logo search
Бердинских В

Эпоха феодальной раздробленности

Начиная с 30-х гг. XII в., Русь вступила в стадию феодальной раздробленности — закономерный этап развития всех феодальных государств той эпохи. К середине XII в. она раскололась на 15 княжеств, находившихся лишь в формальной зависимости от Киева. В XIII в. их стало уже более 50.

Политические причины раздробленности лежат не в постоянных княжеских разделах земель Рюриковичами и их междоусобицах, а в созревшем полити­чески обществе.

Единство Руси в значительной мере держалось на мощной воен­ной силе киевских князей и контроле над торговым путем “из варяг в греки”. Прочной экономической связи между разными реги­онами не было. Господствовало натуральное хозяйство. Рост населения, бо­гатства и увеличившаяся военная сила в других городах Руси привели к само­стоятельности множество отдельных княжеств. Князья Рюрикова дома тесно слились там с местной верхушкой знати и отстаивали интересы только своего домена.

Местные феодальные кланы, сплоченные и богатые, не только требовали полной самостоятельности и власти, но, опираясь на возросшую за три века существования единого государства экономическую инфраструктуру: новые города, села, вотчины, новую социальную структуру — легко могли заставить действовать своего князя, как им нужно. Прежняя централизация лишь меша­ла развитию обособлявшихся все более княжеств. Для новой структуры хозяй­ства нужны были и иные масштабы государства. В пестрой картине многочис­ленных русских княжеств XII в. выделялись 3 крупнейших локальных цент­ра: Галицко-Волынское княжество на западе, Новгородская республика на се­вере и Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке Руси.

Значение Киева сильно упало после 1169 г., когда он был разграблен войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. Киев сильно пострадал также от свертывания торговли с Константинополем после взятия его кресто­носцами в 1204 г.

Потеря Киевом его исторической роли была связана и с перемещением ос­новных торговых путей из Европы на Восток. Крестовые походы способствовали расширению экономических контактов стран Ближнего Востока с Европой. Новгород ориентировался на северные германские города. Киев выпадал из новой системы мировых связей.

Борьба со Степью и кочевниками также обрекала области, близкие к Степи, на регресс, а дальние и укрытые в лесах регионы получали серьезные преиму­щества. Раздоры, войны и усобицы князей терзали Русскую землю вплоть до самого татарского нашествия. Клич князьям к объединению, прозвучавший в “Сло­ве о полку Игореве”, не был ими услышан. Кочевники с юга, востока, немецкие рыцари с северо-запада постепенно усиливали свое давление на русские грани­цы, участвовали во внутренней политической борьбе русских князей.

Экономика. Экономический и культурный прогресс на Руси в XII — начале XIII в. про­изводит сильное впечатление. Основа экономики страны — земледелие. Сель­ское хозяйство процветало на севере степей и в лесостепях, где имелись бога­тые черноземы. В густонаселенных областях возникало частное землевладе­ние, появилось двуполье. Пахали на севере на лошадях, на юге — на волах. В основном господствовала общинная собственность на землю, хотя уже име­лись и крупные феодальные вотчины князей и бояр. Кроме земледелия, очень важную роль в национальной экономике играли охота, рыбная ловля, пчело­водство.

Ремесло достигло в русских городах высокого уровня развития. Кузнецы, гончары, плотники, каменщики славились своим искусством. Массово исполь­зовались меха как одежда для всех слоев населения. Это стимулировало охо­ту на пушного зверя, развитие дубильного дела (вспомните Никиту-Кожемяку из русской былины).

Отличные природные ресурсы страны, подъем благосостояния высших сло­ев общества прекрасно стимулировали развитие торговли — внутренней и внеш­ней. Водный путь по Днепру оставался по-прежнему основной артерией рус­ской жизни. Подъем Новгорода и Киева — двух ключевых пунктов на этом пути “из варяг в греки” — произошел именно благодаря этому пути. Из Киева на Запад, на Богемию и Германию, шел также оживленный сухопутный торговый путь. Основной артерией восточной торговли служила Волга. Город Булгар, ниже устья Камы на Волге, был главным местом встречи русских и восточных купцов. Кроме мехов, меда и воска русские везли на Восток льняные и шерстя­ные ткани, а ввозили в основном серебро, без которого не могла функциониро­вать торговля любой страны, предметы роскоши, пряности, шелк и оружие из дамасской стали.

Торговля в ту эпоху имела не меньшее значение, чем политическая жизнь. Не случайно все объявления и указы делались на торгах и рынках. Новгородс­кое купечество играло ведущую роль в торговле севера Руси.

Политическая организация. Во всех русских княжествах той эпохи в раз­ной мере сочетался в управлении монархический, аристократический и демок­ратический элементы. Князь, стремившийся к единовластию, не обладал тогда всей полнотой власти в княжестве. Главная его функция — военная: оборона города и всего княжества от врагов. Он, прежде всего, глава своей дружины и верховный судья.

Аристократический элемент — это совет при князе из верхов его дружины и местной знати. Обычно их называют боярами. Бояре нередко были вольны в своей службе князю и легко могли его покинуть, уехав в другое княжество. Правда, при этом им приходилось оставлять свои земельные владения.

Демократический элемент власти — это вече, городское собрание всех взрос­лых полноправных мужчин. Права его достаточно обширны. Случалось, что вече изгоняло не угодившего городу князя. Нередко споры на вече приводили к ожесточенным столкнове­ниям. Проигравшая сторона должна была согласиться с принятым решением. Такие три элемента власти имелись во всех русских княжествах киевского пе­риода, но их удельный вес был разным.

В Новгороде вече было особенно влиятельно. С 1136 г. служба князя в Новгороде стала выборной, а город получил суверенитет: назывался теперь Великий Новгород. Создана, по сути, боярс­кая республика. На большом вече избирались высшие лица города: посадник (глава исполнительной и судебной власти), тысяцкий (руководитель новгород­ского ополчения) и даже архиепископ (глава церковной организации, отвечав­ший и за внешние сношения республики).

Впрочем, при всем размахе уличной демократии в Новгороде реальными хозяевами города и области были несколько древних боярских кланов, кото­рые притягивали к себе в той или иной мере основную часть новгородцев (подобие римской системы клиентуры). Эта клановая система была наиболее эф­фективна в условиях бурной торгово-промысловой деятельности. Клан, стра­тегически и долговременно осваивая огромные территории, западные или вос­точные рынки, брал на себя большой риск такого рода начинаний и мог высто­ять в случае финансовых потерь за счет огромных предыдущих накоплений. Новгород не пострадал от татарского нашествия и, опираясь на свое ополче­ние, смог остановить натиск шведских и немецких рыцарей на Русь в XIII в.

Вторым важнейшим политическим наследником Руси стало Владимиро-Суздальское княжество. Здесь быстро шел процесс утверждения еди­новластия князя, что наиболее отвечало природным и общественным особен­ностям северо-востока Руси. Эффективность сельского хозяйства здесь край­не низка, и только сильная деспотическая власть могла принудить крестьян, живших постоянно на грани нищеты и голода, отдавать часть производимой ими продукции князю и государству. Кроме того, могущество местной аристократии сильно ограничено малочисленностью и общей бедностью края. Старая аристократия здесь подчинена в тяжелой борьбе князьям, опирав­шимся на мощную военную дружину. В результате боярского заговора погиб второй здешний князь Андрей Боголюбский (1157 — 1174), сын Юрия Долгору­кого, умелый, но очень жестокий правитель. Расцвет Владимиро-Суздальской Руси пришелся на правление князя Всеволода Большое Гнездо (1177 — 1212), уже полностью контролировавшего все основные властные структуры в своей земле, а также успешно наступавшего на своего восточного соседа — Волжскую Булгарию, контролировавшую тогда великий восточный торговый путь. С притязаниями и планами Всеволода вынуждены были считаться все князья и по­литические центры Руси.

Третий важнейший наследник государства сформировался на юго-западе, в Галицко-Волынской Руси. Здесь мягкий климат и очень плодородная почва. Боярский совет имел преобладающее влияние в политической жизни Галицкого и Волынского княжеств. Способствовали этому и тесные связи зем­ли с Польшей и Венгрией, нередко вмешивавшихся во внутренние дела местных князей. Аристократия здесь полновластна, хотя изредка сильным князьям, напри­мер, Ярославу Осмомыслу, Даниилу Галицкому, удавалось подчинить себе на ко­роткое время ведущие аристократические кланы своей земли. Показательно, что именно здесь в 1212 г. зафиксирован единственный случай в истории Руси киевского периода, когда княжеский стол занял человек не из династии Рюри­ковичей. Боярин Владислав на короткое время стал галицким князем.

Лишь нашествие татар, разорившее местную аристократию, позволило ут­вердиться здесь правлению сильного князя Даниила Романовича Галицкого (умер в 1264 г.). Но уже при его внуках княжество, раздираемое внутренними усобицами, постепенно переходит под власть Польши, Литвы, Венгрии.

Разделенная на враждующие друг с другом княжества и земли Русь не мог­ла собрать достаточно сил для отпора монголо-татарскому нашествию, обру­шившемуся на страну в 1237 г.

Города на Руси. Само слово город означает огороженное, то есть укрепленное место. Жизнь в городе сильно отличалась от жизни в селах и деревнях. С момента своего зарождения города – это центры ремесла и торговли. В случае опасности под защиту крепостных стен сходилось и население сельской округи. Мы помним, что вначале города на Руси – это центры племенных княжений. С созданием сильного государства многие такие города угасли. Зато возникли и окрепли другие, стоявшие на перекрестках торговых путей, центры власти князя.

В X веке на Руси было, примерно, 25 крупных (по тому времени) городов, в XIII веке уже более 60. Найдите на карте Киев, Новгород, Чернигов, Рязань, Полоцк, Тмутаракань, Смоленск, Ростов, Суздаль, Муром, Владимир-на-Клязьме, Галич, Владимир Волынский.

Скандинавы, приплывая сюда, называли Русь страной городов, ведь у них в Х веке городов было еще очень мало. Кроме того, они плыли по главному водному пути Древней Руси, где кипела жизнь. К началу XIII века в крупнейших городах Руси жили от 10 до 30 тысяч человек. Наиболее многолюдными были Киев и Новгород Великий. В большинстве других население составляло 2-3 тысячи человек. В деревнях же чаще всего стояло по 3-4 двора. Бурное развитие Руси той эпохи делает это время (IX-XII века) уникальным и неповторимым. Создавались основы Русского государства, русского народа и русской культуры.

На самом деле Русь, особенно северные и центральные районы, была заселена очень неравномерно. По долинам рек, на плодородных землях, рядом с крупными городами населения было значительно больше. А в глухих таежных местах, где даже дороги часто зарастали лесом (так говорится в былине про Соловья-разбойника) поселения были редки и располагались на очень больших расстояниях друг от друга.

Кроме больших городов существовало много маленьких городков или городищ, обнесенных земляным валом и рвом, а иногда даже деревянными стенами. Часто там не было постоянного населения, имелся лишь небольшой мобильный отряд воинов. Особенно много таких застав было на юге, где постоянно нападали кочевники. В случае опасности сюда сбегалось окрестное население.

Большие города имели мощную крепость (кремль или детинец), взять которую кочевникам или князьям-соперникам чаще всего не удавалось. Земляные валы, рвы, стены с круглосуточной стражей, подъемные мосты и башни, цитадель в центре крепости – все это оказывало сильное впечатление на людей того времени. Города на Руси рубили из дерева. Каменные здания были очень редки. Крепость строили на высоком берегу реки, где обрывы и овраги делали ее неприступной. Зимой в случае осады стены и валы поливали водой, чтобы ноги нападающих скользили по льду. Главным врагом бревенчатых русских городов был огонь. Поэтому, осаждающие часто посылали в крепость огненные стрелы, стремились поджечь стены и башни.

В важных городах Руси сидел князь со своей дружиной (или его наместник), тут же находились усадьбы бояр, храмы. Отсюда управляли всем княжеством. Здесь вершился княжеский суд, сюда свозили дань. Кроме княжеского дворца, усадеб бояр, помещений для воинов, в кремле обычно находился центральный собор (часто каменный), палаты местного епископа. Вспомни, например, храм святой Софии в Новгороде.

Город – это не только центр княжеской власти и торговый перекресток, но и центр управления церковью. Постепенно христианство искореняло язычество, овладевало душами людей и становилось мощной культурной и политической силой. Рядом с городом обычно возникал монастырь. Монахи писали летописи, создавали иконы, учили грамоте детей. Это – важный центр православия и культуры. Именно таким был Печерский монастырь в Киеве.

Кроме кремля (крепости) древнерусский город имел и вторую, гораздо более густонаселенную часть – посад. Эта часть города примыкала к крепости, но была защищена лишь земляным валом. Здесь жили купцы и ремесленники (простой люд), шумел торг (рынок), тут обязательно была речная пристань. Ведь наиболее удобные дороги Древней Руси – это реки. Они безопасны, по ним можно плавать на судах летом, а зимой ездить на санях. Все заселение Руси шло вдоль рек Русской равнины, так что крупные города находились на пересечении важных речных торговых путей. Обычно они ставились там, где небольшая речка впадает в крупную реку.

Городская жизнь качественно отличалась от сельской. Здесь жили другие по роду деятельности люди, и у них был совершенно другой образ жизни.

Городские свободы. Права и свободы людей в Древней Руси сильнее всего отстаивались именно в городах. Многие историки даже называли такой политический строй, где власть народа очень сильна, народоправством. Города Западной Европы, добившиеся в XI - XIII веках свобод, воюя с королями и графами, и города Руси того времени развивались в одном направлении. Главная опора демократии в русских города – вече. Это главный орган городской общины.

В нем участвовали все взрослые мужчины-горожане (кроме слуг и рабов). Обычно вече созывали звоном вечевого колокола, висевшего на площади в центре города. Для принятия любого решения требовалось убедить участников вече в своей правоте. Случалось, что проигравшая сторона начинала рукопашный (кулачный) бой со своими противниками, при этом оружие никогда не использовалось. Но чаще всего проигравшая сторона вынуждена была мирно согласиться с большинством. Точный подсчет голосов на вече не вели, но все и так хорошо видели, на чьей стороне убедительное большинство.

Вече было во всех крупных старинных городах. Молодые города считались пригородами старого центрального города (хотя и находились далеко от него). Они должны были подчиняться решениям вече главного города. Так решения новгородского вече были обязательны для всех городов новгородской земли. А ростовские бояре считали Владимир, столицу Андрея Боголюбского и Всеволода Большого Гнездо своим пригородом и требовали подчинения этого города ростовскому вече.

Вече могло отказать в доверии своему князю и изгнать его (такое бывало даже в Киеве XII века), заставить князя целовать крест на верность городу или заключить с городом ряд (договор). Вы помните, что даже Владимир Мономах сел на киевское княжение лишь после того, как к нему дважды с просьбами обратилось киевское вече. Старшим в роду был не он, значит и княжить в Киеве должен был другой князь. Владимир Мономах, став князем, отблагодарил киевлян, ограничил разорявших их ростовщиков.

Вече выбирало тысяцкого, командовавшего городским ополчением, а также руководившего местными судами по торговым жалобам (княжеский суд судил за тяжкие преступления). А в Новгороде, как вы помните, на вече выбирали даже архиепископа (естественно, из числа духовенства). В некоторых городах (Новгород, Псков, Ладога) всю местную власть возглавлял выборный посадник. В ряде других посадника назначал князь, там посадники и тысяцкие, уже не занимающие свои посты, входили в думу при князе. Жители каждой улицы выбирали старосту, а несколько улиц (городской район) объединялись в конец и избирали старосту всего конца. Жители также избирали сотских и десятских, а мелких чиновников – бирючей, ябедников назначал посадник. На общегородском вече жители каждой улицы и конца занимали всегда четко определенное место.

Древняя Русь – страна городов, прежде всего потому, что города играли важную роль в политике, определяли жизнь всей страны. Права и интересы простых горожан защищались традицией и законом.

Однако на юге и северо-востоке Руси княжеская власть постепенно усиливалась, наступала на права старой знати (боярства), и на права простых граждан. Монгольское нашествие XIII века, превратив в пепел русские города, сильно ослабило городскую демократию. В Западной Европе многие города полностью освободились от власти своих правителей (графов, герцогов, королей), а на Руси княжеская власть, поддержанная силой монгольских ханов, победила традиции городской выборности и демократии.

Посадский люд. Города – это центры ремесла и торговли, поэтому значительная часть населения в них – ремесленники и купцы. Они жили в посаде и селились по профессиям. На одной улице жили гончары, на другой кузнецы, на третьей ткачи. Не случайно и по сей день в русских городах есть улицы с названиями Бронная, Суконная, Хамовническая (как вы думаете, чем занимались мастера, жившие на этих улицах).

Русское ремесло той эпохи достигло значительных высот. Мастера по металлу выделывали замечательные русские кольчуги, ценимые по всей Европе (каждая из тысячи колечек). Такие кольчуги спасали жизнь воинов в бою. Сложные, как тогда говорили «хитрые», русские замки везли даже в Польшу и Германию. Их не могли открыть самые опытные грабители. Ювелиры делали из серебра и золота удивительной красоты украшения (ожерелья, браслеты, серьги) с применением очень необычных приемов: зерни, чернения, эмали. После монгольского нашествия многие знания и ремесла на Руси просто исчезли. Но в кладах старой Рязани, зарытых жителями в XIII веке перед гибелью города, были найдены именно такие украшения (рассмотри их на рисунке).

Гончары делали красивую и удобную посуду из глины, оружейники – мечи и топоры, ткачи – льняное полотно, из которого тогда шили почти всю легкую одежду. Плотники, кожевники, кузнецы, мастера десятков других специальностей обеспечивали население Руси всем необходимым для жизни. И в чем-то изделия той эпохи были не хуже современных. Сейчас доказано, что молоко в глиняных кувшинах сохраняется лучше, чем в стеклянной банке, а жить в деревянном доме и носить льняную одежду полезнее для здоровья, чем жить в каменном доме и носить одежду из искусственных тканей.

Многие города славились своими мастерами на всю Русь. Поэтому летописец называет жителей Владимира каменщиками, а новгородцев – плотниками. Все изделия того времени – это ручная работа мастера, его подмастерий и учеников. Навыки ремесла передавались от отца к сыну и держались в строгом секрете.

Десятки небольших, в основном, деревянных церквей украшали город. В центральной его части нередко высился величественный каменный собор. В случае войны и осады горожане сносили сюда свои ценности, укрывались под защитой прочных стен.

Но подлинным центром посада, душой города, был Торг. На большой площади кипела жизнь. Княжеские глашатаи выкрикивали важнейшие новости и объявления. Торговцы и ремесленники продавали свои товары. Особенно большой рынок бывал по пятницам – в день ярмарки.

Купцы в целях улучшения своей торговли объединялись. Так в Новгороде известно «Иванское сто», объединение купцов, торговавших воском. У таких купеческих союзов иногда была общая казна (хранившаяся в церкви этого города) своя вооруженная охрана. В дальних торговых поездках они чувствовали поддержку и помощь родного города. Купец в ту эпоху – это исследователь, то есть человек отважный, не боявшийся риска и дальних путешествий, которые часто длились много месяцев.

Кроме главного пути русской торговли – по Днепру, купцы плавали по Волге в Булгарию, страны Востока; ходили сухопутными караванами от Киева – на запад в Чехию и Германию и на юго-восток – через половецкие степи. Заключались специальные договоры с половцами и другими соседями Руси, обеспечивавшие безопасность купеческих караванов и торговли. Но в случае войны они не соблюдались. Так князь Ярослав накануне Липицкой битвы арестовал в Торжке две тысячи новгородских купцов и торговцев и посадил их в темницу, разослав по своим городам. Некоторые из них там и умерли.

В торговых рядах русского города мы видим дорогие меха (соболя, куницы, лисы), а также кожи и шкурки, доступные простым горожанам (белка, заяц, волк); сияют красивые украшения из серебра, продают заморские товары иностранные купцы. Они селились в русских городах отдельно. Греки и болгары, немцы и чехи, армяне и арабы, варяги и поляки – все привозили на Русь изделия своих ремесленников. Из Средней Азии и Персии везли шелк, оружие из прекрасной стали, дорогие пряности (перец, гвоздика, имбирь) и сладости (изюм, чернослив, миндаль). Из Западной Европы везли серебро, медь свинец. Этих металлов тогда на Руси не добывали. Своим высоким качеством славилось немецкое сукно. На Руси шерстяные ткани делали хуже.

Через Византию и Крым шли на Русь дорогие восточные ткани (для одежд князей, бояр и епископов), серебряные сосуды и иконы. Высоко ценился пергамент, на котором тогда писали книги.

А русские купцы везли за границу меха и мед, воск и изделия русских ремесленников. На Торге звенели монеты: серебряные арабские и золотые византийские, немецкие талеры и русские гривны и куны. Вытертые шкурки пушных зверей (белок, куниц) тоже использовали в качестве денег. Жизнь русского города была тесно связана с ремеслом и торговлей.

Просвещение. Ключом к появлению на Руси новой культуры стало христианство (вспомни, как оно появилось на Руси). В значительной мере культура развивалась в религиозном русле. Первыми книгами, появившимися на Руси были евангелия. Мастера-иконописцы писали иконы. Архитекторы строили церкви и соборы.

Но существовала и народная культура: народные песни, пляски, театр скоморохов, искусство строить жилые дома и хоромы и многое другое. Близкой искусству была и деятельность многих ремесленников, создававшие чудесные украшения из золота и серебра, плотников, рубивших затейливые церкви, кузнецов, ковавших редкой красоты оружие.

Именно в Древней Руси были заложены основы великой культуры русского, украинского и белорусского народов, потрясшей и завоевавшей весь мир в XIX-XX веках. Христианство принесло на Русь новый взгляд на человека и его судьбу в этом мире. Языческие представления дольше сохранялись в сельской местности, а в городах влияние византийской культуры, самой мощной цивилизации той эпохи, было значительно сильнее.

Русские люди в церкви с удивлением и радостью смотрели на иконы, расписные стены храма, слушали церковную музыку и молитвы. Очень важно для Руси то, что церковная служба и религиозные книги велись на родном славянском языке. В Западной Европе служба велась на латыни, которую простые люди не понимали.

Еще начале в IX веке путешественники говорят о попытках создания своего письма на Руси. Так в Херсонесе видели евангелие, начертанное оригинальными славянскими буквами – чертами и резами. Кто мастер его создавший, откуда оно – неизвестно.

Зато доподлинно известно о том, что византийские монахи Кирилл и Мефодий в IX веке создали славянский алфавит. По имени Кирилла он получил название кириллица. Основой для него послужил греческий алфавит, ведь в Византии говорили и писали по-гречески. Братья придумали и немало новых букв для обозначения тех звуков, которые есть в славянских языках, но нет в греческом (в основном это шипящие).

Кирилл и Мефодий, а также их ученики просвещали славян в Македонии, Болгарии, Чехии. После принятия христианства на Руси именно из Болгарии попало на Русь множество книг на церковнославянском языке. Именно церковнославянский стал основой языка на Руси.

При дворах князей появились знатоки греческого языка. Любители чтения проводили за книгой целые ночи. Ярослав Мудрый и его сыновья собирали собственные библиотеки. По желанию князей переводчики переводили на славянский язык греческие, латинские, болгарские книги. В основном, это религиозные книги, рассказывавшие об устройстве мира, истории земли.

Создавались и первые русские произведения. Это «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Житие Бориса и Глеба». Великим памятником древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве», повесть о неудачном походе князя Игоря на половцев в XII веке.

Из Византии на Русь приезжали священники и строители, иконописцы и ремесленники. Грамота на Руси проникла в самые широкие слои населения. Пергамент, на котором писали летописи, был очень дорог, поэтому простые люди писали на бересте, выдавливая буквы специальными палочками. А учились писать на простых дощечках, покрытых воском. Слой воска легко стереть и снова нанести. Сотни берестяных грамот найдены в Новгороде, которые сохранились благодаря особой почве и климату в этом городе.

Важными центрами просвещения стали монастыри. Они находились, в основном, возле городов. Здесь прочнее христианство и сильнее власть князя. Читать книги считалось в монастыре делом благочестивым, а переписывать их – подвигом. По несколько месяцев монахи-писцы переписывали на пергамент одну книгу, украшая ее яркими рисунками, выводя каждую букву.

В одной старинной рукописи монах так написал о своих чувствах при завершении труда: «Как радуется жених на невесту, так радуется писец, видя последний лист. Как радуется купец, получив большую прибыль, или кормчий, войдя в тихую гавань после бури, или странник, придя в свое отечество, - так радуется и переписчик книги, дойдя до конца ее». Уже готовую книгу украшали дорогим окладом из золота, серебра, драгоценных камней. Такая книга стоила целое состояние, ее уважали и почитали как святыню.

Русские летописи. Первые исторические труды на Руси – летописи, появились в монастырях. Вначале за образец для летописей наши книжники брали византийские хроники. Но преобразовали их по-своему и получились не сухие записи событий по годам (летам), а яркие художественные своды знаний. В летописях мы видим не только сообщения о войнах, князьях, событиях на Руси, но и старинные устные рассказы, предания, завещания князей, описания путешествий. Чувства и эмоции летописца, его горе и радость отражаются на страницах летописи.

Самая древняя дошедшая до нас летопись – это «Повесть временных лет». Ее составлял в начале XII века в Киево-Печерском монастыре монах Нестор. Цель своего труда он написал в заголовке: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве первым начал княжити и откуда Русская земля стала есть».

Нестор использовал летопись своих предшественников (до нас не дошедшую), документы княжеского архива. Оттуда он скопировал договоры первых русских князей с Византией. Все наши знания о Древней Руси во многом основаны на этой летописи.

Когда Русь распалась на несколько княжеств, центры летописания появились и в других городах: Галиче, Владимире, Полоцке, Чернигове… Каждый князь был заинтересован, чтобы добрая память о нем осталась на века, а его злые дела были забыты. Поэтому князья направляли деятельность летописцев в нужную им сторону. До нас дошла летопись, в которой описаны только добрые дела Владимира Мономаха (он сам лично контролировал летописца), осуждаются его враги. Наверняка в летописи, которая писалась в Чернигове под контролем его врагов, жизнь Мономаха описана совсем по-иному, но эта летопись до нас не дошла.

Свою роль играл и местный патриотизм. Новгородские летописцы искренне считали, что Новгородская земля древнее киевской, а киевские были уверены в том, что родоначальник княжеской династии на Руси вовсе не князь Рюрик, а Кий – основатель Киева. Летописи – первые патриотические сочинения на Руси.

Искусство Древней Руси. Русская держава возникла на перекрестке цивилизаций. Культурное влияние Византии и Востока, Кавказа и Западной Европы, Степи и Скандинавии переплавились в нечто новое и удивительно своеобразное. Русь сумела создать уникальную культуру, которой по сей день восхищается весь мир.

В чем же особенности и отличия русского искусства эпохи Древней Руси? Мы рассмотрим лишь малую часть высших достижений этого искусства в архитектуре и живописи. Первые русские храмы были деревянными. Из дуба была построена Новгородская София в 989 году. Но мощь большого государства и власть великого князя отразились в первых каменных соборах. Их, конечно, строилось намного меньше, чем деревянных; зато некоторые дошли до наших дней.

На Руси строились крестово-купольные храмы по типу византийской церкви. Однако русские мастера переработали сам тип такого храма, добавили в него элементы архитектуры деревянных церквей. Наши храмы стали многоглавыми и пирамидальными. Взгляните на любую старую церковь в вашем городе. Идеи Древней Руси живут в ее формах.

Современники не случайно называли Киев вторым Царьградом. В нем имелось до 400 церквей и 8 больших рынков. Город был удивительно красив. Настоящей жемчужиной, центром красоты, был каменный Софийский собор с 13 куполами. Он был воздвигнут в XI веке при князе Ярославе Мудром. Знаменитый путешественник древности Павел Алеппский сказал, увидев Святую София в Киеве, что ум человеческий не силах ее обнять.

Этот собор стал центром жизни русского общества той эпохи. Расположенный на высоком берегу Днепра, ярко блестя свинцовыми куполами, он господствовал над окрестностями.

Внутри храм был не менее великолепен, чем снаружи. Пол покрывала замечательная мозаика. В мозаичных изображениях Христа, Богородицы более 1000 оттенков цвета. Когда свет лился через окна сверху, мозаика оживала. Стены и все своды расписаны фресками. Мозаику составляли из тысяч цветных камушков (смальты). Фрески – это роспись красками по сырой штукатурке. Фрески покрывали все стены и своды Святой Софии и изображали сцены из жизни Христа, быта людей Древней Руси. До наших дней дошел портрет дочерей князя Ярослава Мудрого, идущих с горящими свечами. На другой фреске мы видим охоту на медведя, на третьей кулачный бой и скоморохов – артистов народного театра.

Церковные службы были очень длинные, и нередко скучающие горожане писали на стенах свои мысли. По преданию, молодой князь Владимир Мономах однажды нацарапал на стене: «Ох, тяжко мне». Такие простые надписи - также культурное наследие той эпохи.

Во время больших праздников никто, конечно, не отвлекался, в храме Святой Софии царила атмосфера торжества: слышалось прекрасное пение певчих, возгласы духовенства, сверкала золотом и драгоценными камнями церковная утварь, ликовали золотом мозаики, перед иконами горели сотни свечей. Молящиеся люди чувствовали себя не на земле, а на небе. Именно грандиозный Софийский собор стал усыпальницей киевских князей.

В Новгороде был свой собор святой Софии. Он отражал независимость и северную красоту Новгородской земли. Замечательными и необычными для того времени стали соборы во Владимире (Успенский и Дмитриевский, построенные в XII веке). Самый поэтичный храм Древней Руси – это дошедший до наших дней храм Покрова-на-Нерли. Эта церковь построил Андрей Боголюбский чтобы унять свою печаль после кончины любимого сына Изяслава и в память о нем.

До нас дошло небольшое число древнерусских храмов, но и они полны удивительной красоты, в них продолжает жить душа русского человека той дальней эпохи.

Мастера Древней Руси создавали не только мозаики и фрески в храмах, миниатюры к книгах, они еще писали иконы – картины на религиозные темы, написанные на деревянных досках. Иконопись (писание икон) пришла на Русь из Византии. Русские мастера вложили свою душу в это искусство. Наши иконы отразили мысли, чувства, идеалы русских людей.

Очень почитались на Руси сюжеты, изображающие Богородицу с младенцем Христом на руках. Во многих городах были свои иконы этого типа, считавшиеся чудотворными, то есть способными творить чудеса: обращать войско врага в бегство, унимать пожары и эпидемии. Смоленская и Тихвинская, Феодоровская и Боголюбская образы Богородицы с младенцем Христом и сейчас почитаются в России. Для Руси – деревянного царства, икона стала на многие века главным и важнейшим произведением искусства. Иконы окружали всю жизнь любого русского человека. В каждом доме в красном угле висели иконы. Это – наше национальное сокровище.

Икона считалась посредником между человеком и Богом. Поэтому ее искренне любили всей душой, обращаясь к ней со своими печалями, молитвами и благодарностями. Изображения на иконах: Христа, Богородицы, сюжеты из жизни других праведников и мучеников – все это должно было пробудить лучшие качества в человеке: доброту, смирение, великодушие.

Настоящий шедевр мировой живописи – византийская икона, названная на Руси «Владимирская Богоматерь». В XII веке она находилась во владимирском Успенском соборе. Гениальный мастер вложил в лики Богородицы и младенца Иисуса невероятную красоту печали, сострадания и любви к человеку. И по сей день – это наиболее чтимая на Руси икона.

Первым великим русским иконописцем, упомянутым в летописи, считается Алимпий – монах Печерского монастыря. В летописи содержится много чудесных историй о его жизни. Вероятно, некоторые из них придуманы уже после его смерти. В этих легендах отразилось глубокое уважение к работе иконописца. Его труд считался священнодействием, вдохновленным Богом. Перед написанием иконы мастер несколько дней молился и постился (отгонял от себя дурные мысли), чтобы свет его души отразился в ликах святых.

Алимпий учился у греческих мастеров, украшавших алтарь церкви в его родном Печерском монастыре в 1084 году. По преданию, ему было там видение – лик Богородицы на иконе внезапно стал испускать лучи, как солнце, а затем из него выпорхнул белый голубь. После этого видения пораженный Алимпий постригся в монахи и за свою жизнь создал много замечательных икон (до нас не дошла ни одна). Даже игумен (глава) монастыря был удивлен добродетелью Алимпия, его «смирением, терпением, чистотой и незлобием сердца».

Днем мастер писал иконы, а по ночам часто стоял в храме на молитве. Им двигала только любовь к своему искусству и богу. Свой заработок он делил на три части. На одну часть он покупал краски и другие материалы для иконописи, вторую отдавал в монастырь, а третью раздавал бедным людям.

В старости Алимпий тяжело заболел и не смог написать заказанную ему икону. В назначенный срок пришел заказчик за иконой и увидел, что она не готова, а мастер лежит больной. Очень огорчился этот человек и ушел ни с чем. Тогда по легенде в келью Алимпия явился светлый юноша – ангел и за три часа написал икону. Когда заказчик вновь пришел, то был потрясен, увидев готовую икону и умирающего Алимпия. На Руси считали, что заменить мастера-иконописца мог только ангел.

Во всех проявлениях своего творческого гения: литературе, архитектуре, живописи – Древняя Русь создала оригинальную великую культурную традицию, на основе которой развивалась русская национальная культура всех последующих эпох.