимыми, которые произвели на юношу Онкена глубокое впечатление. Непосредственным толчком к его обращению ко Христу послужила проповедь в одном из методистских молитвенных домов на слова Послания к Римлянам 8,1.
После своего обращения ко Христу Онкен решил посвятить себя делу благовестил в своей родной стране, то есть в Германии.
В 1823 году он вернулся на родину и поселился в Гамбурге. Его проповеди привлекали великое множество слушателей и встревожили местное духовенство.
Изучая глубже Священное Писание, Онкен стал задумываться над вопросом о правильности крещения младенцев. Сомнения в этом вопросе привели к тому, что Онкен уже свое первое дитя оставил без крещения, а затем последовал и второй его шаг: он стал провозвестником крещения по вере.
В Германии не было ни одного крещенного по вере, и Онкену пришлось обратиться с просьбой о помощи сперва к баптистам Шотландии, а потом к баптистам Англии, но от тех и других ему был дан совет - либо крестить самого себя, как это сделал английский баптист Джон Смит, или приехать в Англию и там получить крещение. Онкен не решился сделать ни того, ни другого, но о его желании принять крещение по вере узнали баптисты Америки, и профессор Гамильтонского колледжа Сирс, приехавший в Германию в 1834 году, преподал Онкену крещение, которого он так давно ожидал.
22 апреля 1834 г. Онкен, его жена и пятеро других верующих были крещены Сирсом в реке Эльбе. На другой день эта маленькая группа, крещенных по вере в Гамбурге, была организована Сирсом в церковь баптистов, и Онкен стал ее пастором. Так начиналось баптистсткое движение на континенте Европы.
Вскоре Онкен приобрел двух усерднейших помощников в лице Юлиуса Кебнера и Готфрида Лемана, и они составили известный "клеверный листок" по насаждению баптистских церквей в странах континентальной Европы.
Из своей колыбели в Гамбурге баптизм начал распространяться по всей Германии, встречая вражду и ненависть, как со стороны лютеран и католиков, так и со стороны властей.
В 1849 г. Онкен организует начало исторической баптистской семинарии в Гамбурге, которая долгие годы была центром богословского образования для баптистов Европейского континента.
Издание баптистской литературы в Германии сосредоточилось в "Издательстве И.Г. Онкена", находящемся в г. Касселе и основанном не без влияния Онкена, знавшего по опыту силу печатного слова.
Онкен был деятелем широкого диапазона, и чуть ли не с первых дней своей деятельности он видел уже великую семью европейских баптистов.
Через пять лет после рождения баптистской церкви в Гамбурге он направился в Данию, в Копенгаген, где крестил одиннадцать человек, образовав из них первую баптистскую церковь в Дании.
Под руководством Онкена развитие баптизма на континенте Европы шло одновременно внутри Германии и в других странах.
Шествие баптистской колесницы по континенту Европы шло в следующем порядке: Германия (с 1834 г.), Дания (с 1839 г.), Голландия (с 1845 г.), Австрия (с 1847 г.), Швейцария (с 1847 г.), Швеция (с 1848 г.), Франция (с 1850 г.), Норвегия (с 1857 г.), Польша (с 1858 г.), Румыния (с 1862 г.), Венгрия (с 1865 г.), Россия (с 1867 г.), Испания (с 1869 г.), Италия (с 1871 г.), Чехословакия (с 1877 г.), Югославия (с 1880 г.), Болгария (с 1880 г.).
Иоганн Гергард Онкен умер 2 января 1884 года.
Рождение международных и интерконфессиональных религиозных организаций
Девятнадцатый век в истории христианства характерен рождением многих международных и интерконфессиональных организаций.
Мы упомянем следующие из них: "Армия Спасения", "Евангельский Альянс", "Христианское Студенческое движение", "Христианская Ассоциация молодых людей", "Христианская Ассоциация молодых женщин", "Союз решительного христианства", "Международный Союз библейского чтения", "Всемирная Ассоциация воскресных школ", "Всемирная Лютеранская федерация", "Всемирный Реформатский Союз", "Общество адвентистов седьмого дня" и другие.
Возникновение новых деноминаций. Рождение адвентистов
Адвентистов характеризует вера в самое близкое пришествие Христа.
Название "адвентисты" происходит от латинского слова "адвентус", что значит "пришествие".
Отцом адвентистского движения является Вильям Миллер. Он родился в 1782 г. в США, в штате Массачусетс, в семье фермера. Родители его были баптисты.
В возрасте 34 лет Вильям Миллер пережил в своей душе решительный поворот к Богу, и с этого времени он начал усердно исследовать Писание. Особенное внимание он уделял изучению книги Даниила и книги Откровения. Изучая эти книги, он пришел к убеждению, что Христос придет скоро, чтобы воздвигнуть 1000-летнее царство. Изучение этих книг побудило его также вычислить точное время пришествия Христа.
Исходя из Дан.8,14 и многих исчислений, Миллер пришел к выводу, что Христос придет 21 марта 1843 г. Он начал устно и письменно возвещать об этой дате пришествия Христа и приобрел великое множество последователей. Началась подготовка к дню пришествия Христа. Многие раздавали свое имущество, чтобы ничто земное не тяготило их. И вот пришел долгожданный день - 21 марта 1843 г., который оказался самым обычным днем. Разочарование разделявших мнение Вильяма Миллера было весьма горьким, и многие из них повернулись спиной к адвентистскому движению. Миллер прекратил свои исчисления, но у него нашлись ученики, которые продолжали его дело исчисления точной даты пришествия Христа.
В 1845 году Миллер и многие из его последователей были исключены из баптистских церквей, в которых они еще состояли членами. Мюллер приступил к организации своих адвентистских общин, - так родилось в XIX веке адвентистское движение.
Самой большой и влиятельной ветвью адвентизма являются адвентисты седьмого дня.
Празднование субботы, вместо воскресного дня, было в обычае многих баптистских церквей того времени, и сегодня общины "баптистов седьмого дня" входят во Всемирный Союз баптистов.
В 1844 г. одна баптистка седьмого дня перешла к адвентистам и начала в одной небольшой адвентистской общине проповедовать празднование субботы вместо воскресения.
Бывший капитан Джозеф Батс воспринял учение баптистов седьмого дня о субботе и выпустил в 1846 г. свою книгу, озаглавленную: "Седьмой день - суббота - знамение вечное".
Эта книга оказала весьма большое влияние на все адвентистское движение.
Самой усердной адвентисткой седьмого дня стала Эллен Уайт. Она говорила и писала о многих своих необычных видениях и откровениях, и, между прочим, она будто бы получила откровение, что вычисленная Вильямом Миллером точная дата пришествия Христа в 1843 г. была правильной, но Христос не пришел из-за великого греха христиан, который заключается в несоблюдении седьмого дня, то есть субботы.
Эллен Уайт рассказывает о таком своем видении: 3 апреля 1847 года ей был показан золотой ковчег с 10 заповедями на двух каменных скрижалях, и от четвертой заповеди - "помни день субботний" - исходил особо яркий свет.
Нет сомнения в том, что Эллен Уайт надо считать духовной руководительницей всего движения адвентистов седьмого дня. Она написала множество книг и статей и совершила много путешествий по разным странам. Умерла она в 1915 г.
В 1863 г. адвентисты седьмого дня объединились в союз, именуемый "Обществом адвентистов седьмого дня".
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме