Характеристика богослужений в III в.
Теперь нам остается дать характеристику богослужений в третьем веке. К концу третьего века служители церкви уже окончательно выделились в особое духовное сословие, отделившись от основной массы верующих. Церковь удалилась от первохристианства, нарушив принцип всеобщего священства. Кроме диаконов, была введена еще низшая степень служителей, так называемые иподиаконы, которые должны были помогать диаконам, а также заботиться о сосудах, необходимых для хлебопреломлений.
Если раньше высшие служители церкви, то есть наблюдатели за общинами, назывались епископами, то затем появились и архиепископы, то есть старшие епископы. В третьем веке появилось и новое наименование среди высшего духовенства, так называемые митрополиты. В Греции главный город каждого округа назывался митрополией или матерью-городом. И епископы главных городов стали именоваться митрополитами. Епископы же таких крупнейших городов, как Рим, Александрия, Антиохия, стали требовать для себя более громких наименований. Их стали именовать патриархами или папами. Такие громкие титулы отнюдь не способствовали смирению служителей, а, наоборот, способствовали процветанию гордости. Бог же, как известно, гордым противится.
Христианские церкви в третьем веке не имели единого центра, попытка римского епископа распространить свое руководство на все христианство закончилась провалом. Руководители общин, в которых в свое время трудились апостолы, претендовали на руководящее положение в христианстве.
В третьем веке при постройке молитвенных домов стали перегородкой отделять часть помещения, предназначенного для служителей церкви (духовенства). Здесь за перегородкой находился стол для совершения хлебопреломления. Со временем это сооружение превратилось в алтарь храма.
Посетители христианских богослужебных собраний делились на две категории: на оглашенных и верных. Человек, уверовавший во Христа и проходящий испытательный срок перед крещением, именовался оглашенным, то есть ознакомленным с учением Христа. После принятия крещения он переходил в категорию верных, то есть полноправных членов общины, и допускался до участия в хлебопреломлении. Во время хлебопреломления всем оглашенным предлагалось покинуть молитвенный дом, остаться могли лишь одни верные. По мере того, как все больше внедрялось крещение младенцев, такое деление в христианской общине становилось менее заметным.
При приеме обращенных ко Христу в категорию оглашенных над ними совершалась молитва с возложением рук, и они осенялись крестным знамением. Затем осенение крестным знамением стало принимать более широкие размеры и стало применяться христианами во время каждой молитвы.
На крещение переставали смотреть, как на сознательное обещание верности Христу, а стали ему придавать таинственное возрождающее действие. Тертуллиан, Ориген и Киприан подчеркивали, что крещение имеет смысл в том случае, если душа крещаемого расположена ко Христу, особенно Тертуллиан выступал против поспешного преподавания крещения. Но большинство христиан не внимали этим здравым наставлениям, и крещение стало терять свой первоначальный смысл, превращаясь в обряд. Первым христианским деятелем, в трудах которого упоминается о крещении младенцев, является Ириней.
В третьем веке стало терять свое первоначальное значение и хлебопреломление. Стали умножаться учителя, которые учили, что хлеб и вино - это не просто символы, но что они буквально при совершении молитвы превращаются в тело и кровь Христа.
Христианские богослужения в третьем веке состояли в первую очередь из чтения Слова Божия, которое читалось на латинском и греческом языках. Если же община состояла из представителей других народностей, то Слово Божие читалось сначала по-гречески или по-латыни, а затем переводилось на местный язык переводчиком.
После чтения следовала проповедь на тему прочитанного текста. Проповеди вначале носили собеседовательный характер, откуда они и получили название гомилии (то есть собеседований), но затем стали практиковаться и тематические проповеди, то есть проповеди на какой-либо определенный вопрос. Проповедь занимала по времени главное место в богослужебном собрании. Молитвы еще совершались своими словами, а не по молитвенникам, хотя уже прилагались старания совершать молитвы по заранее написанным текстам, что также является уходом от первохристианства, ибо молиться надо своими словами, идущими от сердца. Значительное место в христианском богослужении занимало пение. Оно состояло, главным образом, из пения ветхозаветных псалмов, которые все пелись на один мотив. Но появлялись и гимны, написанные на христианские темы.
В третьем веке сложился обычай перед хлебопреломлением зачитывать списки христиан, отдавших свою жизнь за Христа. Это не было молитвой за них, - молитвы за умерших еще не практиковались, - а это было проявлением уважения к их памяти. Затем стали зачитывать списки вообще умерших, кого их родные хотели вспомнить. Таким путем церковь постепенно подходила к поминовению за упокой.
В апостольский период не было специального расписания постов. Пост, то-есть усиленную молитву с воздержанием от пищи, каждый христианин совершал по своему усмотрению, когда чувствовал, что искушения одолевают его, или когда готовился принять какое-то особое служение, - одним словом, когда была острая нужда в особой усиленной молитве. К третьему веку среди христиан сложился обычай постом отмечать два дня в неделю, в воспоминание о предательстве Иуды и в воспоминание о распятии Христа. Причем пост этот состоял в полном воздержании от пищи до определенного часа. Был пост в смысле некоторого воздержания от пищи и перед Пасхой.
В отношении празднования седьмого дня восточная часть христианства отличалась от западной. С первых дней своего существования христианские общины на Западе отмечали день воскресный богослужебным собранием и хлебопреломлением. Восточные же христиане, под влиянием соседства иудеев, считали необходимым отмечать и Моисееву субботу. Они объединили эти два дня и считали день Господень (воскресенье) продолжением Моисеевой субботы. Оба эти дня отмечались богослужебными собраниями. Именно здесь, на Востоке, появился у христиан обычай всю ночь с субботы на воскресенье проводить в молитве (всенощное бдение).
Отпевание умерших и панихид в третьем веке в полном смысле не было; похороны состояли из пения псалмов, чтения соответствующих мест Священного Писания и соответствующей проповеди для христиан, принимающих участие в похоронах. Молитвы об упокоении души не возносились.
В третьем веке практиковалось в годовщину смерти выдающихся мучеников за веру Христову, в их память и в назидание христиан, рассказывать об их мученической кончине и возносить за них благодарность Богу. Впоследствии этот благочестивый обычай принял другие формы: на его почве вырос культ святых мучеников, которым стали возносить молитвы.
В третьем веке в молитвенных домах не было никаких изображений, ни статуй, ни картин. Но к концу третьего века стали появляться некоторые символические изображения: например, пастуха, несущего ягненка, как символ "доброго пастыря", или голубя, как символ Духа Святого. Изображений Христа еще не было, Его общепринятый теперь портрет сложился позднее. Христиане первых веков держали в своих сердцах только духовный образ Христа, светящего светом правды и любви.
Среди христиан было не редкостью мнение, что безбрачная жизнь выше брачной. Некоторые фанатики старались бросить тень на святость брака и утверждали, что истинный служитель Божий не имеет права иметь семью. Конечно, брак дело добровольное и нельзя человека заставить жить брачной жизнью, если он не хочет этого. Но это неправильное мнение, что женатый человек не может себя всецело* посвятить Христу. Семья - это лучшая школа христианина. Ни Христос, ни Его апостолы никогда не говорили, что служитель Божий должен быть обязательно безбрачным. Однако в третьем веке нередко слышались голоса, призывающие к тому, чтобы служители церкви были безбрачными и этим отличались от рядовых верующих. Мы знаем, во что это впоследствии вылилось, когда в последующие века определенной категории духовных лиц запрещалось вступать в брак.
Перед нами прошла картина гонений христиан в третьем веке, прошла картина их ошибок и заблуждений. Господь допускал огонь испытаний до Церкви Своей. Нам полезно вспомнить слова о Моисее из книги "Исход": "И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста" (Исх. 3,2-4).
Почему не сгорал этот куст? Почему ветхозаветный Израиль не был истреблён? Почему Церковь Христова не была уничтожена в мире сем? Потому что Бог был в терновом кусте, Бог был среди Израиля. Бог был среди Церкви Своей. И хотя христиане и спотыкались и заблуждались, но всегда во все века были и есть среди них сердца, любящие Христа, в которых он живет Духом Своим Святым. А любящим Бога все содействует ко благу, все испытания идут на пользу. При всех испытаниях верный христианин помнит, что эти испытания ничто по сравнению с лучезарной бесконечной вечностью; какие бы ни были испытания, но второе пришествие Христа не отменится, Царство Божие не упразднится, и врата ада не одолеют Церковь Христову. А под Церковью Христовой имеются в виду не все христиане, а те, сердца которых являются храмом Духа Святого, то есть в сердцах которых первое место занимает Христос.
В послании к Смирнской церкви, которая символизирует второй период христианства - от конца первого века до начала четвертого, Христос говорит такие слова: "Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, - впрочем ты богат, - и злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи. они не таковы, но сборище сатанинское" (Откр. 2,9). Эти пророческие слова относятся к верным христианам этого периода. Может быть, некоторые из них заблуждались в отдельных второстепенных вопросах, но они искренне любили Христа.
А как понимать эти слова Христа: "Говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы?" Здесь имеются в виду лжехристиане этого периода, которые именовали себя христианами, но не были таковыми. В этот период и, в частности, в третьем веке такие христиане стали появляться. Во втором веке таковыми лжехристианами были гностики, в третьем веке - те духовно мертвые христиане, которые искали не близости со Христом, а компромисса с языческим миром.
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме