logo search
А

Мистики средних веков. Мистик Бернард Клервоский

Совершенно другим путем, нежели схоластика, идет мистика. Отцом этого движения, отцом мистики надо считать Бернарда Клервоского, и поэтому не удивительно, что именно он становился самым ярым противником своего соотечественника схоласта Абеляра.

Познакомимся поближе с этим основоположником мистицизма. Бернард родился в 1090 году во Франции и получил своё дополнительное имя "Клервоский" от монастыря "Клерво", основанного им же в одной глухой, безлюдной долине. Монахи этого монастыря не стремились к учености, наоборот, многие из них были совершенно безграмотными. Что было характерным для них, так это так называемая медитация, то есть занятие размышлением. В центре медитации было размышление о страданиях Христа. Монахи монастыря Клерво ежедневно погружались в созерцание распятого Спасителя. Их высшей целью было духовное соединение со страдающим Христом.

Вот такая медитация, такое размышление о Боге, о страдальце Христе и является характерной чертой мистицизма и мистиков средних веков.

Мистицизм, вышедший из Клервоского монастыря, начал распространять свое влияние и на другие монастыри и постепенно превратился в большое и важное движение в христианстве средних веков. Вождь Реформации Мартин Лютер называл Бернарда Клервоского "наилучшим из всех святых".

Но в мистицизме кроется и оборотная - отрицательная сторона, а именно: опасность превратить христианство в нечто мечтательное, созерцательное и далекое от нужд и страданий человечества. Медитации, созерцания доводили мистиков порой до болезненных видений и галлюцинаций. И все же надо сказать, что мистицизм был мощным обличителем совершенно обмирщенной католической церкви и погрязшего в политичеких интригах папства. Мистики, несмотря на свою тихую созерцательную жизнь, громогласно призывали всех христиан к истинному благочестию, и не только призывали, но и давали пример такого благочестия.