logo
Бердинских В

Русь в XV веке. Создание централизованного государства

Собирание Руси московскими князьями с XIII в. шло медленно, но непре­рывно. Вектор их политики не менялся два с лишним столетия. Не случайно В.О. Ключевский, иронизируя, говорил, что по их поступкам трудно судить, кто из них Иван, а кто Василий (это два наиболее распространенных княжеских имени в Москве той эпохи). Качественный рывок в результате этой длинной цепи количественных изменений совершил Иван III (1462 — 1505) — фактический создатель единого Российского государства. Современники были потрясены внезапным, словно Феникс из пепла, появлением мощной монархии там, где еще недавно враждовали друг с другом ордынские данники. Именно Иван III четко осознал и решил следующие национальные задачи страны: ус­тановление сильной единоличной власти и прекращение феодальных междоу­собиц; ликвидация самостоятельных княжеств и уделов, окончательное свер­жение татарского ига; переход от оборонительной внешней политики к насту­пательной.

Золотая Орда еще во второй половине XIV века раскололась на Казанское и Крымское ханство, Большую и Ногайскую Орду. Русь объединялась – Орда дробилась. Хан Большой Орды Ахмат, укрепившись на престоле, потребовал от Ивана III дани. Тот отказал ему. Между тем Орда все еще оставалась грозной силой. Вступив в союз против Москвы с Литвой, Ахмат в 1480 г. двинул свою армию на Русь. У него было, примерно, 40 тысяч воинов. Столько же собрал вышедший ему на встречу Иван III, заключивший союз с крымским ханом. Осторожный и дальновидный Иван III делал свою политику, словно играя в шахматы, просчитывая ходы далеко вперед.

Войска Ивана III и хана Ахмата встали друг напротив друга на реке Угре. Татары попытались переправиться через реку, но русские им этого не позволили. Решающей битвы так и не произошло. Хан Ахмат не решился напасть на усилившуюся русскую армию. Он увел свои войска назад в степь, где вскоре бесславно погиб. Большая Орда рассыпалась. В 1480 г. Русь полностью освободилась от ордынского ига. Стояние на Угре, где битвы так и не произошло, завершило эпоху господства Орды над Русью. Московское государство стало стремительно расти.

Все это отражало интересы основной массы населения страны. Создавав­шаяся сословно-представительная монархия — это наиболее удачный вариант государственного устройства Московской Руси той эпохи. С конца XV в. она называется Россией. Успешно завершил этап преобразований Ивана III его сын — Василий III (1505 — 1533). За 70 лет их правления Московская территория выросла в 6 раз, достигнув 2800 тыс. кв. км с населением примерно 7 млн. человек, вобрав в себя основную часть территории восточной Европы и Урала на востоке, Северного моря на севере и Литвы на западе. Как метко писал Карл Маркс, “изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечав­шая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на ее восточных границах”.

Не будучи хорошим полководцем, Иван III был замечательным стратегом и великим дипломатом. По существу, без войны была присоединена основная масса русских княжеств центра страны: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Рязанское (1517) и другие. Благодаря искусной многолетней политике кнута и пряника Тверское княжество (1485) и Новгород (1478) (это была особенно слож­ная задача), Пермь (1472), Вятка (1489), а при Василии III — Псков (1510), Смо­ленск (1514) (отвоеван у литовцев) и многие другие княжества и земли вошли в состав огромной империи московских великих князей (формально Россия стала называться империей лишь с эпохи Петра I). Своим титулом — царь, са­модержец и государь всея Руси — Иван III провозгласил себя наследником Ви­зантии и единственным оплотом православной веры в мире.

Так завершилась работа восьми поколений. Вокруг Москвы были объединены почти все великороссы. Пережив тяжелейшую эпоху своей истории (XIII — XIV вв.), нация сумела консолидироваться и выжить, обеспечив внешнюю неза­висимость (татарское иго окончательно пало в 1480 г. — “стояние на Угре”) и внутреннюю, государственную обустроенность, создав монархию, не ограни­ченную какими-либо уставами и учреждениями. Великокняжеская, а затем цар­ская власть выступала как арбитр над интересами различных сословий и этно­сов в огромной по площади и разноплеменной стране. Именно монархия стала наиболее эффективной государственной формой, оптимально защищающей национальные интересы. Православная церковь, интересы которой совпали в этом с интересами государства, полностью поддерживала власть. И все же великий князь той эпохи — это не восточный деспот, а рачительный хозяин-приобретатель, первый среди равных ему по крови князей-Рюриковичей. Как верно писал историк А. А. Зимин, “власть великого князя ограничивалась проч­ными традициями, коренившимися в патриархальности представлений о харак­тере власти, которые имели к тому же религиозную санкцию. Новое пробива­лось с трудом и прикрывалось стремлением жить, как отцы и деды”. Велико значение Боярской думы, формирующихся приказов как органов центрально­го управления.

В преобразованиях той эпохи падали свободы и властные традиции целых слоев общества — боярства, удельных князей. Крестьяне (владельческие) по­теряли полную свободу передвижения. По судебнику 1497 г. им разрешалось покидать старого владельца лишь раз в году — на осенний Юрьев день. В опре­деленной мере, действительно, прикрепление крестьян к земле — это вопль отчаяния государства, которое, чтобы выжить, должно иметь постоянное бое­способное войско из дворян, получавших за свою службу и на ее период поме­стья с крестьянами. В условиях наличия огромного количества свободных зе­мель закрепить крестьян было крайне сложно. Мы должны помнить, что основ­ная часть крестьян Руси той эпохи — это черносошные крестьяне (свободные общинники).

Объединение северо-восточной Руси с особой силой подчеркнуло особое положение другой Руси — юго-западной, существовавшей отдельно от Руси Московской. Духовное, национальное и религиозное родство ощущалось при этом особенно остро, так как значительная часть юго-западной Руси вошла в состав великого княжества Литовского, а впоследствии (с 1569 г.) — объединен­ного Польско-Литовского государства - Речи Посполитой, в которой доминиро­вали католицизм и польская культура. Иван III и его преемники постоянно на­поминали западным соседям, что Киев, Смоленск, Чернигов и другие русские города — их “отчина и дедина”, а потому стремились к собиранию и этих зе­мель. Давление Москвы уже в XVI в. литовцы выдерживают с трудом. Ба­ланс сил в это время изменился в пользу Москвы.

На самой Руси демократический и аристократический элементы в полити­ческой жизни были сломлены в XIII-XV вв. Вече повсеместно запрещены, а княжеская аристократия ликвидирована (в эпоху Ивана Грозного уничтожена физически). Старая демократическая традиция возродилась здесь лишь в фор­ме общин казаков на юге страны с XV в., выполнявших функции погранич­ных войск, ведь спор Руси со Степью — ханствами — осколками Золотой Орды (Казанским, Астраханским и Крымским) еще не был завершен.

Иван III - государь всея Руси. К концу жизни Василия Темного Московское княжество стало единым. Вставший на престол в 1462 г. после смерти отца Иван III был хотя и молодым (22 года), но опытным политиком. Он стал соправителем в последние годы жизни отца. Именно Иван III построил основы Русского независимого государства, объединив основную часть земель Руси. Современники пишут, что это был молодой худощавый красивый человек высокого роста. В старости он стал сильно сутулиться. Превосходный дипломат, Иван III тщательно, многие годы, готовил все свои операции по присоединению других земель или разгрому противника. Он стремился рассорить своих врагов, разбить их поодиночке, а затем заключить договор на выгодных условиях.

Восточная политика (отношения с Ордой и татарами) - важное направление деятельности Ивана III. Он не только добился полной независимости Руси от Орды, но и сам стал руководить действиями степных ханов. Крымские ханы стали его главными союзниками в борьбе с Литвой и Ордой. Иван III добивался, чтобы в Казани правили послушные ему ханы. Широко принимая на службу татарских «царей» со своими воинами, Иван III стал для них господином. Татарские войска успешно воевали с Орденом в Прибалтике, против Литвы в западных землях, против Большой Орды в Степи. Легкая степная конница с арканами и крюками на конях побеждала рыцарей Ордена в броне, непривычных к таким схваткам. Монгольский боевой клич «Ура!» (вперед) стал боевым призывом всей русской армии. Разделяя степных ханов, Иван III сумел властвовать над Степью благодаря своей умной и дальновидной политике.

Второе направление политики Ивана III - собирание русских земель вокруг Москвы. Уже в 1463 году к Москве присоединен Ярославль. Местным князьям дали земли в других местах. Удельные владения своих братьев (не во всем с ним согласных) Иван III занял еще при своей жизни. Он мог поступать твердо и жестко. В тюрьме умер его сташий брат Андрей, пытавшийся поднять против него мятеж во время Стояния на Угре. Постепенно все небольшие самостоятельные княжества вошли в состав Московского государства. Дольше всех оставались независимыми: Тверь (1485), Новгород (1478) и окраинная Вятка (1489). Формально вошли в состав Московской Руси уже после смерти Ивана III Псковская земля (1510) и Рязанское княжество (1521), но фактически они были поставлены в полную зависимость от Москвы именно Иваном III. С середины XV до середины XVI века территория Московской Руси выросла в 6 раз.

Третья сторона деятельности Ивана Васильевича – создание нового государственного механизма, нового аппарата власти. Как византийский император, имевший титул автократора, Иван III стал именоваться самодержавцем. Это простой перевод с греческого слова автократор. Так Иван Васильевич хотел подчеркнуть, что он в своем государстве обладает всей властью и отчитывается за свои действия только перед Богом.

Прежние самостоятельные князья превратились при его дворе в служилых бояр. Они обсуждали с великим князем в Думе все основные государственные дела. Бояр назначали наместниками в города и уезды.

Вместе с Боярской Думой появились приказы - органы управления государством (напоминавшие нынешние министерства). Первыми из приказов возникли Казна и Дворец. (Как ты думаешь, чем они занимались?) Строилось здание единого государства.

Просвещение. В Древней Руси книги ценили очень высоко. Огромное число их сгорело при ордынских нашествиях. Когда в 1382 году хан Тохтамыш напал на Москву, то горожане и окрестные жители снесли свои книги в каменные храмы, которые оказались заполнены книгами до самого верха. Все это богатство погибло в огне пожара.

Русская культура после своего упадка в XIII веке, уже в XIV веке начинает восстанавливаться. В Твери, Москве, Новгороде начинается каменное строительство. В новых центрах Руси (Москве, Твери) ведутся летописи. Связи с Западной Европой сохранили Новгород и Псков. Восстанавливается культура Руси, которая формируется уже как культура русского (великорусского) народа. Идет мощный подъем русского национального духа.

Источником просвещения и грамотности в то время по-прежнему была церковь. В монастырях составлялись документы, летописи, хранились библиотеки. Многие горожане стали грамотными. Берестяные грамоты в Новгороде говорят о том, как люди жили, торговали, жаловались. Новгородские крестьяне пишут своему господину: «Бьют челом крестьяне господину Юрию Онцифоровичу на ключника Занда. Не можем господин ничем ему угодить».

С XV века в обиход шире входит бумага, пришедшая на смену дорогому пергаменту (вспомни, что это такое). Если от XIV века до нас дошло всего 817 русских рукописей, от XV века - значительно больше. Бумагу привозили тогда из Италии, склеивали ее в длинные столбцы. Книги заключали в кожу, иногда украшали золотом, драгоценными камнями. Писали гусиными перьями, а чернила делали из ржавчины и дубовой коры.

Теперь писали не каждую букву отдельно, как раньше на пергаменте, (это устав), а все буквы связно (это скоропись). Причем некоторые буквы для скорости пропускали, а над словом делали особый знак. Книгу украшали рисунками трав, цветов, фантастических зверей. Особенно любили драконов и львов. В написание книги мастера вкладывали всю свою душу, и она становилась настоящей драгоценностью.

Главные памятники русской литературы той эпохи - летописи. Там все события излагались по годам. Но летописцы зависели от своих князей. Так в тверской летописи XIV века московский князь вероломен, а тверской миролюбив. В московской летописи - все наоборот. Летописи стали важными документами в политике. Иван III возил с собой в походы особого дьяка (чиновника), который умел по старым летописям говорить. Когда нижегородский князь вступил в борьбу за великое княжение, то для него срочно была составлена летопись монахом Лаврентием в 1377 году. Чтобы быстрее переписать текст, ее даже отдали нескольким писцам. В конце летописи Лаврентий написал, извиняясь за спешку и возможные ошибки: «Господа, отцы и братия! Если я где описал, переписал или не дописал, - читайте, исправляя ради Бога, а меня не ругайте. Зане книги (источники) ветхи, а ум молод, не дошел».

Но люди того времени - патриоты. Они любили свою родную землю и мир всей Руси. Летописи – это удивительные памятники культуры той эпохи.

Иконопись. XV век на Руси - время расцвета русской живописи. Тогда она развивалась в религиозных формах. Художники писали иконы и фрески (вспомни, что это такое). Центры иконописи переместились с юга на север страны. Постепенно складываются новгородская, ростовская, московская и другие школы иконописи.

Когда в XIV веке вновь стали строить каменные храмы, то стены их расписывались фресками. Мощный подъем русской культуры привел к появлению на Руси великих иконописцев - Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.

Феофан приехал на Русь в 1370-ые годы из Византии (отсюда его прозвище). Эта странствующий мастер. В Новгороде, Нижнем Новгороде и Москве он расписал фресками более 40 церквей. Умер он после 1405 года. Феофан проникся духом Руси того тяжкого времени. Его изображения Христа грозны и безжалостны. Бог у него сверхчеловек, который судит людей за их великие грехи. Феофан Грек - живописец великой трагедии человечества. Человек перед его фресками испытывал чувство глубокого раскаяния, просил прощения у Бога. Ужас перед Страшным Судом охватывал людей.

Именно на Руси, где Феофан Грек прожил вторую половину своей жизни, его талант расцвел и слился с русским искусством. Сохранились фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде (1378 г.). Безжалостно смотрит там Христос на землю и людей с росписи купола храма. Это - грозный судья, не знающий пощады грешникам. В фигурах других святых такая же мощь и широта. Во всех росписях храма есть нечто сверхчеловеческое. Работая затем в Москве, Феофан Грек создал также замечательные иконы.

Русская икона той эпохи - это одно из величайших духовных достижений человечества, великий прорыв национального гения. Ни одна крестьянская изба или городской дом не могли обойтись без иконы в красном углу. В Новгороде чаще писали иконы с изображением какого-то одного святого. Он прямо смотрел в глаза молящемуся человеку. Устанавливалась духовная связь между иконой и верующим. Кроме Христа на иконах часто писали Илью-пророка или Георгия Победоносца верхом на коне. Народная вера связывала с Ильей грозу, дождь и огонь. Считалось, что он как Зевс катается в своей колеснице по небесам и мечет молнии. Народу нравилось и сказочное изображение святого Георгия, пронзающего копьем злого дракона и спасающего прекрасную царевну.

Ни в какой другой стране мира не было создано столько икон, как на Руси. Здесь было много лесов. Сосну и липу легко обрабатывать. Купцы везли сюда редкие, чистые и яркие краски. Каменных храмов здесь было мало. Основная масса церквей - деревянные. В них не на чем создавать фрески. Поэтому стены церквей украшали иконами. Вот почему русские иконы так многочисленны и разнообразны по сложности.

Москва стала центром русской православной церкви, и иконопись здесь стала развиваться очень бурно. Иконы Благовещенского собора Московского кремля в 1405 году писали лучшие русские мастера живописи - Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий.

Лучший мастер русской иконы, создавший русскую школу иконописи – это Андрей Рублев. Точных данных о жизни Рублева у нас нет. Он был монахом и великим русским художником. Краски его икон яркие и нежные. В фигурах нет никакого напряжения. Поэтическая душа мастера словно ликует в изображении на иконе. Свет и радость льются с икон Андрея Рублева на зрителя. Всему миру известна «Троица» Андрея Рублева, на которой изображены три ангела. Это - символ человеческого единства и любви. Вероятно, это самое великое произведение русского искусства средних веков. Рублев словно освободил душу русского человека от порабощения. А затем народ сбросил и само Ордынское иго.

Зодчество. Русь медленно набирала силы после ордынских нашествий XIII века. На Севере главными центрами подъема культуры оставались древние Новгород и Псков, а в центре страны - Тверь и Москва. Как и прежде, почти все строили из дерева. В основе любых построек, как и раньше, лежал бревенчатый сруб. Из таких срубов строили и простые дома, и княжеские дворцы (в этом случае их соединяли друг с другом), и церкви, и крепости. Как из детских кубиков, из них делали очень красивые и величественные постройки. В 1298 году сгорел огромный дворец великого князя Михаила Тверского. Он был создан из двухэтажных срубов, связанных меж собой переходами.

Дворец московских князей тоже состоял в основе своей из разной величины срубов. Там был и златоверхий терем и большая горница для пиров, и много других помещений.

В XIV веке возрождается строительство каменных церквей и, прежде всего, в Новгороде. Вместо огромных княжеских соборов сейчас строят небольшие церкви на деньги отдельных бояр, купцов или «концов» города (вспомни, что такое конец?).

Классические новгородские храмы того времени - церкви Феодора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Это очень красивые, но суровые и мощные храмы, как северная природа и характер русских людей в тех местах. Первый храм заказал построить посадник Семен, а второй боярин - Василий Данилович в 1374 году.

В 1433 году в Новгороде по заказу архиепископа построили каменную Грановитую палату (раньше, чем в Москве) для торжественных приемов и заседаний новгородских бояр.

В 1329 году из огромных дубовых бревен была построена новая крепость Московского Кремля. Стены и башни ее были очень красивы. Но дерево боится огня. И в 1366-67 годах всего за два года были возведены белокаменные кремлевские стены, поразившие всю Русь. С того времени Москва и зовется белокаменной. Внутри Кремля строились храмы и дворцы. Красоте нового Кремля дивились даже иноземцы. В своих основах московские зодчие опирались на наследие владимирской Руси. Расцвет зодчества Москвы связан с созданием мощного единого государства и освобождением от ига.