logo
А

Англиканская церковь

Большую роль в деле реформации в Англии играла королева Елизавета I, дочь Генриха VIII. От своей матери - протестантки Анны Болейн Елизавета получила евангельское воспитание. Вступив на королевский престол, Елизавета сейчас же освободила всех узников за дело Евангелия. Как и ее отец Генрих VIII, она объявила себя главой английской церкви и приступила к ее реформе. С помощью протестантских богословов она ввела церковный порядок, который и сегодня существует в Англиканской церкви; а именно - ритуал, в отношении многих обрядов, остается католическим, а вероучение вводится, в основном, кальвинистское, и излагается оно в 39 пунктах. Система управления остается епископальной. Эта смесь католицизма и протестантизма является характерной чертой Англиканской церкви по настоящее время.

В 1570 году папа отлучает Елизавету от церкви.

Выходцы из Англиканской церкви

Но недолго царило единство в Англиканской церкви. Недовольные сохранением в ней католических остатков вышли из нее и назывались "пуританами" (стремящимися к чистоте), или "диссидентами" (отщепенцами), или "нонконформистами" (несогласными).

В дальнейшем от Англиканской церкви отошли еще так называемые "индепенденты" (независимые), ныне именующие себя "конгрегационалистами" и проповедующие полную независимость как от светской, так и от духовной власти даже самой маленькой группы верующих.

Реформация в Шотландии. Реформатор Джон Нокс (1505-1572)

Шотландский реформатор Джон Нокс родился в 1505 году, изучал богословие в Глазго и был посвящен в священники в 1530 году. Но в душе он уже был протестантом, восприняв евангельские убеждения от своего друга Вишарта. В 1547 году он был взят французами в плен и два года провел в оковах в тюрьме. Вернувшись в Англию, он был проповедником Евангелия в Бервике и Ньюкестле, а когда на шотландский престол вступила католичка Мария Стюарт, он в январе 1554 года бежал в Женеву, где стал решительным кальвинистом.

"Женевская Библия"

Находясь на чужбине, Нокс с друзьями перевел Библию на английский язык; и эта Библия стала известна под названием "Женевской Библии".

В мае 1559 года Нокс вернулся в Шотландию, в город Эдинбург, и встал во главе шотландской Реформации. Он выдержал большую и опасную борьбу с королевой Марией Стюарт, но ни на шаг не отступил от своих евангельских убеждений.

Пресвитерианская церковь Шотландии

Нокс составил, так называемое "Шотландское вероучение", в основу которого положено кальвинистское вероучение и "пресвитерианская" система управления церковью. Так родилась "Пресвитерианская государственная церковь Шотландии".

Джон Нокс умер в 1572 году. Граф Мортон, произнося речь у его праха, сказал: "Здесь лежит человек, который не знал страха ни перед одним человеческим существом".

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте 16-й век в истории христианства, как век рождения протестантизма.

2. Значение М. Лютера в истории христианства.

3. Расскажите, как М. Лютер пришел к живой вере в Иисуса Христа?

4. Значение путешествия М. Лютера по делам своего монастыря в Рим.

5. Причина написания М. Лютером 95 тезисов.

6. Назовите дату "Дня Реформации". Объясните причину этого события в истории христианства.

7. Кто был распространителем 95 тезисов М. Лютера?

8. Что писал М. Лютер о своих тезисах?

9. О чем был диспут в Лейпциге? Какой протест вынес на нем М. Лютер?

10. Назовите три важнейшие сочинения М. Лютера, являющиеся программой для Реформации и обновления Церкви.

11. Назовите год высшего подъема идей Реформации. С чем что связано?

12. Расскажите о папской булле, об отлучении М. Лютера.

13. Расскажите о стойкости М. Лютера на Рейхстаге в Вормсе (1521 г.)

14. Кто больше всех оплакивал мнимую гибель Лютера в момент его нахождения в убежище замка Вартбург?

15. Проповеди Лютера о поместных церквах, о всеобщем священстве - великое наследие Реформации. В чем оно заключается?

16. Отношение М. Лютера к крестьянской войне 1525 года.

17. Филипп Меланхтон и рейхстаг в Аусбурге. Охарактеризуйте его личность и его знаменитое сочинение.

18. Охарактеризуйте распад Реформации (с 1522 года) на три отдельные духовные течения. Назовите их.

19. Ульрих Цвингли. Его два главных сочинения.

20. Расскажите об анабаптистах; назовите имена их представителей; о лжепророках, нанесших большой вред анабаптистам; об отношении к ним государства, католиков и протестантов (16 в.).

21. Расскажите о Реформации во Франции; о "гугенотских войнах"; о "Варфоломеевской ночи"; кто такие гугеноты? Положение гугенотов после отмены "Нантского эдикта"?

22. Иоганн Кальвин. Его вероучение. Строгость Кальвина. Что такое теократия?

23. Расскажите о Реформации в Англии. Что представляет собою Англиканская церковь? Как именуются церкви, отошедшие от Англиканской церкви?

24. Как реагировала мощная католическая церковь на события Реформации? Расскажите об ордене иезуитов и о Триентском соборе (XVI в.).

25. Расскажите о Реформации в Шотландии. Заслуги Джона Нокса. Что представляет собой "Пресвитерианская церковь"?

Лекция 17. Христиане в семнадцатом веке

Семнадцатый век в истории христианства характеризуется, с одной стороны, великой катастрофой Тридцатилетней войной и, с другой стороны, великим расцветом духовной жизни Церкви, реформацией Филиппа Якова Шпенера, Иоганна Арндта, Августа Германа Франке, Якова Беме и других, а также рождением конгрегационализма, современного баптизма и движение квакеров.

Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.). Контрреформация против протестантизма

Иезуиты, вставшие во главе контрреформации, направили свой натиск прежде всего против протестантизма в Австрии и одержали здесь большую победу: они вернули Австрию в лоно католической церкви.

Однако, главной задачей иезуитов была ликвидация протестантизма в Германии. Уничтожение "ереси Лютера" мыслилось основной предпосылкой для уничтожения протестантизма.

Для осуществления своих планов иезуиты приобрели мощное орудие в лице австрийского короля Фердинанда II, ставшего впоследствии германским императором.

Фердинанд был убежденным иезуитом и ни на минуту не сомневался в полной победе католицизма над протестантизмом.

Большим несчастьем для протестантизма было отсутствие единства между двумя главными лагерями протестантской церкви - лютеранами и реформатами (кальвинистами).