Контрольные вопросы
1. Назовите первоисточники истории христианства.
2. Перечислите имена апостолов Христовых.
3. Кратко расскажите о гонениях на христиан во времена Нерона.
4. Иудейская война 70-го года (кратко).
5. Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны 70-го года.
6. Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме.
7. Кто такие Иудейские христиане? Какое отношение к ним имели Игнатий и Варнава?
8. Назовите имена древних христианских писателей.
9. Гонение христиан при Домициане. Участь апостола Иоанна.
10. Охарактеризуйте окончание апостольского века.
11. Император Траян. Участь Игнатия. Личная переписка Плиния с Траяном.
12. Назовите апостольских учеников.
13. В чем выразилось уклонение апостольских учеников от учения апостолов?
14. Еврейское восстание Баркохбы. Причина и цель восстания.
15. Положение христиан при императорах Адриане и Антонине Пие, как во время еврейского восстания, так и после него.
16. Значение в истории христианства философа Иустина.
17. Что из себя представлял император и философ Марк Аврелий? Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа.
18. Гонения на христиан в Галлии. Смерть епископа Пофина и христианки-рабыни Бландины.
19. Какова была деятельность языческого философа Цельса?
20. Император Коммод. Смерть сенатора-христианина Аполлония.
21. Лжеучения во втором веке.
22. Гностицизм и борьба с ним христиан во втором веке.
23. Обособление духовенства во втором веке.
24. Практиковалось ли христианами водное крещение младенцев в I и II вв.?
Дополнительная литература
1. "Первые деятели христианства - апостолы" - "Братский вестник" 6 за 1965 год, стр. 56.
2. "Великий апостол" - "Братский вестник" 1 за 1966 год, стр. 56; 2 за 1966 год, стр.47; 3 за 1966 год, стр. 58.
3. "История иудейской войны" - Иосиф Флавий.
4. "Иудейская война" - Лион Фейхтвангер.
Лекция 3. Христиане в третьем веке
Септимий Север - император Великой Римской империи; его отношение к христианам
В 194 году римский император Коммод умер, будучи отравлен ядом, насыпанным в чашу с вином. Сенат после его смерти избрал Пертинакса императором, однако он через два месяца был убит. Началась яростная борьба за римский престол, в результате которой на престол Великой Римской империи, объединявшей все страны тогдашнего мира, взошел Септимий Север.
В начале своего правления Север терпимо относился к христианам. В этом отношении на него повлиял один случай. Север серьезно заболел, и один из его рабов попросил разрешения совершить молитву о его здоровье. Конечно, молиться этот раб мог тайно, без объявления о своей молитве. Но он совершил молитву на глазах у всей семьи императора. Северу стало сразу лучше, а раб о себе засвидетельствовал, что он христианин. С этого момента этот раб, по имени Прокул, получил почетное положение в императорской семье. Не без его стараний к наследнику престола - малолетнему принцу - был взят новый учитель, который оказался христианином. Постепенно среди прислуги в императорском дворце все больше и больше появлялось христиан.
В народе в то же время бурлили страсти. Какие только слухи не распространялись о христианах, в чем их только не обвиняли. Император Север взял под свою защиту от народной ярости многие знатные римские семьи, которые приняли христианство. И в то же самое время Север не пытался отменить законы, направленные против христиан.
Не долго Север благововил к христианам. В 202 году он вернулся из похода на Восток, где одержал победу, подавив все восстания против римлян. Победа вскружила ему голову. Он потребовал, чтобы при его въезде в Рим ему оказывались божеские почести. Христиане отказались принять участие в этих манифестациях, ибо они не могли по своим убеждениям обожествлять человека и поклоняться ему как Богу.
Учинив расправу над христианами, служившими в его дворце, Север решил самым беспощадным образом повсюду искоренить христианство. Он издал закон, запрещающий всем его подданным переходить в христианство, а также в иудейство. Многие римские чиновники, отличавшиеся взяточничеством, вымогали у христиан деньги, обещая обеспечить им безопасность. Некоторые христиане шли на это, давая взятки чиновникам, стараясь таким путем сохранить себе жизнь и свободу. Но, наиболее ревностные из христиан смотрели на это как на унижение христианства и как на измену Христу; они предпочитали лучше пострадать за Христа, чем давать взятки.
Наиболее жестоким было гонение в Египте и в Северной Африке. В это время в Александрии мученическую смерть за Христа принял Леонид - отец известного деятеля христианства Оригена. Во время жестоких гонений в Африке особую стойкость проявляла христианка по имени Перпетуя. В 202 году в Карфагене (Северная Африка) были арестованы три молодых человека по имени Ревокат, Сатурний и Секундул, и две молодые женщины - Перпетуя и Фелицата. Все они были недавно уверовавшими и готовились к принятию крещения.
Перпетуе было 22 года, она только что осталась вдовой с грудным младенцем. Происходила она из богатой римской семьи. Отец ее был язычником. После своего ареста она была посещена отцом, который умолял ее отречься от своей веры. Указывая на стоящий рядом сосуд, Перпетуя спросила, можно ли этот сосуд назвать каким-либо другим именем, кроме того имени, какое он носит. Когда отец ответил, что нельзя, тогда она сказала: "Так и я не могу называть себя ничем другим, кроме того, что я в действительности, а именно - христианка".
Из тюрьмы Перпетуя писала о первом дне своего заключения: "Тогда это было мне испытанием, я была испугана, потому что я никогда не была раньше в такой темноте. Какой ужасный день! чрезмерная жара от множества людей, грубое обращение солдат, и, наконец, забота о моем ребенке - все это делало меня несчастной". Кто-то из сочувствующих подкупил охрану, и христианских узников перевели в лучшую камеру, отделив их от уголовных преступников, а Перпетуе принесли ее ребенка. Вскоре ее опять посетил отец. Упав перед ней на колени, он умолял ее отречься от христианства и этим избавить всех родных от позора, который она навлекла на всех их. Перпетуя, глубоко потрясенная волнением отца, все же твердо сказала, что все находится в руках Божиих. После этой встречи с отцом она писала: "Седые волосы моего отца наполнили меня болью, когда я думала, что он единственный в нашей семье не будет радоваться моей мученической смерти". Отцу своему она ответила: "Что случится, когда я буду представлена к судьям, зависит от воли Божией, ибо мы сильны не своей силой, но силой Божией". Посетил Перпетую также римский прокуратор, который уговаривал ее принести жертвоприношение языческим богам. Когда она отказалась, он приказал отобрать у нее ребенка и высечь ее розгами.
Но вот настал день суда. Перед судом к ней был допущен еще раз отец с ребенком. Римский чиновник обратился к ней со словами: "Имей сострадание к седым волосам твоего отца, имей сострадание к твоему беспомощному ребенку и принеси жертву богам для блага императора". Но ничто не смогло поколебать твердости духа этой женщины. Перпетуя и ее друзья были приговорены к смертной казни через растерзание зверями. Накануне казни, по тюремным обычаям, полагался даровой обильный ужин с выпивкой, во время которого осужденным разрешалось вести себя свободно и распущенно. Римляне считали этот обычай очень гуманным; по их понятиям, осужденному человеку надо дать возможность испытать какое-то наслаждение перед смертью. Осужденные христиане этим обычаем воспользовались по-своему: они устроили хлебопреломление и вечерю христианской любви. Горячими молитвами и славословием Господу они завершали свой земной путь. Тюремщик Пудент, пораженный всем виденным и слышанным, обратился ко Христу.
На следующий день осужденные были приведены на арену цирка. По обычаям Карфагена, мужчины должны были быть одетыми в красные одежды, подобно жрецам Сатурна, а женщины, подобно жрицам Цереры, - в желтые одежды. Но христиане отказались надевать эти одеяния, и язычники вынуждены были отступить. На арене цирка Перпетуя пела псалмы, а Сатурний, обращаясь к народу, сказал: "Запомните хорошенько наши лица, чтобы вы могли узнать нас в день суда". Были выпущены звери на осужденных. Перпетуя и ее друзья, оставив земной фронт, перешли как доблестные воины Христовы в лучезарные чертоги Своего Господа и Спасителя.
Император Север вскоре отправился в поход в Британию, где римляне стали терять почву под ногами. Во многих битвах с повстанцами он понес большие потери. Напрасно он силился расширить еще дальше границы Римской империи и покорить независимые племена; все труднее и труднее становилось удерживать ранее завоеванные территории. В 211 году Септимий Север умер на восемнадцатом году своего правления.
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме