logo
А

Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы

Но вскоре картина благодатной жизни во Флоренции начала меняться. Враги Савонаролы не спали. Они распространяли о нем самые клеветнические слухи, а слуги двора Медичий не жалели денег, чтобы подкупать народ и склонять его на сторону прежних порядков. А тут еще вспыхнула чума, народ начал роптать и выражать свое недовольство. Авторитет Савонаролы начал падать. Этим воспользовался его главный враг - папа Александр VI самый развращенный из всех пап. Он попробовал пригласить Савонаролу в Рим под предлогом получить от него необходимые для него советы, но Савонарола отказался. Тогда папа приступил к действиям против него: летом 1497 года он провозгласил его отлучение. Савонарола в ответ на это сказал: "Несправедливое отлучение не имеет никакой силы".

Папа говорил открыто: "Этот монах должен умереть, хотя бы он был Иоанном Крестителем!". Савонарола воскликнул: "О, Рим, ты болен смертельно; ты оставил Бога! Христос, Ты будь моим пастырем, моим епископом, моим папой!"

Савонарола в темнице

В вербное воскресенье 1498 года Савонарола получил предписание - в течение двенадцати часов покинуть Флоренцию. Но было уже поздно. Враги Савонаролы устроили нападение на его монастырь. Он отдал себя в их руки. Его заковали в цепи, били и проводили по раскаленным углям. Этим хотели его заставить признать свою деятельность деятельностью не от Бога.

Уповая на заслуги Христа, Савонарола и в темнице, перед лицом смерти, находил себе утешение в Боге и, ходя по своей мрачной тюремной камере, он пел слова Псалма: "Господь есть мой свет - кого мне бояться?"

Казнь Джироламо Савонаролы, Фра Доменико и Сильвестра Маруффи

Папа объявил Савонаролу и его двух друзей Фра Доменико и Сильвестра Маруффи повинными в ереси и поношении церкви, после чего им был вынесен смертный приговор; они должны были быть повешены и тут же, на виселице, сожжены.

Двадцать третьего мая 1498 года, накануне дня Вознесения, Савонаролу и его двух друзей повели на место казни. Молча умерли все три героя веры. Пепел после сожжения их был брошен в реку Арно.

Так закончил свою жизнь Савонарола. Он принадлежит к тому облику свидетелей, во главе которых стоит Сам Христос.

Гуманизм и христианство

Заканчивая наш краткий очерк по истории христианства пятнадцатого века, в котором такое большое значение имел так называемый "Ренессанс", мы должны сказать, что вместе с движением Возрождения родилось так называемое движение "гуманизма", то есть движение человечности, и величайшим гуманистом пятнадцатого века надо считать Эразма Роттердамского, родившегося в 1466 году и воспитанного в монастыре. Эразм задается целью создать гармонию из ренессанса и христианства. Он тоже жаждет оживления и обновления церкви, и в этом отношении всей своей жизнью и деятельностью подготовляет путь для великой Реформации шестнадцатого века.

Гуманизм, то есть любовь к человеку, и в наше время имеет колоссальное значение для жизни человечества, но было бы неправильно противопоставлять друг другу гуманизм и христианство, поскольку основатель и учитель христианства Иисус Христос был величайшим гуманистом всех веков и народов, отдавшим Свою жизнь не только для временного, но и для вечного счастья человечества. И Он призывает всех Своих последователей к истинному гуманизму.