logo
А

Ошибочное учение Августина о предопределении

В это же время Августин выступил со своим учением о предопределении. На это учение его натолкнула борьба с пелагианством. Борясь с Пелагием и Целестием, дававшими такую свободу человеческой личности в деле спасения, что Богу вроде ничего не оставалось и делать, Августин впал в другую крайность. Он начал учить, что если Бог не предопределит человека к спасению, то человек не спасется. По учению Августина получалось так, что Бог одних людей заранее предопределил к вечному блаженству, а других заранее предопределил к вечному отвержению от Себя. Эти утверждения Августина вызвали споры среди богословов того времени, которые еще больше обострились после его смерти.

Какую же оценку должны мы дать этим понятиям? Как мы должны понимать этот вопрос? О предопределении пишет апостол Павел в Послании к Римлянам: "Кого Он (Бог) предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8,29-30). Апостол Павел тоже говорит о предопределении, но он подчеркивает, что это предопределение основано на предузнании. Бог на то и Бог: Он заранее предвидит, кто отдаст сердце Христу и кто этого не сделает.

И вот те, кто отдадут сердце Христу, уже заранее предопределены Богом быть подобными образу Иисуса Христа, быть особыми сосудами, предназначенными для особых целей в вечности. Бог нелицеприятен; Он зовет всех к отдаче сердца Христу. Он стучит в сердце каждого человека, слушающего о Христе. И у всех людей, слушающих евангельскую весть, имеются одинаковые возможности принять Христа. И если одни люди принимают Христа в сердце,а другие не принимают, то в этом виновен не Бог, а сами люди. Человек не автомат, он имеет свободную волю, и он может принять призыв Божий или отвергнуть его. Бог же, обладая способностью видеть все то, что будет дальше, знает, кто примет Христа и кто не примет Его. На этом Своем предузнании Он и строит Свое предопределение, то есть Он уже от вечности знает всех людей, которые отдадут свое сердце Христу. Так мы должны понимать предузнание и предопределение. Августин же в этом вопросе впал в крайность. Правда, он очень осторожно высказывал свои мысли по этому вопросу, его же последователи более определенно высказывали эти мысли. Через тысячу лет после Августина его взгляды отстаивал известный богослов и реформатор Кальвин. И в настоящее время в христианстве имеется немало христиан, которые на вопрос: "почему не все люди верят во Христа?" - отвечают: "потому что они не предопределены Богом".

В учениях Пелагия и Августина мы видим две крайности. Борясь с одной крайностью, Августин впал в другую. По учению Пелагия получается так, что человек исключительно своими стараниями совершает шаги к Царству Божьему, а Богу ничего не остается делать, как быть только в положении наблюдателя. По учению же Августина получается так, что спасение зависит исключительно от Бога; к кому из людей Бог соблаговолит направить Свои шаги, тот и спасется. Мы же должны не уклоняясь в крайности, избрать золотую середину, а именно, если человек делает шаг к Богу, то есть откликается на Его призыв, то Бог со Своей стороны немедленно протягивает Свою руку такому человеку. Эта середина между двумя крайностями и является божественной истиной в этом вопросе. Говоря, что Пелагий и Августин оба впали в крайности, следует сказать, что крайность Палегия - особенно опасная, ибо она уводит человека от Христа, внушает, что человек исключительно своими усилиями может стать совершенным. Поэтому крайность Пелагия вполне справедливо назвать ересью, что и было сделано христианской церковью в пятом веке.

В 430 году германским племенем вандалов был осажден город Иппон, где епископом был Августин. В осажденном городе Августин не прекращал свои богословские труды. Однако вскоре он тяжело заболел. Он распорядился, чтобы к нему никого не впускали, беспрестанно молился и читал покаянные псалмы Давида. 28 августа 430 года Августин отошел в вечность.