logo
А

Великий единоборец

История Савонаролы полна трагедии. Ему противостоят могучие силы, а он борется против них один. Его окружает фривольный дух времени и испорченное до крайности духовенство католической церкви. Каким великим духом пророка был он объят, когда выступил на единоборство с таким сильным врагом! Недаром он в величайшем почете не только у католиков, но и у протестантов. Даже иезуиты были готовы причислять Савонаролу к лику святых, если бы папа дал на это согласие. Мартин Лютер писал: "Антихрист был бы рад, если бы воспоминание об этом великом человеке навсегда угасло; но вот он жив, и память о нем благословенна".

Из дворянского рода. Монах-доминиканец

Познакомимся с историей этого замечательного христианина пятнадцатого столетия. Он принадлежит к старинному дворянскому роду. Будучи юношей, ушел из родительского дома и стал монахом в доминиканском монастыре в Болонье. Но, думая, что в стенах монастыря он укрылся от греха и пороков окружающего мира, увидел и убедился, что ошибается, что греховный мир проникает и в монастырь, и в его собственное сердце.

Преподаватель богословия и философии, пламенный проповедник Евангелия

В монастыре Савонарола провел четырнадцать тихих лет, занимаясь изучением богословия, преподавая богословие и философию молодым монахам, упражняясь в монастырских правилах и проповедуя. Это было время серьезной подготовки к его будущей большой деятельности. Он обладал удивительным влиянием на людей. Однажды он путешествовал на судне по реке По. С ним находилось 18 солдат, которые вели себя весьма непристойно. Савонарола попросил их хоть полчаса уделить ему внимание, а потом они могут делать, что хотят. Солдаты утихли, и не прошло еще и получаса, как 11 из них пали к его ногам и в слезах раскаяния поведали ему свои грехи. Особенно много времени он уделял молитве и изучению Священного Писания.

На 37 году жизни, в 1490 году, Савонарола был переведен в город Флоренцию, где ему было поручено воспитание и образование только что принятых в монастырь монахов. Свои беседы с ними он начал в монастырском саду; но когда послушать его беседы стали приходить и светские люди, пришлось перейти в монастырскую церковь, но и она вскоре не могла вместить всех, желавших его слушать. Сила его бесед и проповедей заключалась в его искренности, сердечности и глубокой убежденности. Он нашел истину в Святом Писании и обрел мир для своей души в распятом Спасителе. Он был глубоко убежден, что и его народ найдет спасение только в Писании и во Христе распятом. Савонарола проповедовал покаяние, обращение к Богу и прощение грехов. Он любил пламенной любовью свою родную Италию и церковь, к которой принадлежал, но видел бедственное в нравственном отношении состояние и своей страны, и своей церкви. Он знал, что помощь может прийти только свыше, от Бога.

Духовное фиаско трех соборов

Мысль о Реформации, о реформе церкви красной нитью проходит через все пятнадцатое столетие. Все три Собора этого столетия - в Пизе, Констанце и Базеле - были заняты этой мыслью о реформе церкви. Но все три Собора потерпели духовное фиаско из-за самолюбия и тщеславия князей церкви, извлекавших для себя большие выгоды из неурядиц и беспорядков в церкви. Савонарола горел жаждой реформации, и ему было суждено стать ее последним провозвестником. Он бичевал беспощадно пороки духовенства и считал, что именно эти пороки являются главной причиной упадка церкви.

Учение Савонаролы

Но Савонарола и в учении своем показывал, как он был близок к духу грядущей Реформации. Он смело проповедовал, что Священное Писание ведет ко Христу, а не к святым и не к деве Марии. Он говорил: "Если Христос не отпустит тебе грехов, то какое другое отпущение грехов поможет тебе?". Он учил, что спасение дается не за дела, как учит церковь, а даром каждому, кто отдаст свое сердце Иисусу Христу, Спасителю грешников.

Сила проповедей Савонаролы

Действие проповедей Савонаролы на сердца слушателей во Флоренции было потрясающим. Люди буквально рыдали, слушая его. Даже собор во Флоренции перестал вмещать людей, приходивших слушать проповеди Савонаролы.

Отказ от кардинальской шляпы

Такая деятельность Савонаролы долго беспрепятственно не могла продолжаться. Двор Медичей, управлявший Флоренцией, рано или поздно должен был вступить в серьезный конфликт с Савонаролой. Правда, с одной стороны, Медичи поощряли развитие культуры и не жалели средств из своей богатой кассы на развитие науки и искусства; но, с другой стороны, двор Медичей был и рассадником распутства и легкого отношения к нравственности. Как и всегда, где много денег, люди морально опускаются; так было и во Флоренции - наука и искусство, поощряемые богатыми Медичами, не могли противостоять тлетворному влиянию, исходящему от их двора. Савонарола не щадил ни пороков бедных, ни нравственного растления богатых и знатных. От него, в равной степени, доставалось и папскому престолу, и дому Медичей. Однажды папа предложил ему кардинальскую шляпу. Савонарола ответил: "Сохрани меня Бог от такой шляпы; если мне суждено носить красную шляпу, то пусть она будет выкрашена моей собственной кровью". Ни угрозы, ни заманчивые предложения высокопоставленных лиц не могли повлиять на него.