logo
А

Епископ Киприан

Во время гонения при Валериане мученическую смерть принял выдающийся деятель христианства Киприан. Он родился в 200 году в Карфагене. Ко Христу обратился в 246 году и сразу же начал служить словом, как проповедник. Продолжая трудиться словом, он был рукоположен сначала на диакона, а затем на пресвитера. В последние годы своей жизни он был епископом Карфагенским.

Киприан был из числа тех немногих епископов, которые поняли, что христиане удаляются от первохристианства. С болью в сердце он отмечает, что служители церкви становятся алчными и что многие верующие ведут себя весьма легкомысленно. В последних гонениях он видит предупреждающую, исцеляющую и воспитывающую руку Божию. Он пишет: "Если болезнь признана, то спасение пораженной части уже найдено. Господь хотел испытать Свой народ; и если Богом предписанные правила жизни во время долгого мира оставались без внимания, то пришёл на нас суд Божий, чтобы пробудить нашу ослабевшую и, можно сказать, дремлющую веру. Мы заслужили еще более нашими грехами; но наш милосердный Господь установил так, что все, что встречается, кажется более похожим на испытание, чем на наказание. Вместо воспоминаний о делах верующих во времена апостолов и старания подражать им, христиане с ненасытным желанием старались об увеличении своих земных имуществ. Многие епископы, которые должны были бы служить наставлением и примером, вместо того пренебрегали своим божественным призванием и стремились к мирским делам".

В 259 году император Валериан предпринял поход на Персию, дабы полностью подчинить ее Риму. Но поход закончился плачевно, и Валериан попал к персам, которые обращались с ним с варварской жестокостью. Это был позор, который является беспримерным в истории Рима.

Валериан вскоре умер, и на римский престол взошёл Галлиен, который прекратил гонение на христиан.

Через десять лет его сменил Аврелиан, который возобновил гонение на христиан, но его вскоре сменил Тацит, и христиан при нем не тревожили.

Император Тацит. Снова разрешено строительство молитвенных домов

В царствование Тацита опять начали строиться христианские молитвенные дома, причем теперь им уже начали придавать особую архитектурную форму, дабы они резко отличались от обычных зданий. От обычных зданий они действительно отличались, но были удивительно похожи на языческие храмы.

Император Диоклетиан. Последнее жесточайшее гонение христиан

В 284 году на римский престол взошёл Диоклетиан. В 286 году он принял Максимиана в качестве соучастника управления империей с титулом августа, а в 292 году к управлению были еще допущены Галерий и Констанций с титулами кесарей. Внешне при Диоклетиане импраторская власть облеклась в республиканские формы, получилось как бы коллегиальное управление империей. Он установил новую форму администрации. Сам Диоклетиан осуществлял общее руководство, а также особо занимался Фракией, Азиатскими провинциями и Египтом, Максимиану было поручено заниматься Италией и Африкой; Галерий получил Иллирию и страны по реке Дунаю, а Констанций получил Галлию, Испанию и Британию. Свою столицу Диоклетиан перенес из Рима в Никомидию.

Диоклетиан был равнодушен к христианам, Констанций относился к ним с сочувствием, Максимиан и Галерий - враждебно. Галерий всячески возбуждал Диоклетиана против христиан. Однако сначала Диолектиан не поддавался на подстрекательство, но затем поддался. В течение двух недель во дворце дважды вспыхивал пожар, и в поджоге обвинили христианскую прислугу. Диоклетиан отдал приказ о новом гонении.

В книге "Откровение" мы читаем слова Христа, обращенные к Смирнской церкви: "Будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр.2,10). В первых трёх главах книги "Откровение" имеются послания Христа семи церквам. Эти послания имеют две стороны. С одной стороны, в них дается характеристика семи христианских общин, которые действительно существовали во времена апостола Иоанна. Из послания к этим общинам христиане всех времен и народов могут извлечь для себя ценные уроки. Но, кроме того, эти семь посланий имеют и другую сторону: они имеют глубокий пророческий смысл. Из многих общин, существовавших в то время, Христос выбрал только эти семь, и в семи посланиях к ним аллегорически нарисовал картину всей истории христианства. Семь церквей "Откровения" - это семь периодов в истории христианства.

Слова Христа "Будете иметь скорбь дней десять" относятся к Смирнской церкви, которая собой символизирует второй период христианской истории. Этот период начинается вскоре после первых дней христианства и простирается до официального признания христианства в начале четвертого века. В словах: "Будете иметь скорбь дней десять" - имеется пророческий намек на десять яростных гонений на христиан, которые были в этот период. Имеются в виду гонения при императорах Нероне, Домициане, Траяне, Марке Аврелии, Септимии Севере, Максимине, Деции, Валериане, Аврелиане и наконец, Диоклетиане.

Гонение при Диоклетиане от прочих гонений отличается тем, что им было дано указание сжигать книги Священного Писания. Гонение при нем приняло широкий государственный размах.

До императора дошёл слух о восстании против римлян в Армении и Сирии. Среди населения этих стран было много христиан, и император охотно признал их зачинщиками восстания. Он подписал новый эдикт об аресте епископов, пресвитеров и диаконов. Вслед за вторым эдиктом вышел и третий, в котором христиане объявлялись врагами государства. Эдикт предписывал: всех, кто откажется отречься от христианства, принуждать к этому посредством пыток. Многие служители церкви после этих эдиктов были казнены или отправлены на каторжные работы в рудники.

Диоклетиан подписал и четвертый эдикт, согласно которому репрессии обрушивались не только на служителей церкви, но и на рядовых верующих.

Первого мая 305 года Диоклетиан отрекся от престола, его примеру последовал и его соправитель Максимиан. Другие два соправителя - Констанций и Галерий заняли после этого ещё более высокое положение; к ним было добавлено еще два соправителя - Максимин и Север. Констанций был благорасположен к христианам, а его преемник Константин, сменивший его в 306 году, показал себя еще более расположенным к христианам.

В конце третьего и в первых годах четвертого века страшные стихийные бедствия обрушились на Римскую империю, что, конечно, и явилось причиной ухода Диоклетана с престола. Восстания, страшная засуха, голод, эпидемия чумы были в разных частях империи. Везде царствовали страх и смущение. В этой обстановке еще оставшиеся на свободе христиане показывали примеры истинной любви к ближним, ухаживая за больными. Испуганные язычники приписывали свои страдания гневу неба за гонение христиан. Вскоре после ухода Диоклетиана с престола главный вдохновитель гонений Галерий был поражен страшной болезнью. Он весь покрылся зловонными язвами; с ним невозможно было быть в одной комнате. На одре своей болезни он написал новый эдикт, в котором пытался оправдать свои жестокости, применяемые к христианам, заботой об общественном благе и о единстве государства. Он признал, что по отношению к христианам были допущены крайности, и дает указание, чтобы гонение на них было прекращено. Через несколько дней после подписания этого эдикта Галерий умер. Так окончилось последнее сильнейшее гонение на христиан.