logo search
А

Культ реликвий

Участники крестовых походов привозили, например, кусочки старого дерева и выдавали их за части креста Господня. Не удивительно, что цены на эти кусочки дерева достигали сказочных размеров. Люди ничего не жалели, лишь бы приобрести такую святыню, как частицу креста Господня. Если бы собрать вместе все эти частицы креста Господня, то получилась бы целая гора из них.

Вот результат семи крестовых походов: гроб Господень, для освобождения которого организовывались эти походы, остался за мусульманами. Тысячи людей отдали свою жизнь напрасно, и в христианстве тринадцатого века стали все чаще появляться вопросы: неужели Магомет оказался сильнее Христа?

Несмотря на весь свой внешний блеск, папство в моральном отношении тускнело с каждым днем все больше. К голосу папы прислушивались все меньше, но зато проповеди странствующих проповедников из нищенствующих орденов, и особенно из ордена францисканцев, звучали все явственнее, находя благоприятную почву в сердцах народа.

Приближался конец и внешнего могущества папы. На целых семьдесят лет папа исчезает из своей пышной резиденции в Риме, чтобы сделаться пленником своих врагов в Авиньоне. Правда, в Риме появится второй папа, и оба папы предадут друг друга анафеме. Борьба между Римом и Авиньоном достигнет высших пределов. Тридцать семь лет будет продолжаться этот раскол в папстве. Он будет стоить больших жертв - как человеческих, так и финансовых.

"Папа-антихрист"

Самым сильным ударом по авторитету папства следует, возможно, считать появлявшиеся в разных религиозных кругах взгляды на папу как на антихриста. Такие взгляды распространялись, между прочим, так называемыми "апостольскими братьями", - последователями ремесленника Гергарда Сегорелла из Пармы, который в 1300 году окончил свою жизнь на костре.

"Папа-антихрист" - большего поношения на папство трудно было придумать, и такое мнение о папах возникло именно в тринадцатом веке, в веке величайшего могущества папства.

Контрольные вопросы

1. Эпоха папы Иннокентия III. Политическое господство римско-католической церкви в Западной Европе (XIII в.).

2. Папа Иннокентий III (XIII в.) - организатор трех крестовых походов. Каких именно? Перечислите.

3. Альбигойские войны (1209-1229 гг.). Чем они вызваны?

4. Четвертый экуменический Латеранский синод (1215 г.) Какие три решения приняты на нем в присутствии папы Иннокентия III?

5. Охарактеризуйте "Нищенствующие ордены" (XIII в.). Орден миноритов. Значение Франциска Ассизского в истории христианства.

6. Охарактеризуйте орден доминиканцев (XIII в.). Почему он так назван, почему он нищенствующий? Его первоначальное название и конечное превращение.

7. Объясните несовместимость учения Христа с действиями ордена доминиканцев в католицизме.

8. Расскажите об учреждении инквизиционных трибуналов папой Григорием IX (XIII в.). В руки какого ордена переданы полномочия инквизиции?

9. Охарактеризуйте схоластиков и мистиков как подготовителей почвы для семян Реформации.

10. Величайший схоластик Фома Аквинский, его богословский труд. Чем отличается во мнениях от Фомы Аквинского другой схоласт Дунс Скотус?

11. Мистики Бернард Клервоский и Экхарт (XIII в.). За что Мартин Лютер назвал Клервоского "наилучшим из всех святых"?

12. В чем заключается борьба папы Иннокентия III с исламом в XIII веке?

13. В чем заключалось моральное поражение папства в XIII веке?

Лекция 14. Христиане в четырнадцатом веке

В истории христианства четырнадцатый век начинается с большого события в римско-католической церкви.

Культ папы Бонифация VIII

В 1300 году Бонифаций VIII объявляет "Священный год", и бесчисленные толпы паломников направляются в Рим, молятся у гробниц апостолов, молятся в соборе Петра на Латеранском холме и получают от папы отпущение грехов. Этот юбилейный год, праздновавшийся вначале через каждые сто лет, стал позднее праздноваться каждые двадцать пять лет, принося папскому престолу несметные доходы. Эти юбилейные годы являлись также демонстрацией папского могущества перед лицом всего мира.

Папа Бонифаций VIII, введя празднование "Священного" или "Юбилейного" года, почувствовал себя на высоте высшей славы и небывалого величия. Он стал поощрять культ своей собственной личности. У его ног лежала разбитая Германская империя, а князья ее были поглощены междоусобной борьбой. Остальные государства были для него ничто.