Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
Как спасти Лютера, очутившегося в такой опасности? И тут снова появляется благосклонный к нему курфюрст Фридрих. На пути в Виттенберг Лютера неожиданно окружает отряд вооруженных всадников, они силою забирают его в плен и уводят в неизвестном направлении. Все это было сделано по приказу курфюрста. Лютера помещают в глухом, скрытом в горах Тюрингии замке Вартбург. Только особо доверенные лица знают о его местопребывании. Он переодет в "рыцаря Георга" и известен в тесном кругу только как таковой. А в народе идет слух о его убийстве. Знаменитый немецкий художник Альберт Дюрер выразил общенародную печаль в своих словах, посвященных таинственному исчезновению Лютера: "О Боже, если Лютер мертв, кто же будет нам с такой ясностью проповедовать святое Евангелие! О, вы все, благочестивые христиане, помогите мне оплакать этого преданного Богу человека!". Но никто не оплакивал его так, как его друг и соратник Филипп Меланхтон.
Титанический труд Лютера
Девять месяцев пробыл Лютер в своем убежище в Вартбурге. Самым драгоценным плодом его пребывания здесь был перевод Библии на немецкий язык, который был начат именно в замке Вартбург и закончен в 1534 году. Он начал перевод Библии с Нового Завета, и в сентябре 1521 года уже вышло из печати первое издание Нового Завета на немецком языке. Из всех многочисленных трудов Мартина Лютера его перевод Библии на немецкий язык является трудом поистине титаническим.
Назревающий раскол в Реформации
Что заставило Лютера покинуть свое тихое и безопасное убежище в Вартбурге? Это были тревожные события в Виттенберге, которые грозили расколом Реформации. В Виттенберге образовалась радикальная группа, которую возглавил известный нам уже Андрей Карлштадт, безуспешно состязавшийся с профессором Экком на диспуте в Лейпциге. Карлштадт мечтал о радикальном преобразовании всей жизни церкви. То, к чему Лютер стремился постепенно, осторожно и вдумчиво, Карлштадт решил совершить мгновенно. Он приступает круто к своим преобразованиям: месса (литургия) отменяется; вводится причастие с хлебом и вином и для мирян; закрываются монастыри, и монахи и монахини освобождаются от обета безбрачия; начинается борьба со всеми видами изображений в церкви - уничтожаются иконы и выносятся статуи, удаляются круцификсы (распятия) с алтарей. В Виттенберге появляются сторонники известного крайнего анабаптиста Фомы Мюнцера. Их проповеди разжигают еще больше огонь фанатизма.
Драгоценное наследие Лютера
В эти трудные дни в Виттенберге появляется Мартин Лютер и приступает к своим проповедям - призывам к умеренности, к обдуманности и трезвости в мыслях и действиях. В недельный срок разбушевавшиеся страсти успокаиваются, а главное - в своих проповедях по возвращении из Вартбурга Лютер преподносит своим слушателям очень ценное учение о независимости каждой поместной церкви и о праве каждого верующего быть священником Бога Всевышнего. Это учение о независимости каждой поместной церкви и всеобщем священстве верующих принадлежит к самому дорогому наследию, оставленному великим реформатором.
С 1522 года Реформация шла несколькими духовными течениями
События в Виттенберге, заставившие Лютера немедленно покинуть Вартбург, свидетельствовали о появлении в Реформации других духовных сил, на которые мы должны будем обратить наше внимание, тем более что эти силы крепли и росли с поразительной быстротой. Эти другие духовные силы развивались своим путем, создавая свое богословие и свою церковную практику. Словом, начиная с 1522 года Реформация шла уже не одним путем, а несколькими духовными течениями.
Филипп Меланхтон (1497-17 апреля 1560 гг.) и рейхстаг в Аугсбурге
Доктора Филиппа Меланхтона можно без преувеличения назвать гением Реформации. Он родился в 1497 году и был на четырнадцать лет моложе Лютера. Судьба, а вернее, воля Господня свела их вместе в Виттенберге, куда Меланхтон был направлен курфюрстом в качестве профессора древних языков и философии. Здесь он сблизился с уже прославившимся своими 95 тезисами Мартином Лютером. Можно сказать, что Меланхтон, прибывший в Виттенберг в качестве только ученого, под влиянием Лютера встал на путь искания евангельской истины, и, найдя ее в Священном Писании, он стал одним из ее виднейших деятелей великой Реформации. По своему характеру Лютер и Меланхтон были противоположностью: Лютер был, если можно так выразиться, молнией и громом в своей деятельности; Меланхтон обладал нежным сердцем и мягким нравом. Своей ученостью Меланхтон превосходил Лютера, и Лютер всегда сознавал это. Они удивительно дополняли друг друга, и были моменты в их совместной деятельности, когда с пользой мог действовать только Лютер, в других же нужны были действия только Меланхтона.
Борец за единство всех искренне любящих Христа
Гений Меланхтона сказался в выработке им знаменитого "Аусбургского исповедания", которым и сегодня регулируется деятельность евангелическо-лютеранской церкви. Какова же история возникновения этого исповедания?
Рейхстаг в Аугсбурге
Император Карл V назначил на 1530 год рейхстаг в городе Аугсбурге с целью примирить на нем религиозные разногласия и привести Германию к единой вере. От сторонников Лютера было потребовано в письменной форме выражение их веры. Для выработки вероучения в городе Торгау собрались лютеранские богословы. Среди них были Лютер и Меланхтон. Это собрание богословов в Торгау наметило 17 пунктов вероучения лютеранской церкви.
Наступило время рейхстага. Лютер, как объявленный вне закона, не поехал в Аугсбург. Туда был направлен самый подходящий человек - Меланхтон. Он должен был состязаться там с богословами Рима и отстаивать вероучение своей церкви. Меланхтон блестяще выполнил свою миссию и составил там, в Аугсбурге, текст "Аугсбургского исповедания", которое надо считать поистине гениальным творением его ума и сердца. 25 июня 1530 года "Аугсбургское исповедание" было зачитано в присутствии императора в самой торжественной форме.
Меланхтон обладал самым широким сердцем и удивительным миролюбием. Во всей своей деятельности он стремился осуществлять слова Августина: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, а во всем - любовь". Этими словами он руководствовался и в своем отношении к кальвинизму. Но на этой почве у него были порой разногласия с Лютером, хотя они никогда не отражались на их самой сердечной любви друг к другу.
Жизнь Меланхтона полностью гармонировала с его учением. Он был идеальным семьянином, самым приветливым и любвеобильным христианином и самым бескорыстным служителем Христа. Кардинал Бембо назвал его "духовным учителем" Германии по его удивительно глубоким сочинениям.
Меланхтон был всегда борцом за единство всех искренне любящих Христа. Умер он 17 апреля 1560 года, и его последними словами были слова Христа: "Да будут все едино".
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме