logo
Бердинских В

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Получив власть в результате дворцового переворота, Екатерина II столкнулась с множеством проблем, накопившихся в стране за годы правления своих бездарных предшественников. Прежде всего следовало укрепить серьезно расшатавшийся государственный механизм. Мероприятия, задуманные и проведенные Екатериной II в этом направлении, в значительной степени соответствовали принципам популярной в Европе XVIII в. политики «просвещенного абсолютизма».

Эта политика опиралась на идеи философии Просвещения, представленной трудами Вольтера, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и других мыслителей. Центральное место в идеологии Просвещения занимала теория «общего блага» как цели общественного и государственного развития. Задача просвещенного монарха – создание максимально благоприятных условий для прогрессивного развития страны. Монарх не должен быть деспотом, его власть должна основываться на системе законов, опирающихся на справедливость и разум.

Екатерина II была прекрасно знакома с произведениями французских просветителей, а с Вольтером, Дидро и рядом других мыслителей вела оживленную переписку. Это позволило ей широко использовать передовые социально-политические идеи для теоретического обоснования своих реформ. Парадокс, однако, заключался в том, что с помощью либеральной фразеологии Екатерина II оправдывала существовавшие в России самодержавно-крепостнические порядки.

Наиболее ярким проявлением политики «просвещенного абсолютизма» в России стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии для выработки нового свода законов. Это было уникальное для России эпохи абсолютизма собрание выборных представителей от сословий. Для участия в работе Уложенной комиссии избирались депутаты от дворян, горожан, государственных крестьян, чиновников центральных учреждений, казаков и нерусских народов Поволжья и Сибири. Нормы представительства от сословий были неравными, кроме того, не получили права участвовать в выборах помещичьи крестьяне и духовенство. В результате, в Уложенной комиссии преобладали дворяне (около 40 % депутатов) и горожане, в основном купцы (36 %).

Депутаты получали письменные наказы, в которых содержались конкретные предложения по изменению законодательства в интересах избравших их сословий. Абсолютно новым явлением стало составление Екатериной II собственного «Наказа», носившего концептуальный характер и раскрывавшего основные принципы реформаторской деятельности, которыми должны были руководствоваться депутаты Уложенной комиссии. «Наказ» Екатерины II основывался на трактатах Ш. Л. Монтескье «О духе законов» и Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», идеи которых императрица творчески переработала с учетом собственного понимания особенностей российских социально-экономических и политических процессов.

На основании государственно-правовой теории Монтескье Екатерина II дала теоретическое обоснование самодержавию. Необходимость абсолютизма для России она мотивировала тем, что эффективно управлять таким громадным по территории государством можно только единолично. «Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно», - подчеркивалось в «Наказе». Вместе с тем, по мнению императрицы, необходимо понимать различия между самодержавием и деспотизмом. Действия монарха не должны противоречить основополагающим началам нравственности.

Екатерина II оправдывала сословный строй, но, в то же время, провозглашала необходимость равенства всех перед законом. Прогрессивное значение имели содержащиеся в «Наказе» требования запрета пыток и прекращения религиозных преследований.

Наибольшую трудность у Екатерины II вызвала формулировка позиции по проблеме крепостного права. Известно, что черновой вариант «Наказа» включал в себя предложения по освобождению крестьян за выкуп. Однако в окончательном тексте осталось лишь расплывчатое и ничего не значащее пожелание помещикам проявлять «человеколюбие» по отношению к своим крепостным.

Необходимо подчеркнуть, что в большинстве дворянских наказов содержалось требование сохранить крепостное право в неприкосновенности, а важнейшей идеей наказов купцов была просьба разрешить им приобретать крепостных. Как метко заметил С. М. Соловьев, выступления купцов в Уложенной комиссии проходили под лозунгом: «Дайте нам рабов!». В этих условиях открыто выступать против крепостного права Екатерина II не могла – механизм дворцовых переворотов был хорошо отлажен и действовал безотказно.

Формально деятельность Уложенной комиссии была бесплодной – в 1768 г. она была распущена под предлогом начала войны с Турцией, не создав ни одного закона. Однако практический эффект от созыва представителей сословий был весьма значительным. Во-первых, Екатерина резко подняла свой авторитет среди российского дворянства и купечества и тем самым упрочила свое положение на троне. А, во-вторых, императрица получила исчерпывающее представление о том, каких действий ждут от нее наиболее влиятельные слои населения.

Во внутренней политике Екатерины II четко прослеживались три основные тенденции:

- расширение сословных привилегий дворянства;

- ужесточение крепостничества;

- создание условий для экономического прогресса страны.

По указу 1765 г. помещики получили право по своему произволу отдавать крепостных в каторжные работы на любой срок. По указу 1767 г. резко ужесточались наказания крестьян за жалобы на помещиков: если прежде за подобные действия полагался месяц каторжных работ, то отныне – наказание кнутом и ссылка на вечную каторгу в Нерчинские рудники.

Одновременно происходило смягчение наказаний помещиков за убийства своих крепостных, фактически они отделывались лишь церковным покаянием. Расследование и вынесение приговоров по преступлениям, совершенных крепостными (за исключением дел о государственных преступлениях, разбое и убийствах), находилось в юрисдикции помещиков. Причем они не были ограничены в этом отношении никакими законами и имели право применять пытки. В екатерининскую эпоху была легализована продажа крепостных оптом и в розницу, с землей и без земли. Крепостных могли закладывать, дарить, менять на имущество.

Резко увеличилась феодальная рента. В черноземных губерниях это проявлялось в расширении барской запашки, в нечерноземье – в росте денежного оброка, размер которого за годы правления Екатерины II в среднем увеличился в 5 раз (с 1 до 5 рублей с души мужского пола). При этом крепостное право развивалось не только вглубь, но и вширь. В 1783 г. произошло окончательное закрепощение украинских крестьян.

Политика ужесточения крепостничества вызвала мощнейший социальный взрыв – крестьянскую войну 1773-1774 гг. под предводительством Е.И. Пугачева. Бунтарь, сбежавший из казанской тюрьмы и объявивший себя императором Петром III, Е.И. Пугачев сумел поднять широкое движение народных низов, объединившее яицких казаков, крепостных крестьян, работных людей заводов Урала и большинство народов Поволжья и Приуралья (башкир, татар, калмыков, марийцев, удмуртов и др.). Всех их объединяла ненависть к господствующему социальному слою и действующему в его интересах государственному аппарату.

Никакой продуманной программы у восставших не было, агитация сводилась к расплывчатому обещанию «воли» и призывам поголовно истреблять дворян и чиновников. Несмотря на определенные элементы организованности, в пугачевском движении возобладали анархические черты. Следует согласиться с А.С. Пушкиным, назвавшим эту крестьянскую войну «бунтом бессмысленным и беспощадным». Бессмысленность пугачевщины заключалась в ее обреченности на поражение. Сражаться на равных с регулярной армией, к тому же одной из лучших в Европе, восставшие, безусловно, не могли.

После подавления крестьянской войны ослабления крепостного гнета не произошло. Напротив, еще более укрепилась антикрестьянская, продворянская направленность государственной политики. Екатериной II был сделан вывод: для того, чтобы исключить впредь возможность столь масштабных крестьянских выступлений необходимо максимально укрепить губернский и уездный административный аппарат.

В 1775 г. была проведена губернская реформа, содержание которой сводилось к следующему:

1.Увеличение числа губерний с 23 до 50.

2.Ликвидация провинций, создание двухуровнего территориального деления: губерния – уезд.

3.Установление количественного критерия для образования территориальных единиц: для губернии численность населения должна составлять 400 тысяч душ, для уезда – 30 тысяч душ.

4.Ликвидация старых и создание новых органов местного управления, усиление их ведомственной специализации. Местные управленческие учреждения были разделены на административно-полицейские, финансовые, судебные, надзорные и органы социального обеспечения.

Местная администрация по реформе 1775 г.

Уровни

управления

Административно-полицейские

органы

Финансовые

органы

Надзорные

органы

Органы

социального

обеспечения

Губернский

Уровень

Губернское

правление

Казенная

палата

Губернский

прокурор

Приказ

Общественного

призрения

Уездный

Уровень

Нижний земский

суд

Уездное

казначейство

Уездный

стряпчий

-

Был установлен новый порядок замещения государственных должностей в системе местного управления. Губернские учреждения состояли из назначенных центральной властью чиновников, уездные – из выборных представителей местного дворянства (за исключением финансовых и надзорных органов).

Губернская реформа привела к децентрализации управления рядом отраслей. Были ликвидированы коллегии, за исключением военной, адмиралтейской и коллегии иностранных дел. Функции центрального финансового управления переданы Сенату, а управление промышленностью и торговлей полностью децентрализовано и передано в губернии.

По реформе 1775 г. произошло создание судебной системы. На уездном и губернском уровнях учреждались сословные суды для дворян (уездный суд и верхний земский суд), горожан (городовой и губернский магистраты) и государственных крестьян (нижняя и верхняя расправы). Над сословными судами в каждой губернии были поставлены палата уголовных дел и палата гражданских дел. Высшим судебным органом в стране провозглашен Сенат.

Особенности екатерининской судебной системы:

1.Судьи дворянских и городских судов избирались соответствующими сословиями. Судьями верхней и нижней расправ являлись государственные чиновники.

2.Все приговоры сословных судов по уголовным делам поступали на утверждение в палату уголовного суда, а затем на подпись к губернатору. В случае неутверждения приговора губернатором окончательное решение выносил Сенат. Таким образом, суд находился в зависимости от администрации.

3.Подсудимые имели право на апелляцию в вышестоящую судебную инстанцию лишь при условии внесения денежного залога: в губернскую палату – 100 рублей, в Сенат – 200 рублей (это равнялось годовой зарплате среднего чиновника). В случае подтверждения приговора залог не возвращался.

Итак, совершенно очевидно, что созданная Екатериной II судебная система действовала в интересах узкого слоя дворянства и обеспеченных горожан. Дальнейшее расширение привилегий этих групп населения происходит в 1785 г., когда одновременно издаются Жалованные грамоты дворянству и городам. В Жалованной грамоте дворянству подтверждались положения Манифеста 1762 г. о вольности дворянства и провозглашалось создание уездных и губернских органов дворянского самоуправления. В рамках уезда все помещики, имевшие классные чины, образовывали уездное дворянское собрание и избирали уездного предводителя дворянства. Из числа уездных предводителей избирался на 3 года губернский предводитель дворянства. Дворянские собрания и предводители получили право обращаться со своими запросами, просьбами и жалобами в Сенат и к императрице.

По Жалованной грамоте городам городское население подразделялось на 6 разрядов:

1.Домовладельцы.

2.Купцы, разделенные на 3 гильдии.

3.Ремесленники, состоящие в цехах.

4.Иногородние купцы и иностранцы.

5.Именитые граждане (крупнейшие торговцы, промышленники, банкиры, городская интеллигенция).

6.Посадские люди.

Домовладельцы, ремесленники и посадские люди объединялись в сословие мещан. Жалованная грамота гарантировала им защиту в суде, право собственности на городскую недвижимость, владение предприятиями, ведение торговли и свободное перемещение по стране. Привилегированную прослойку городского населения составляли купцы и именитые граждане, которые освобождались от телесных наказаний (за исключением купцов третьей гильдии), подушной подати и рекрутской повинности.

Хозяйственными делами в городе ведала «шестигласная дума», состоявшая из представителей всех шести разрядов и возглавлявшаяся городским головой. Право избирать городского голову имели лишь именитые граждане и купцы первых двух гильдий. Однако реальная власть в городах находилась у городничих, назначавшихся Сенатом.

Важной составляющей внутренней политики Екатерины II было покровительство предпринимательству. В 1762 г. отменяются монополии в торговле и промышленности, действовавшие со времен Петра I. Если в первой половине XVIII в. государство предоставляло отдельным предпринимателям монопольные права на производство каких-либо изделий и торговлю ими, то отныне создаются условия для свободной конкуренции.

В 1775 г. провозглашается свобода открытия промышленных предприятий (ранее для этого требовалось получить разрешение в государственных органах). В 1762 г. была запрещена покупка крепостных для частных мануфактур, принадлежащих недворянам. Последствием этого стало возникновение рынка вольнонаемного труда за счет крестьян-отходников (отпущенных помещиками на заработки на определенный срок). В российской экономике постепенно начинают складываться капиталистические отношения. Однако господствующее положение по-прежнему занимает феодально-крепостнический уклад.

В целом, за годы правления Екатерины II произошло существенное укрепление российской экономики, государственности, внешнеполитической мощи. Появляются первые элементы гражданского общества в виде самоуправляющихся дворянских объединений, достигнут существенный прогресс в сфере культуры. Однако все эти успехи основывались на зыбкой почве крепостничества, происходили на фоне усиления бедственного положения крестьянства, составлявшего подавляющее большинство населения.