logo
А

О павликианах и манихеях

Учение и история павликиан вызвали большие споры. О павликианах мы знаем из рассказов враждебно к ним настроенных богословов и историков католической и православной церквей, которые их считали еретиками. Но были ли они в действительности еретиками? По некоторым едва сохранившимся сведениями о них, в этом можно весьма усомниться.

Некоторые необъективные церковные историки, имеющие предвзятые взгляды, почти отождествляют павликиан с так называемой манихейской сектой. В третьем веке отдельные группы гностиков влились в общество, основателем которого стал перс Сураик, присвоивший себе почетное имя Мани, что значит дух или ум. От имени Мани и произошло название "манихей". Сам Мани так говорит о своем учении: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности через посланцев Божиих. Так, в один круг пришло это истинное учение через посланца Божия, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время - через Зороастра - в стране персидской; еще в другое время - через Иисуса. После того сошло на землю откровение через меня, Мани, посланника истинного Бога в стране Вавилонской". Мани пытался все религии связать вместе, а себя при этом поставить выше всех.

Когда мы говорили о христианстве в пятом веке, мы отметили, что великий богослов Августин до своего обращения ко Христу был членом манихейской секты. Но, увидев развратную жизнь руководителей секты, он совсем потерял веру в бытие Божие, а уже потом, через некоторое время, уверовал во Христа и отдал Ему свое сердце.

В седьмом веке членом манихейской секты был некий Константин из Армении. Однажды у него остановился диакон христианской церкви и подарил ему рукописи четырех Евангелий и четырнадцати посланий апостола Павла. Это был редчайший подарок, ибо в то время уже рядовым христианам запрещалось самостоятельно читать Священное Писание. Константин, читая Евангелие и послания апостола Павла, уверовал во Христа и отдал Ему свое сердце. Он ушел из манихейкой секты и начал новую жизнь во Христе. У него, под влиянием самостоятельного чтения, созрели убеждения, которые не соответствовали некоторым догмам официальной церкви. Он задался целью восстановить апостольское христианство. Вокруг себя он образовал маленькую группу христиан, которые стали называть себя павликианами или павлицианами - в честь того, что Константин уверовал во Христа через послания апостола Павла.

Ошибкой Константина было полное отвержение Ветхого Завета; он не вник должным образом в пророчества, записанные на страницах Ветхого Завета. Второй ошибкой Константина было то, что он слишком высоко поставил апостола Павла. Конечно, апостол Павел - это великий апостол, через него Господь насадил христианские общины в Европе и Малой Азии, но в проповедях у Константина личность апостола Павла начинала затмевать Самого Христа. Увлекаясь апостолом Павлом, он себя переименовал в Силуана, как именовался ближайший сотрудник апостола Павла.

А ближайшие сотрудники Константина (Силуана), в свою очередь, также переименовались, взяв имена сотрудников апостола Павла. Так, Симеон стал Титом, Гегнезий - Тимофеем, а Иосиф - Епафродитом. Третьей ошибкой Константина (Силуана) было его пренебрежительное отношение к апостолу Петру. Для такого отношения он имел два довода: во-первых, апостол Петр проявил трусость во дворе первосвященника; во-вторых, римские папы слишком высоко превознесли Петра. Здесь Силуан впал в крайность. Да, апостол Петр падал, но покаялся и был прощен Христом, и не его вина, что католики затем стали его столь высоко превозносить.

Несмотря на эти свои крайности, Силуан в ряде вопросов встал на позиции первохристианства. Он отверг иконопоклонение, учил, что молиться надо одному Христу, а не святым угодникам, отверг крестное знамение, считая, что молиться надо сердцем, а не руками; учил, что во время хлебопреломления хлеб остается хлебом, а вино - вином, ибо они лишь напоминают о ломимом теле Христа и о Его пролитой крови; отвергал церковную иерархию, говоря, что все христиане являются священниками Бога Всевышнего. Несмотря на свои крайности и заблуждения, он был ревностным борцом за возврат к первохристианству. Павликианам пришлось пережить много гонений, и сам Силуан умер мученической смертью.