logo
А

Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)

В мае 553 года в столице Византии - Константинополе собрался Пятый вселенский собор. Напомним, что вселенским собором называется съезд епископов христианской церкви для рассмотрения какого-либо важного духовного вопроса. Эти соборы созывались императорами обычно по просьбе епископата церкви. Первый вселенский собор (Никейский) был созван императором Константином в 325 году в Никее в связи с появлением лжеучения Ария, утверждавшего, что Христос не равен Богу Отцу, а ниже Его. Второй вселенский собор (Константинопольский) был созван императором Феодосием I в 381 году в Константинополе для обсуждения вопросов единства христиан. Третий вселенский собор (Ефесский) был созван императором Феодосием II в Ефесе в 431 году для разбора дела Нестория, которого обвиняли в нездравом учении о воплощении Спасителя и в том, что он учил только о человеческой природе Христа. Четвертый вселенский собор (Халкидонский) был созван императором Маркианом в 451 году в Халкидоне для обсуждения монофизитов, которые учили только о божественной стороне Христа, уверяя, что божественная сторона Христа поглотила Его человеческую сторону, и поэтому Христос, якобы, не мог чувствовать ни голода, ни страданий.

В вопросе о монофизитстве император Юстиниан был сторонником решений Четвертого Халкидонского собора, а его жена Феодора была ревностной монофизиткой. Вокруг Феодоры сгруппировалось много монофизитов (единоестественников, учивших только об одном естестве Христа). Феодора имела безграничное влияние на своего супруга и оказывала покровительство монофизитам. Именно она возвела тайного врага решений Халкидонского собора Анфима, на патриарший престол в Константинополе. Воспользовавшись могуществом Византии, она оказала давление даже в избрании своего сторонника Вигилия новым папой римским и вошла с ним в соглашение, что он будет выступать против решений Халкидонского собора, хотя его положение папы римского обязывало его проводить в жизнь решения этого собора.

У нового папы римского обострились отношения и с римским епископатом, и с восточным епископатом, а затем и с Византийским императором Юстинианом. Оставив папский престол, он возвратился в Константинополь.

По настоянию многих епископов, был создан в Константинополе Пятый вселенский собор, на который собралось 165 епископов, большинство из которых было из восточной церкви. Сбежавший из Рима в Константинополь Вигилий в соборе не участвовал, ссылаясь на болезнь. На этом соборе были подтверждены решения предыдущих четырех вселенских соборов, в том числе и решение по монофизитскому вопросу. Монофизитство было решительно осуждено. Кроме того, на этом Пятом вселенском соборе делалась попытка поставить вопрос об отношениях к учению выдающегося христианского богослова Оригена, жившего в третьем веке. В трудах Оригена было немало интересных и глубоких мыслей. Однако не все богословы были с ним согласны. Сторонники учения Ария не раз пытались извратить в свою пользу некоторые высказывания Оригена. Пятый вселенский собор не стал рассматривать этот вопрос и не вынес никакого порицания или одобрения.

После этого собора Вигилий заявил, что его попутал диавол и что он полностью разделяет решения собора. Император Юстиниан разрешил ему вернуться в Рим, но по дороге в Рим Вигилий умер.

Жена Юстиниана Феодора умерла до начала Пятого вселенского собора. Ее смерть явилась большим ударом для Юстиниана. После смерти Феодоры он все больше и больше склонял свою голову перед преградами, которые препятствовали его целям. Умер он в возрасте восьмидесяти двух лет в 565 году. В последние годы своей жизни он с полным равнодушием смотрел на то, как расстраивается управление обширной империей. Он уже не мечтал о реставрации всемирной Римской империи и говорил, что погружается в ожидание вечной жизни. Подытоживая деятельность Юстиниана, можно сказать, что он сделал много зла ради достижения внешнего величия своей империи. Полного величия он все равно не достиг, а то, чего добился, стало разваливаться у него на глазах в последние годы его правления.