logo
А

Положение в католической церкви

В католической церкви до конца XIX века мы не наблюдаем того, что является характерным для протестантизма этого времени, а именно - внутренней миссии и диаконии. Лишь в 1889 г. в католической церкви образовался так называемый "Союз благочестия", который посвятил себя делам любви и милосердия.

В католической церкви XIX века мы наблюдаем другие явления, без которых нам в современном положении этой церкви многое было бы трудно понять.

Наполеон Бонапарт, совершенно равнодушный к религии человек, сыграл большую роль в развитии не только протестантизма, но он оказал влияние и на католицизм.

Французская революция нанесла католической церкви сокрушительные удары. Были закрыты многие церкви и монастыри, изымалось церковное имущество, многие из духовенства были преданы казни на гильотине. Папа потерял большую часть своего церковного государства, а в 1798 г. от него потребовали ухода с папского престола. Тогдашний папа Пий VI был арестован, и на его просьбу - дать ему возможность умереть в Риме - французский генерал Бертье ответил сухо: "Умереть вы можете везде!" Через год 82-летний Пий умер в крепости во Франции.

Но вот Наполеон объявляет себя императором Франции, и с этого дня начинается его заигрывание с католической церковью. Ему нужна сильная, сплоченная церковь Франции, и религия должна ему помочь в достижении его целей. Он заключает с новым папой, Пием VII, конкордат и добивается того, что папа приезжает в Париж для его коронации. Наполеон оказывает ему самый пышный прием и возлагает ему на голову тиару, украшенную 2600 бриллиантами.

Как уже было сказано, 2 декабря 1804 г. папа совершил помазание Наполеона, но императорскую корону Наполеон надел на себя сам.

Самодержавие Наполеона распространялось не только на область политики; он хозяйничал и внутри церкви. Он самовластно установил церковные праздники и занялся даже выработкой катехизиса, обязательного для всей католической церкви Франции.

В этом катехизисе были, между прочим, слова: "Христиане должны оказывать любовь, послушание, уважение и верность своим князьям и особенно нашему императору Наполеону I. Оказывать честь и служение нашему императору - то же самое, что оказывать честь и служение Господу Богу". В ответ на такой катехизис Наполеона папа заявил решительный протест, результатом которого были немедленное занятие Рима и арест папы. Около пяти лет папа был пленником Наполеона. Лишь после падения Наполеона папа в 1814 г. возвращается в Рим. С этого времени начинается восстановление папской власти.

Если в протестантизме владычество Наполеона и ужасы его войн привели к расцвету внутренней миссии и диаконии, то в католицизме ответом на них были такие церковные мероприятия, которые сильно напоминали времена средневековья.

Через полгода после возвращения папы в Рим был восстановлен орден иезуитов. Этот шаг папа обосновывал "настойчивыми просьбами всего христианского мира". Были введены в действие папские буллы и в некоторых случаях даже инквизиция, далее - известный "индекс" запрещенных книг и строжайшая папская цензура. Возникавшие в то время всюду библейские общества осуждались папой, как "чума времени". Папа Григорий XVI, занимавший престол с 1831 по 1846 год, оказался ярым противником всякого культурного прогресса. Он даже не разрешил провести по территории Ватикана железную дорогу, но зато он ввел поклонение "святому хитону", которое привлекло миллионы паломников.

Преемником Григория XVI был папа Пий IX, пробывший на папском престоле целых тридцать лет. Он был полной противоположностью Григория XVI. Это был, в полном смысле слова, "либеральный" папа. Он освободил всех осужденных оппозиционеров папского престола и содействовал развитию самой широкой деятельности церкви в области диаконии, то есть служения делу любви и милосердия.

Но либеральной его церковная деятельность была только вначале. Борцы за свободу Италии отправили его в ссылку на два года, из которой он вернулся решительным реакционером, отбросившим все свои прежние либеральные устремления.

В 1854 г. папа Пий IX вводит догмат о "непорочном зачатии девы Марии", то есть учение о ненаследовании девой Марией первородного греха. Кто не соглашался с этим догматом, объявлялся вне единства с церковью.

Этот же папа Пий IX созвал в декабре 1869 г. известный в истории католицизма "Ватиканский собор", заседавший в Риме, в Ватикане, в правом крыле собора Петра, где по преданию находится могила апостола. В этом Ватиканском соборе приняло участие 760 католических руководителей со всех концов мира.

Давно уже ходили слухи, что Ватикан готовит введение нового догмата, и вот на I Ватиканском соборе эти слухи оправдались: было объявлено о введении в католической церкви нового догмата - догмата о "непогрешимости папы". Собор превратился в кипящий котел: одни участники собора стояли за принятие нового догмата, другие были против. Немецкие епископы пали на колени перед папой, прося его отказаться от введения нового догмата. Но все оказалось напрасным, и 18 июля 1870 г. на последнем заседании этого Первого Ватиканского собора, двадцатого по счету, догмат о непогрешимости папы в вопросах веры был принят. Все же несогласные с этим догматом подлежали анафеме, и вскоре 18 тысяч немецких католиков, поднявших протест против нового догмата, были отлучены от церкви.

Догмат о непогрешимости папы привел к расколу внутри католической церкви: от нее отошли так называемые "Старокатолики" и образовали свою самостоятельную церковь.