logo
А

Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии

Говоря о христианстве в седьмом веке, нельзя умолчать о проповеднической деятельности Колумбана. В конце шестого века Колумбан с двенадцатью товарищами покинул христианский монастырь в Ирландии и отправился в благовестническое путешествие по Британии и Бургундии. В этом отношении он последовал примеру другого ирландского монаха Колумбы, который тридцатью годами ранее отправился в подобное же путешествие на скалистый остров Иону.

Монашество, возникшее в четвертом веке как протест против проникновения мирского язычества духа в церковь, к седьмому веку тесно слилось с официальной церковью. Но среди монашествующих и в седьмом веке были очень ревностные свидетели Евангелия Христова. Хотя в результате воспитания, полученного от их духовных наставников, они и имели некоторые неверные понятия, но они искренне любили Христа, их сердца были наполнены Его духом, духом любви и самоотверженного служения людям.

Колумбан и его друзья решили нести свет Евангелия языческим племенам, находившимся под франкским владычеством. Они пошли в гущу этих племен, проникали в самые труднодоступные места. Много лишений пришлось им перенести, страшные опасности подстерегали их на каждом шагу. Часто целыми днями они не находили никакой другой пищи, кроме трав и древесной коры. Постепенно они заслужили уважение местного населения, которое стало помогать им продуктами, а монахи помогали ему своим трудом, устанавливали с ним дружеские контакты.

Вскоре слух о благочестивых монахах стал распространяться во многих местах. Люди приходили, чтобы посмотреть на них и услышать их. Слова о Христе коснулись многих сердец. Появились христианские группы, а также маленькие монастыри, которыми руководил Колумбан. Он продолжал странствовать по окрестным лесам, живя в пещерах. Слухи о деятельности Колумбана дошли до папы Григория I. Между ними началась переписка. В своих письмах Колумбан ставил Иерусалимскую церковь выше Римской. Он не был согласен с притязаниями римского папы на руководство всем христианством. По его мнению, первенство должно принадлежать Иерусалимской церкви, поскольку Иерусалим явился колыбелью христианства.

После смерти папы римского Григория I Колумбан вступил в переписку с его преемником Бонифацием IV, в которой продолжал подчеркивать преимущество Иерусалима перед Римом. Он писал Бонифацию: "Ты почти небесный, и Рим - глава церквей мира, за исключением особенного преимущества, принадлежащего месту воскресения Господня".

После двадцатилетнего пребывания в Бургундии у Колумбана произошел конфликт с местным королем Теодориком II, которого он бесстрашно обличал. Теодорик приказал отправить Колумбана обратно в Ирландию, откуда он прибыл. За эти двадцать лет слава о Колумбане распространилась повсеместно. Когда он, уезжая, ехал через Бургундию, ему всюду оказывались сердечные проводы. С большим вниманием люди слушали его последние наставления. Из Нанта Колумбана кораблем должны были отправить в Ирландию, но он бежал, некоторое время скитался по разным землям, проповедовал на берегах Цюрихского озера. Затем он перешел через горы Альпы в Ломбардию, где основал монастырь. В Ломбардии ему покровительствовал местный король. У Колумбана было большое желание отправиться на Восток в славянские земли, но это желание его не осуществилось. Умер он в 610 году в Риме.