logo
А

Второй Ватиканский Собор в Риме

Большим событием в истории католической церкви двадцатого века был Второй Ватиканский Собор в Риме.

Какова же история его созыва? В воскресенье 25 января 1959 г. папа Иоанн XXIII выступил по Ватиканскому радио с речью, в которой провозгласил, что он намерен в недалеком будущем созвать 21-й Вселенский собор.

Это выступление папы взволновало весь христианский мир, поскольку оно было воспринято как намерение Римско-католической церкви созвать "вселенский собор" с участием представителей всех церквей мира, в том числе и протестантских, и таким образом примкнуть к экуменическому движению, руководимому Всемирным Советом Церквей.

В первые месяцы после этого сенсационного выступления папы светская и духовная пресса была полна статей, посвященных этому выступлению. Задавались вопросы, делались догадки - какие церкви получат приглашение Ватикана на созываемый им вселенский собор. Многим церковным руководителям казалось, что начинается новая страница в истории экуменического движения, что это движение становится действительно экуменическим, вселенским, поскольку в него вливается не участвовавшая в нем до сего времени католическая церковь. Отдельные церкви начали обсуждать вопрос, как им реагировать в случае получения приглашения от Ватикана на собор - положительно или отрицательно. Некоторые церкви были склонны последовать приглашению папы и участвовать в соборе; другие колебались и не знали, как им поступить; третьи были готовы решительно отказаться от какого бы то ни было участия в папском соборе.

Однако, порожденная выступлением папы от 25 января 1959 года надежда экуменического движения на создание единого христианского фронта с участием и Католической церкви вскоре начала блекнуть, и восторг горячих экуменистов начал затухать. Успокоению умов и сердец содействовал сам папа. На собрании ректоров папских высших школ, состоявшемся 4 апреля 1959 г., папа говорил в самой решительной форме о необходимости вернуть в лоно Католической церкви христиан всех других церквей. Эта речь папы была некоторого рода холодным душем на энтузиазм церквей, готовых было направиться в Рим для участия в соборе.

В воскресенье 14 июня 1959 г. папа выступил перед преподавателями и студентами так называемой "Греческой Коллегии" и, касаясь предстоящего вселенского собора, сказал, что собор не будет заниматься проблемой единства христиан, а только подготовит Католическую церковь к этой большой проблеме.

И, наконец, в своей Энциклике от 2 июля 1959 г. папа Иоанн XXIII возвестил: "Главной целью предстоящего собора будет содействие росту Католической церкви и животворному обновлению нравов христианского народа, а также приспособлению церковной дисциплины к нуждам нашего времени".

Эти высказывания папы не только охладили надежды экуменического мира, но и глубоко разочаровали его. Как права была Московская Патриархия, когда за неделю до опубликования этой папской энциклики она заявила, что возвещенный папой собор будет чисто католическим собором. Второй Ватиканский Собор начался 11 октября 1962 года. Мы не будем здесь вникать в его двухгодичную работу, но следует отметить, что в результате Собора при Ватикане была создана специальная комиссия по вопросам единства христиан, и в 1970 году начались переговоры между представителями Ватикана и Всемирного Совета Церквей по важнейшему вопросу присоединения Католической церкви к экуменическому движению.

Этот поворот Католической церкви к контактам и диалогам с протестантским миром имеет большое значение как для самого католицизма, так и для всего протестантизма.

Необходимо сказать, что Ватикан и Католическая церковь после Второго Ватиканского Собора уже не те, какими они были до Собора.

С этого момента начинается падение церкви и слияние ее с миром.