logo search
А

О несторианах девятого века

В девятом веке было два довольно значительных христианских течения, не принадлежавших к официальной церкви, - это несториане и павликиане. Официальная церковь презрительно их называла еретиками и сектантами. Сектами официальные церковники называли течения, вышедшие из рядов официальной церкви и отколовшиеся от нее.

Мы уже говорили о несторианах, когда рассматривали христианство в пятом веке. Напомним, что Константинопольский патриарх Несторий в пятом веке выступил против присвоения деве Марии наименования "Богородица". До этого Несторий был известен своими очень резкими поступками, своим крутым характером. На Третьем вселенском соборе в 431 году Несторий был предан анафеме. Его обвинили в том, что он учил только о человеческой природе Спасителя, отвергая Его божественную природу. Конечно, учение только об одной человеческой природе Спасителя является лжеучением, и оно справедливо осуждено. Но дело в том, что мы не можем вполне быть уверенными в том, что Несторий именно этому учил. Весьма возможно, что его личные противники на Третьем вселенском соборе сгустили краски и наговорили на него много лишнего. По крайней мере сам Несторий опровергал возводившиеся на него обвинения и говорил, что он возражал только против термина "Богородица", который стали применять к деве Марии. Сторонники Нестория, бежавшие после его осуждения в Персию, отнюдь не учили только о человеческой природе Спасителя, и это дает нам право усомниться в справедливости предъявленных Несторию обвинений. Да, уже давно, еще с конца апостольского века, существовало учение, так называемых гностиков, о том, что Христос не Бог, а только человек. Но скорее всего Несторий не имел к этому учению отношения. Мы одобряем осуждение этого учения, но не можем быть уверены, что именно Несторий проповедовал его. Этот вопрос находится под большим сомнением до сего времени.

Несториане, спасаясь от преследований официальной церкви, бежали в Персию, а затем, в седьмом веке, во время арабских завоеваний, удалились в Индию и Китай. По своим богослужениям они сначала больше напоминали первохристианскую церковь, чем католики и православные, но затем у них стала появляться своя обрядовая сторона. Из числа несториан вышло немало ревностных миссионеров, которые, следуя с караванами верблюдов по торговым путям, несли свет Евангелия языческим народам на Востоке. Им пришлось переносить многие трудности, лишения и гонения.

В девятом веке ревностные миссионеры - несториане продолжали нести людям свет Евангелия. Только в вечности мы увидим и должным образом оценим плоды их трудов.