logo
А

Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер

С именем Шпенера связано большое движение в христианстве семнадцатого века - так называемый пиетизм (от слова "пиетас" - благочестие). Как же пришел Шпенер к своим пиетистским воззрениям и в чем заключаются эти воззрения? Чтобы ответить на этот вопрос, надо отправиться в Голландию, в ее древний университет в городе Утрехте. Здесь, в первой половине семнадцатого века, профессор университета Гисберт Фоет собирает вокруг себя благочестивых членов местной реформатской церкви и молится с ними. Он не создает при этом никакой секты - все участники его молитвенных общений остаются членами своей церкви. Они жаждут только одного: быть живыми христианами. Во эти молитвенные общения профессора Фоета можно назвать колыбелью пиетистского движения.

Нечто подобное появляется и в реформатских церквах Германии. Профессор богословия Ростокского университета Феофил Гроссгебауер, исследуя с большим усердием сочинения английских пуритан, написал в 1661 году свою собственную книгу под названием: "Голос стража с опустошенного Сиона". В этой книге профессор Гроссгебауер требует кардинальной реформы церкви по образцу пуритан, подвергнув при этом особо острой критике "пасторскую систему" в церкви. Он выдвигает идею "общинной церкви", то есть церкви, состоящей из живых христиан, ведущих благочестивый образ жизни, как это практиковалось у пуритан.

Вот с этой книгой профессора Гроссгебауера познакомился лютеранский богослов и пастор в городе Франкфурте-на-Майне - Филипп Яков Шпенер и был охвачен ее идеями. Он сам принялся за изучение пуританской литературы, и в 1675 году он пишет свои знаменитые "Благочестивые пожелания". В них он выдвигает шесть основных тезисов, необходимых для реформы жизни церкви, а именно: постоянное исследование Писания; восстановление всеобщего священства в церкви; братская любовь между членами церкви; любовь ко всем людям; простая, но назидательная проповедь и, наконец, самый практический характер богословского образования.

Тезисы Шпенера нашли самую благоприятную почву как у многих пасторов, так и в массе верующих. Но появилось немало и противников.

Через десять лет после обнародования тезисов Шпенара переводят, в качестве придворного проповедника, в город Дрезден, но здесь его строгие нравственные требования не пришлись по вкусу курфюрсту, имевшему большое пристрастие к вину, и он был вынужден переселиться в Берлин. Тезисы Шпенера быстро распространились по всей Германии, и многие церкви стали использовать их как в своем устройстве, так и в своей жизни и служении.