Епископ Киприан
Во время гонения при Валериане мученическую смерть принял выдающийся деятель христианства Киприан. Он родился в 200 году в Карфагене. Ко Христу обратился в 246 году и сразу же начал служить словом, как проповедник. Продолжая трудиться словом, он был рукоположен сначала на диакона, а затем на пресвитера. В последние годы своей жизни он был епископом Карфагенским.
Киприан был из числа тех немногих епископов, которые поняли, что христиане удаляются от первохристианства. С болью в сердце он отмечает, что служители церкви становятся алчными и что многие верующие ведут себя весьма легкомысленно. В последних гонениях он видит предупреждающую, исцеляющую и воспитывающую руку Божию. Он пишет: "Если болезнь признана, то спасение пораженной части уже найдено. Господь хотел испытать Свой народ; и если Богом предписанные правила жизни во время долгого мира оставались без внимания, то пришёл на нас суд Божий, чтобы пробудить нашу ослабевшую и, можно сказать, дремлющую веру. Мы заслужили еще более нашими грехами; но наш милосердный Господь установил так, что все, что встречается, кажется более похожим на испытание, чем на наказание. Вместо воспоминаний о делах верующих во времена апостолов и старания подражать им, христиане с ненасытным желанием старались об увеличении своих земных имуществ. Многие епископы, которые должны были бы служить наставлением и примером, вместо того пренебрегали своим божественным призванием и стремились к мирским делам".
В 259 году император Валериан предпринял поход на Персию, дабы полностью подчинить ее Риму. Но поход закончился плачевно, и Валериан попал к персам, которые обращались с ним с варварской жестокостью. Это был позор, который является беспримерным в истории Рима.
Валериан вскоре умер, и на римский престол взошёл Галлиен, который прекратил гонение на христиан.
Через десять лет его сменил Аврелиан, который возобновил гонение на христиан, но его вскоре сменил Тацит, и христиан при нем не тревожили.
Император Тацит. Снова разрешено строительство молитвенных домов
В царствование Тацита опять начали строиться христианские молитвенные дома, причем теперь им уже начали придавать особую архитектурную форму, дабы они резко отличались от обычных зданий. От обычных зданий они действительно отличались, но были удивительно похожи на языческие храмы.
Император Диоклетиан. Последнее жесточайшее гонение христиан
В 284 году на римский престол взошёл Диоклетиан. В 286 году он принял Максимиана в качестве соучастника управления империей с титулом августа, а в 292 году к управлению были еще допущены Галерий и Констанций с титулами кесарей. Внешне при Диоклетиане импраторская власть облеклась в республиканские формы, получилось как бы коллегиальное управление империей. Он установил новую форму администрации. Сам Диоклетиан осуществлял общее руководство, а также особо занимался Фракией, Азиатскими провинциями и Египтом, Максимиану было поручено заниматься Италией и Африкой; Галерий получил Иллирию и страны по реке Дунаю, а Констанций получил Галлию, Испанию и Британию. Свою столицу Диоклетиан перенес из Рима в Никомидию.
Диоклетиан был равнодушен к христианам, Констанций относился к ним с сочувствием, Максимиан и Галерий - враждебно. Галерий всячески возбуждал Диоклетиана против христиан. Однако сначала Диолектиан не поддавался на подстрекательство, но затем поддался. В течение двух недель во дворце дважды вспыхивал пожар, и в поджоге обвинили христианскую прислугу. Диоклетиан отдал приказ о новом гонении.
В книге "Откровение" мы читаем слова Христа, обращенные к Смирнской церкви: "Будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр.2,10). В первых трёх главах книги "Откровение" имеются послания Христа семи церквам. Эти послания имеют две стороны. С одной стороны, в них дается характеристика семи христианских общин, которые действительно существовали во времена апостола Иоанна. Из послания к этим общинам христиане всех времен и народов могут извлечь для себя ценные уроки. Но, кроме того, эти семь посланий имеют и другую сторону: они имеют глубокий пророческий смысл. Из многих общин, существовавших в то время, Христос выбрал только эти семь, и в семи посланиях к ним аллегорически нарисовал картину всей истории христианства. Семь церквей "Откровения" - это семь периодов в истории христианства.
Слова Христа "Будете иметь скорбь дней десять" относятся к Смирнской церкви, которая собой символизирует второй период христианской истории. Этот период начинается вскоре после первых дней христианства и простирается до официального признания христианства в начале четвертого века. В словах: "Будете иметь скорбь дней десять" - имеется пророческий намек на десять яростных гонений на христиан, которые были в этот период. Имеются в виду гонения при императорах Нероне, Домициане, Траяне, Марке Аврелии, Септимии Севере, Максимине, Деции, Валериане, Аврелиане и наконец, Диоклетиане.
Гонение при Диоклетиане от прочих гонений отличается тем, что им было дано указание сжигать книги Священного Писания. Гонение при нем приняло широкий государственный размах.
До императора дошёл слух о восстании против римлян в Армении и Сирии. Среди населения этих стран было много христиан, и император охотно признал их зачинщиками восстания. Он подписал новый эдикт об аресте епископов, пресвитеров и диаконов. Вслед за вторым эдиктом вышел и третий, в котором христиане объявлялись врагами государства. Эдикт предписывал: всех, кто откажется отречься от христианства, принуждать к этому посредством пыток. Многие служители церкви после этих эдиктов были казнены или отправлены на каторжные работы в рудники.
Диоклетиан подписал и четвертый эдикт, согласно которому репрессии обрушивались не только на служителей церкви, но и на рядовых верующих.
Первого мая 305 года Диоклетиан отрекся от престола, его примеру последовал и его соправитель Максимиан. Другие два соправителя - Констанций и Галерий заняли после этого ещё более высокое положение; к ним было добавлено еще два соправителя - Максимин и Север. Констанций был благорасположен к христианам, а его преемник Константин, сменивший его в 306 году, показал себя еще более расположенным к христианам.
В конце третьего и в первых годах четвертого века страшные стихийные бедствия обрушились на Римскую империю, что, конечно, и явилось причиной ухода Диоклетана с престола. Восстания, страшная засуха, голод, эпидемия чумы были в разных частях империи. Везде царствовали страх и смущение. В этой обстановке еще оставшиеся на свободе христиане показывали примеры истинной любви к ближним, ухаживая за больными. Испуганные язычники приписывали свои страдания гневу неба за гонение христиан. Вскоре после ухода Диоклетиана с престола главный вдохновитель гонений Галерий был поражен страшной болезнью. Он весь покрылся зловонными язвами; с ним невозможно было быть в одной комнате. На одре своей болезни он написал новый эдикт, в котором пытался оправдать свои жестокости, применяемые к христианам, заботой об общественном благе и о единстве государства. Он признал, что по отношению к христианам были допущены крайности, и дает указание, чтобы гонение на них было прекращено. Через несколько дней после подписания этого эдикта Галерий умер. Так окончилось последнее сильнейшее гонение на христиан.
- Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии
- Семь периодов истории христианства
- Первый период (Послание к Ефесской церкви)
- Второй период (Послание к Смирнской церкви)
- Третий период (Послание к Пергамской церкви)
- Четвертый период (Послание к Фиатирской церкви)
- Пятый период (Послание к Сардийской церкви)
- Шестой период (Послание к Филадельфийской церкви)
- Седьмой период (Послание к Лаодикийской церкви)
- История христианства - школа для верных Христу людей
- Контрольные вопросы
- Христиане между трех "огней": иудеев, язычников и римских властей
- Христиане при императоре Нероне. Смерть апостолов Петра и Павла
- Иудейская война (68-72 гг.)
- Предсказание Иисуса Христа об Иерусалиме
- Иосиф Флавий - очевидец событий Иудейской войны
- Гонение христиан при Домициане. Ссылка апостола Иоанна
- Апостольские ученики
- Ошибки апостольских учеников
- Восстания при Адриане. Лжемессия Баркохба
- Положение христиан при Адриане и Антонине Пие
- Апологет христианства - философ Иустин
- Император-философ Марк Аврелий
- Мученическая смерть Иустина-философа и Поликарпа
- Император Коммод. Смерть сенатора Аполлония
- Культ Симона-волхва
- Борьба христиан с гностицизмом во II веке
- Обособление духовенства во II веке
- Контрольные вопросы
- Богослов Ириней
- Монтанизм
- Богослов Тертуллиан
- Христианский ученый Климент Александрийский
- Император Александр Север
- Первые богослужебные здания
- Император Максимин
- Император Деций
- Богослов Ориген
- Император Валериан
- Епископ Киприан
- Характеристика богослужений в III в.
- Контрольные вопросы
- Римский император Константин Великий
- Знамя Константина
- Елена - основоположник почитания "священных предметов"
- Оязычивание христианства
- Арианство
- Первый вселенский Никейский собор (325 г.)
- Диакон Афанасий
- Никейский символ веры
- Последние годы Константина
- Констанций - глава Римской империи
- Констанций против Афанасия
- Трактат Юлиана "Против христиан"
- Попытка восстановления Иерусалимского храма
- Гибель Юлиана. Возвращение Афанасия
- Император Феодосии против арианства и язычества
- Епископ Амвросий - бесстрашный обличитель императора Феодосия
- Монах Пахомий
- Иероним
- Христианский деятель Василий Великий
- Иоанн Златоуст
- Чин литургии
- Контрольные вопросы
- Дух формализма, проникший в христианство V века
- Роль монашества в V веке
- Августин (354-430 гг.)
- Роль Августина в донатистском вопросе
- Роль Августина в борьбе с пелагианской ересью
- Ошибочное учение Августина о предопределении
- Несторианский спор
- Третий вселенский собор (Ефесский - 431 г.)
- Евтихианство (монофизитство)
- Четвертый вселенский собор (Хелкидонский 451 г.)
- Самовозвышение Римского патриархата над восточными патриархатами
- Падение Западной империи
- Причины распада Римской империи
- Контрольные вопросы
- Вопрос о целибате (безбрачии)
- Роль Хлодвига в количественном росте Западного патриархата
- Постепенный уклон от первохристианства
- Расхождение между Западной и Восточной церквами в VI веке
- Понятие об инквизиции
- Откуда взялся католицизм
- Статуи и иконы
- Украшение алтарей
- Слияние монашества с официальной церковью в VI в.
- Монах Бенедикт (480-543 гг.) - основоположник монастырей Запада
- Устав Бенедикта
- Монашеские ордены
- Император Юстиниан, его попытка возродить Римскую империю, но с христианским содержанием
- Конечная цель Юстиниана - достижение личной славы
- "О, Соломон, я превзошёл тебя!"
- Пятый вселенский собор (Константинопольский - 553 г.)
- Григорий I Великий (540-604 гг.) - основоположник могущества римских пап
- Миссионерская деятельность Григория I Великого (VI в.)
- Контрольные вопросы
- Средневековье. Проповедническая деятельность Колумбана в Британии и Бургундии
- Апостол Швейцарии - Галл (ум. В 627 г.)
- События в VII в. На Востоке. Ислам
- Магомет (571-632 гг.)
- Омар (убит в 644 г.)
- Великий урок от Бога
- Ложные учения монофизитов (единоестественников) и монофелитов (единовольцев)
- Кто же прав?
- Шестой вселенский собор (Константинополь 680 г.)
- Еще о несторианах VII века
- Иконоборчество в VIII веке
- Седьмой вселенский собор (Никейский 787 г.)
- Христианский благовестник Бонифаций (680-755 гг.)
- Образование папской области в Италии (VIII в.), начало светского господства папства
- Различие богослужения в VIII веке на Западе и на Востоке
- Взор Карла на Византию
- Объединение папства с Франкским королевством
- Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви
- Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам
- Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве
- Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства
- О несторианах девятого века
- О павликианах и манихеях
- Византийская правительница Феодора
- Фотиане и игнатиане (IX в.)
- Славянские земли
- Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий
- Контрольные вопросы
- Взор Арнульфа на славянские земли
- Страны Западной Европы, не вошедшие в состав "Священной Римской империи германской нации"
- Дунстан
- Возникновение христианства на Руси
- Рюрик - основатель Русского государства
- Аскольд и Дир
- Сын Рюрика - Олег
- Владимир Святославович
- Крещение Руси
- Контрольные вопросы
- Причисление Владимира к лику святых
- Что унаследовала Русь от Византии
- Сыновья Владимира. Борьба за власть
- Русское национальное духовенство про Ярославе
- Языческий пророк на Руси (XI в.)
- Церковное управление на Руси в XI в.
- Монах Феодосии - устроитель Киево-Печерской обители
- Некоторые события на Западе в первой половине XI в.
- Учение о "чистилище"
- Учение о "сверхдолжных" заслугах
- Папа Римский Лев IX - руководитель Западной империи
- Мощи святого Ремигия
- Официальное разделение Западной и Восточной церквей (1054 г.)
- Разномыслия, но не разделения!
- Единодушие с язычеством - отступление от перво-христианства
- Претензии папства на руководящую роль в христианстве
- Роль кардинала Гильдебранда в Западном духовенстве
- Папский престол в руках Гильдебранда
- Столкновение королевской и папской тираний
- Трёхлетняя война между королем и папой
- Папа Урбан II - властелин империи
- События на Востоке в XI в. Огузы наступают на Византию
- Борьба между единоверцами турками и арабами за господство
- Юрий Долгорукий (погиб в 1157 году)
- Андрей Боголюбский (убит в 1174 году)
- Киев перестал быть главным городом Руси
- Гибель Андрея Боголюбского
- Кирилл Туровский (1130-1182 гг.) писатель XII века религиозный
- Цель крестовых походов
- Орден тамплиеров
- Орден госпитальеров
- Тевтонский орден
- Возникновение второго крестового похода (1147 г.)
- Возникновение третьего крестового похода (1190 г.)
- Ранние предшественники церковной Реформации
- Богомилы
- Катары-"альбигойцы"
- Вальденсы
- Контрольные вопросы
- "Нищенствующие ордены"
- Франциск Ассизский (1182-1226 гг.)
- Значение Франциска Ассизского
- Орден доминиканцев (1220 г.)
- Вопреки учению Христа
- Схоласт Дунс Скотус
- Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский
- Мистик Экхарт
- Культ реликвий
- Король Франции Филипп IV не подчинился папе Бонифацию VIII.
- Великая катастрофа папства
- Авиньонское пленение пап
- Рим без папы
- "Финансовый" папа Иоанн XXII
- Взаимное отлучение пап Авиньона и Рима
- Франция и Англия устраивают свои церкви без пап
- Благотворное влияние мистиков
- Ученик Экхарта - Иоганн Таулер (1290-1361 гг.)
- Ученик Экхарта - Генрих Зейзе (1300-1365 гг.)
- От католицизма - к евангельскому учению
- Духовно-литературная деятельность Виклифа
- Основной тезис Виклифа: "Церковь должна быть бедной как в дни апостолов"
- Духовный суд во дворце архиепископа
- Кончина Виклифа
- Бесстрашный обличитель пороков духовенства и князей церкви
- Позорный суд над Яном Гусом
- Иероним Пражский - верный друг Гуса и Иисуса Христа
- Великий единоборец
- Савонарола - глава республики
- Папа Александр VI и двор Медичей против Савонаролы
- Контрольные вопросы
- Лекция 16. Христиане в шестнадцатом веке
- Основоположник Реформации доктор Мартин Лютер (1483 10 ноября - 18 февраля 1546 гг.)
- Богоискание Лютера-студента
- Человек оправдывается верою
- 31 Октября 1517 г. - признан "Днем Реформации"
- Колесница Реформации тронулась в путь
- Тезисы Мартина Лютера
- Половина Европы объята пожаром Реформации
- Противники м. Лютера
- Диспут в Лейпциге. Протест Лютера против всей системы папской церкви
- Вокруг неограниченной власти папы в церкви и непогрешимости соборов
- 1520 Год - год высшего подъема идей Реформации
- Лютер в убежище замка Вартбург. Друзья оплакивают Лютера
- Распад Реформации на три отдельных течения
- От Цюриха - в другие города
- Действия лжепророков вредили анабаптистам
- Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
- Вероучение Кальвина
- Строгость Кальвина
- Теократическое государство
- Триентский собор (1545 - 1563 гг.) - оружие против протестантизма
- Англиканская церковь
- Протестантский союз (Унион)
- "Формула покаяния"
- Ожесточенная религиозная война в Германии
- Шведский король Густав Адольф (9 дек. 1594 - ноябрь 1632)
- День спасения германского протестантизма
- Рождение пиетизма. Филипп Яков Шпенер
- Август Герман Франке
- Яков Бёме и Иоганн Арндт
- Рождение конгрегационализма
- Оливер Кромвель (25 апр.1599 - 3 сент. 1658 гг.)
- Рождение современного баптизма (1609 г.)
- 1609 Год можно считать началом движения современного баптизма.
- Раскол в русском православии. (1654 г.). Рождение старообрядчества
- Дальнейшее развитие пиетизма. Граф Николай Цинцендорф
- Начало языческой миссии
- Влияние пиетизма
- Восемнадцатый век - век Просвещения
- Рождение методизма в Англии
- Рождение Методистской Епископальной церкви в Америке
- Вильям Карэй и его деятельность в Индии
- Наполеон и духовное пробуждение в начале девятнадцатого века
- Рождение "Британского и Иностранного Библейского Общества"
- Рождение так называемой "Внутренней миссии" и "Диаконии"
- Положение в католической церкви
- Как же образовался современный Ватикан?
- Иоганн Гергард Онкен (1800 - 2 янв. 1884) и рождение баптизма в странах континентальной Европы
- Рождение "Христианской науки"
- Рождение "Новоапостольской церкви"
- Создание всемирного христианского студенческого движения
- Рождение Всемирного Союза баптистов
- Возникновение современного пятидесятничества
- Возникновение и развитие экуменического движения
- Первые деятели экуменического движения
- Ассамблеи Всемирного Совета Церквей
- Образование Христианской мирной Конференции
- Второй Ватиканский Собор в Риме