logo
А

Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа

Друг Яна Гуса Иероним через год последовал примеру его мученической смерти. Известный гуманист Поджио, из Флоренции, сказал о смерти Иеронима: "Сократ выпил яд из своей чаши не более спокойно, чем было спокойствие Иеронима, когда он шел на костер, где ожидало его пламя..." Иероним был сожжен 30 мая 1416 года в том же городе Констанце, где Собор продолжал еще свои заседания.

Так умерли мученической смертью два величайших свидетеля Христа пятнадцатого века, оставшись верными до смерти своему Спасителю.

Констанцский собор закончился совершенно бесплодно. Перессорившись на Соборе, его участники разъехались по домам с самым глубоким разочарованием. Единственное, что надо отметить, это избрание на Соборе нового папы - Мартина, который и закрыл Собор 22 апреля 1418 года.

Гуситские войны

В то же время в Чехии загорелся грандиозный пожар, именуемый в истории "гуситскими войнами", которые продолжались целых двадцать лет, приводя в ужас и императора, и духовенство церкви в Германии. Эти войны были местью чешского народа за смерть своего великого соотечественника - Яна Гуса. Напрасно папы организовывали крестовые походы против гуситов.

Все они были победоносно отражены "таборитами", действовавшими под руководством знаменитого Яна Жижки.

Базельский собор (1431-1449 гг.)

За гуситскими войнами последовали мирные переговоры между воюющими сторонами на Базельском Соборе, продолжавшемся с 1431 по 1449 год.

На этом Соборе гуситы одержали только одну победу. Они добились сохранения чаши для мирян в причастии. Табориты требовали большего, но "чашники" содействовали их поражению на Соборе. Но и чашники были неоднократно в опасности утратить право мирян на чашу с вином в причастии, право, добиться которого стоило таких трудов и жертв для гуситов.

В 1448 году Базельский собор перенесен в Лозанну, где он и закончил в 1449 году свои заседания.

Савонарола - пророк и реформатор Италии в век Ренессанса

Пятнадцатый век известен в истории как век Возрождения или Ренессанса. Что же представляет из себя так называемый "ренессанс" или "возрождение"? Это не возрождение апостольского христианства, не возрождение духа первых дней христианства, а возрождение древности, духа античности. Новое восхищение сокровищами древней культуры овладело людьми четырнадцатого и пятнадцатого веков. Читаются, изучаются и переводятся сочинения древних писателей, и новые произведения сочиняются и пишутся классическим стихотворным размером и по образцу древности. Отыскиваются древние статуи, которые очищаются от пыли веков и размещаются во дворцах богатых и знатных людей. Изображение библейских событий заменяется изображением древних мифов и героев. Носителями ренессанса являются знатные люди Италии и особенно род Медичей во Флоренции. Их богатства помогали создавать жизнь, полную роскоши, с богатыми пирами, блестящими представлениями сюжетов из мифологии греков и римлян. Особенной любовью пользовались спектакли "Персей и Андромеда", "Венера и Марс", причем исполнительницы ролей Андромеды и Венеры выступали, как правило, обнаженными. И эти представления давались не только во дворцах герцогов, но и на виллах кардиналов и даже во дворце самого папы.

А Бог? Бог низведен с небес на гору Олимп и занимает там место со всеми божествами древности. А люди устраивают в честь их хороводы, которыми руководит некто иной, как сам папа. Что ему за дело до отцов церкви или до Евангелия? Он кадит, как и все вокруг него, фимиам идеалу древней красоты; он тоже ищет утонченных наслаждений и удовлетворений своей плоти. Молитвы церкви произносятся вроде сонет. Когда один герцог сказал папе Александру VI: "Мне кажется, святой отец, вы совсем не христианин" папа ответил: - "Вы отгадали!" А вот другой пример. В пасхальную ночь 1478 года папа Сикст готовит убийство молодого Джулиано Медичи прямо в соборе, во время мессы. Знак к убийству подает кардинал Риарио. Когда он начнет читать слова Евангелия, убийца должен наброситься на Джулиано. Так они и сделали. Казалось, что в церкви наступило царство сатаны. И вот против всего этого восстает один - это доминиканский монах Джироламо Савонарола.

Савонарола - это пророк и реформатор Италии. Место его деятельности очень ограниченно: только во Флоренции. Здесь же он и умирает, как мученик, в возрасте 45 лет.