logo
А

Монах Пахомий

В начале четвертого века примеру Антония последовал Пахомий, но он уединился не один, а увлек с собой маленькую группу христиан на пустынный островок на реке Ниле. Это, собственно говоря, и был первый монастырь в истории христианства. Сподвижников Пахомия стали именовать монахами, от греческого слова, имеющего значение "один", "уединенный". Пахомий выработал специальный устав для своего маленького общества. Монахи должны были отказаться от брачной жизни, жить вдали от мира, от людей, проявлять строгое воздержание в пище, держа свою плоть в постоянном изнурении. Они должны были заниматься каким-либо трудом: земледелием, плетением корзин, веревок. Свои изделия они сплавляли вниз по Нилу, и на вырученные деньги не только покупали себе продукты, но и помогали нуждающимся. В этом отношении общество, основанное Пахомием, не совсем оторвалось от людей, но светило светом Христа в этом мире, хотя и впало в некоторых вопросах в крайности. Эти крайности в последующие века приняли особо уродливые формы.

С середины четвертого века число монахов стало быстро расти. Пахомий основал также подобное общество и для женщин. Чем было вызвано такое явление? Оно было вызвано стремительным отступлением христианской церкви от первохристианства. Со времен императора Константина, когда языческий мир хлынул мощной волной в христианскую церковь и когда появилось много формальных христиан, большинство христиан уже не отличалось той высоконравственной жизнью, которая была присуща первым христианам. Христианская церковь оязычилась, стала полуязыческой-полумирской церковью. И вот некоторые христиане, уединяясь, уходя в монахи, этим самым выражали свой протест против печальной действительности, которую они наблюдали в христианстве. Уже и в третьем веке были заметны некоторые признаки отступления христианской церкви от первохристианства, и протестом против такого отступления тогда было движение монтанистов, которые, борясь с одной крайностью, впали в другую. Точно так же и монашество, протестуя против одной крайности, уклонилось в другую. Христос совсем не хотел, чтобы Его последователи измождали свое тело, подрывали свое здоровье и отказ от семейной жизни возводили бы в обязательное правило.

В четвертом веке монахи не имели никакого отношения к духовенству; они считались рядовыми верующими, среди них не было привилегированных лиц, все они называли себя братьями. Для совершения евхаристии (хлебопреломления) они приглашали обычно священника со стороны, но затем стали из своей среды выбирать священников для богослужений исключительно только в монастыре, а не для мирян.