logo
А

Богослов Тертуллиан

Говоря о монтанизме, нельзя умолчать о выдающемся христианском деятеле Тертуллиане. Знаменитый богослов Тертуллиан, по происхождению римлянин, родился в Карфагене около 160 года, получил юридическое образование и был выдающимся юристом своего времени. Приняв христианство, он вскоре стал пресвитером христианской общины в Карфагене. В 202 году Тертуллиан уклонился в монтанизм и пребывал в нем до конца своей жизни. Наибольший расцвет деятельности Тертуллиана совпал с правлением императора Септимия Севера.

В своих сочинениях Тертуллиан много внимания уделял практическому христианству; труды его богаты сравнениями, мысли выражены настолько кратко и метко, что могут быть поговоркой. Между сочинениями Тертуллиана, написанными до его ухода к монтанистам, и написанными позже, не видно почти никакой разницы. Он продолжает дело проповеди Евангелия, продолжает защищать христианство от нападок язычества, продолжает писать полезные практические советы для христиан. Но все же крайности монтанизма видны в его трудах. Подобно Монтану, он женитьбу на второй жене, после смерти первой, считал великим грехом.

Почему Тертуллиан стал монтанистом? По всей вероятности, будучи ревностным христианином, он искал большего огня в христианстве. В апостольский период, когда христиан было еще не так много, христианство было более горячим. В третьем веке были великие подвижники христианства, вроде Перпетуи, но появилось немало и таких христиан, которые хотели как-то приспособиться, даже путем взяток, лишь бы только их жизнь протекала совершенно спокойно. Хотя официально еще не было узаконено крещение младенцев, но уже в третьем веке христиане стали практиковать подобное крещение, что явилось отступлением от учения Христа в этом вопросе. По мере того как крещение младенцев принимало все более широкие размеры, все больше и больше формальных христиан появлялось в христианских общинах. Если таким христианам удавалось как-то приспособиться и жить спокойно, они все же считали себя христианами, а при наиболее яростных гонениях они отпадали от христианства. Во время Тертуллиана появилось немало таких христиан.

Нередко бывает, что, борясь с одной крайностью, люди впадают в другую. Так получилось и с Тертуллианом. Его уход в монтанизм явился протестом против появления в христианстве значительного количества теплых, а не горячих христиан. Убегая от одной крайности, он ударился в другую. Уклонению Тертуллиана в монтанизм способствовали также его конфликты с епископами, которые завидовали его блестящим способностям и притесняли его за то, что он выступал против все более возрастающей власти епископов. Следует отметить, что в дальнейшем движение монтанистов стало ослабевать, пока не заглохло совсем.