logo
А

Действия лжепророков вредили анабаптистам

Большой вред принесли анабаптистам события в городе Мюнстере. В тридцатых годах шестнадцатого века в этом городе появляются посланники голландского "пророка" Яна Матизена, и главным из них является "апостол" Иоганн Бокельсон из города Лейдена. В истории анабаптистов он известен больше под именем Яна Лейденского. Город Мюнстер с 1533 года принадлежал к городам Реформации, и вот здесь Ян Лейденский развивает бурную деятельность. Он зажигает массы своими пламенными речами и приобретает тысячи последователей. Вскоре появляется в городе и сам "пророк". Влияние Матизена и Яна Лейденского растет не по дням, а по часам. Жители Мюнстера охвачены учением новых пророков и все в большем количестве переходят в ряды их почитателей. Увлечен их учением и сам бюргермейстер города. Вскоре начались в Мюнстере невероятные события: приступили к разрушению церковных зданий, к низвержению алтарей, к сожжению монастырей. Был издан закон о перекрещивании всех граждан; не подчинявшихся этому закону изгоняли из города.

Иоганн Матизен провозглашает наступление "тысячелетнего царства" и объявляет начало "золотого века".

В ответ на все эти события епископ Мюнстера собирает войско и приступает к осаде города. В первой же схватке "пророк" Матизен погибает, но войско терпит в конце концов поражение, и Ян Лейденский вступает на престол "царства". При его правлении учреждается "теократия", полностью основанная на Ветхом Завете. Ян Лейденский провозглашает право на многоженство и сам подает пример в этом. Затем он провозглашает себя царем "нового Иерусалима", заводит лейб-гвардию и требует для себя царских почестей.

Но вся эта трагикомедия длилась не долго. Епископскому войску удалось захватить город и войти в него. Руководители "тысячелетнего царства" были казнены, и тела их в железных клетках были выставлены напоказ всем жителям города.

В результате этой победы жители Мюнстера снова вернулись в лоно католической церкви, а Мюнстер становится на долгие годы цитаделью католицизма.

Хотя анабаптисты никакого отношения не имели к "пророкам" в Мюнстере и ко всем их причудам, но все же черная тень мюнстерских событий пала на все анабаптистское движение, и преследование их приняло еще большие размеры.