Взор Арнульфа на славянские земли
На рубеже десятого века в Германии, которая выделилась в десятом веке из состава бывшей империи Карла Великого, царствовал Арнульф, последний отпрыск династии Каролингов. Он поставил перед собой задачу: прибрать к рукам все соседние земли и создать могущественную империю. Он обратил внимание на славянские земли и решил их включить в состав своих владений. С этой целью он призвал на помощь языческое племя венгров, которое к этому времени появилось в Европе, перекочевав с Урала.
Венгры или мадьяры - это народ финского происхождения. В то время они стояли на очень низкой ступени развития. Арнульф сам потом ужаснулся тому, что сделал. Венгры пошли не на Восток, а на Запад, сокрушая все на своем пути. Они дошли до Рейна, подошли к границам Испании, стали перебираться через Альпы, намереваясь попасть в Италию. Вскоре они туда действительно попали.
В отличие от германцев и итальянцев, венгры обладали очень большой подвижностью, быстро рыская на маленьких лошадях. Были они очень меткими стрелками. Вторгшись в Италию, они предали огню сорок четыре христианских храма, беспощадно грабя население. Страшная угроза нависла над папским престолом. В уцелевших церквах возносились молитвы об избавлении от "стрел венгерских". Для многих людей, именовавшихся христианами, эти события явились большой встряской. Многие стали искать защиты у Господа, о Котором раньше и не думали, стали высказываться мысли, что это гнев Божий, разразившийся за то нечестие, которое творится на папском престоле.
По смерти Арнульфа германцы, в результате происшедших событий, распались на пять родственных народов: франконцев, саксонцев, швабов, боварцев и лотарингцев. Опасность полного порабощения венграми и схожесть языка сплачивала их между собой.
Воспользовавшись событиями в Италии, туда стали проникать сарацины. Так называлось племя, вышедшее из Западной и Южной Аравии. Много сарацин в восьмом веке оказалось в Испании при вторжении туда арабов. В дальнейшем наименование "сарацины" нередко применялось ко всем арабам. Один из отрядов сарацин на продолжительное время расположился около Рима, наводя ужас на жителей, в том числе на папу и на его окружение. Вокруг Рима грабежи следовали за грабежами.
В результате активных действий германцев и сопротивления итальянского населения венграм пришлось удалиться из Италии. Сарацины ушли на испанскую территорию, а венгры поселились в придунайских областях, откуда в течение всей первой половины десятого века они совершали опустошительные набеги на европейские страны. Эти набеги прекратились в результате того, что венгры, получив отпор от германцев, прочно осели на придунайской земле и перешли к оседлому земледелию.
Генрих I Птицелов
В 912 году саксонским герцогом стал Генрих, вошедший в историю под наименованием Генриха I Птицелова. Такое прозвище он получил, якобы, за особую любовь к соколиной охоте. Генрих поставил перед собой задачу - объединить все германские земли. Он царствовал с 912 по 936 год. Именно он заставил венгров осесть в придунайских областях и отказался платить им дань.
Генрих был очень мудрым и осторожным политиком. Покорности со стороны швабов, баварцев и других германцев он добился не военной силой, а своей благоразумностью, справедливостью, умеренностью и примером личной храбрости.
Оттон I Великий. "Священная Римская империя германской нации"
Но полностью объединил германские земли не он, а его сын Оттон, получивший наименование Великого и царствовавший с 936 по 973 год. При Оттоне I Германия стала самым сильным государством в Европе. В 951 году, после смерти своей жены, Оттон I женился на вдове итальянского короля Лотаря и принял титул короля Италии.
Оттон I захватил власть в Италии, разогнав всех своих соперников. В 962 году он объявил о создании "Священной Римской империи германской нации", а себе присвоил наименование германо-римского императора. Основной целью всей политики Оттона I было стремление к мировому господству.
Став германо-римским императором, Оттон I нанес сильнейший удар по нечестию, господствовавшему на римском папском престоле. Когда сарацины окружали Рим, это было серьезным предупреждением от Господа безнравственному папе. Он не внял этому предупреждению и торжествовал, когда угроза нашествия венгров и сарацин миновала. Но вдруг совершенно неожиданно, в связи с женитьбой Оттона I, события приняли иной оборот. На папский престол обрушилась буря оттуда, откуда папа ее меньше всего ожидал. Оттон I, придя в Италию, решил навести порядок в католической церкви. Он отнял папскую власть у папы римского Иоанна XII.
Оттон Великий намеревался провести реформу папства, но встретил решительное сопротивление римской аристократии. Ему лишь удалось убрать с папского престола преступного папу Иоанна XI.
Оттон II
После смерти Оттона I в 976 году германо-римским императором стал его сын Оттон II, который еще при жизни отца был объявлен германским королем. Оттон II также непримиримо относился к проявлению нечестия на папском престоле. При нем на папский престол был возведен аскетический папа Григорий V - немец по национальности, который старался поднять моральный уровень высшего католического духовенства.
Оттон III
После смерти Оттона II на германо-римский императорский престол взошел сын его Оттон III. Все три Оттона явились для папства очистительной грозой, которую допустил Бог.
Оттон III объявил, что его политика направлена к определенной цели, а именно - к исправлению церкви и к наведению порядка среди высшего духовенства. Он не останавливался перед самыми крайними и даже чудовищно жестокими мерами. Сместив папу Иоанна XIV, он приказал выколоть ему глаза, отрезать нос, уши, язык и возить его в таком виде верхом на осле по улицам Рима.
Папа Сильвестр II
Расправившись с папой Иоанном XIV, Оттон III возвел на папский престол Сильвестра II. Он происходил из очень бедной семьи и еще ребенком был отдан в монастырь, где учился в монастырской школе. Впоследствии он путешествовал по Франции, а затем и по Испании, где познакомился с арабской культурой. После этих путешествий он был представлен императору Оттону I, который обратил внимание на ум и образованность молодого монаха и сделал его воспитателем своего сына - будущего Оттона II. Затем он был аббатом одного из монастырей, а вскоре получил и епископский сан.
Возведенный Оттоном III в конце девятого века на папский престол, он принял имя Сильвестра II, сказав при этом, что постарается быть подобным папе Сильвестру I, который жил в четвертом веке во времена императора Константина Великого и который старался не вмешиваться в государственные дела, предоставляя этим заниматься императору. Ничего другого Сильвестру II не оставалось говорить, ибо Оттон III подчеркивал, что папский престол Сильвестр II получил из его рук и что он не должен забывать об этом.
Сильвестр II по своей образованности и уму был исключительным папой. Как ученый, он не имел себе равных между своими современниками. Оттон III невольно стал обращаться к нему за всевозможными советами. Слава об учености Сильветра II стала греметь во Франции, Германии, Италии, Испании. Постепенно дело дошло до того, что император Оттон III стал называть себя учеником папы Сильвестра И. Глубокие познания были у Сильвестра II, и в области точных наук; им были составлены некоторые геометрические формулы.
При папе Сильвестре II и императоре Оттоне III стало возрастать могущество папской власти. Однако на рубеже десятого и одиннадцатого веков возросшее могущество папы пало. Умер германо-римский папа Сильвестр П. Снова папство стало орудием в руках различных светских придворных партий. Однако чудовищному разгулу нечестия на папском престоле Оттонами был положен конец.
Созданная Оттоном I так называемая "Священная Римская империя германской нации" в десятом веке была сильнейшим европейским государством. В нее насильственно были включены некоторые славянские области, а также и Прибалтика. В последующем одиннадцатом веке в состав "Священной Римской империи германской нации" была включена и Чехия. Между римскими папами и германо-римскими императорами в течение последующих трех столетий шло соперничество за политическое и экономическое господство в обширной империи. Успех был попеременно то на той, то на другой стороне.
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме