logo
Бердинских В

После ссср

Распад огромной сверхдержавы повлёк за собой массу проблем — геополитических, военных, экономических, психологических, гуманитарных — для всех новообразовавшихся независимых государств. Выделим важнейшие из них применительно к России.

Границы России с Кавказом стали такими, какими они были в начале 19 века, со Средней Азией — в середине 19 века, с Западом — примерно как в 1600 г. во времена царствования Бориса Годунова. Она потеряла своё господствующее положение на Балтийском море с утратой Прибалтики, на Чёрном море — из-за получения независимости Украиной. А с появлением независимых Азербайджана, Казахстана и Туркмении Россия стала только одним из пяти претендентов (ещё Иран) на богатства Каспийского моря, которое ранее фактически было “российским озером”. Ей пришлось принять на себя выплату внешних долгов СССР, что легло тяжким бременем на экономику страны. Рухнула двухполюсная картина мировой политики, сложившаяся после окончания второй мировой войны. Хотя Россия заняла место СССР во всех международных организациях и осталась единственной ядерной страной на постсоветском пространстве, Америка не собиралась делить с ней власть на земном шаре, как недавно делила её с Советским Союзом. Болезненными были расставание с иллюзией на равноправное стратегическое партнерство с США и переход к защите своих национальных интересов, на что ушло пять лет. Из Восточной Европы поспешно и без всяких условий были выведены российские войска. Но многие бывшие социалистические страны (в том числе страны Прибалтики и Украина) решили стать членами НАТО. У нас многие считают такое стремление продвижением к границам России враждебного военного альянса и видят за этим желание американцев усилить своё влияние в Европе в ущерб нашей безопасности. Сотрудничество России и Запада в борьбе с международным терроризмом (с 2001 г.) не устранило разногласий между ними по вопросам международной политики.

К 1995 г. в Содружестве Независимых Государств состояли 12 из 15 бывших советских республик (кроме Литвы, Латвии и Эстонии). Государства СНГ провозгласили готовность сотрудничать в военной и внешнеполитической сферах, согласовывать экономическую политику, создать общий рынок рабочей силы и капиталов. Имеются хорошие предпосылки для их интеграции. Вместе они представляют собой крупное образование с населением 285 миллионов человек — ёмкий потенциальный рынок! Собственные запасы большинства видов сырья составляют 1/4, нефти — 1/3 , газа — более 1/2 мировых запасов. СНГ унаследовало от СССР единую транспортную сеть и инфраструктуру, хотя и устаревшие. Основная масса граждан СНГ свободно владеет русским языком, что облегчает решение проблемы перетока рабочей силы и культурной интеграции. Большинство участников СНГ — небольшие государства. У них нет законченных производственных циклов, следовательно, они не могут производить весь набор необходимых товаров. Поэтому единственный путь к экономической самостоятельности — участие в международном разделении труда и торговля с соседями. Кроме того, регион сотрясают межэтнические конфликты и войны; острой является проблема борьбы с контрабандой оружия и наркотиков, с ростом преступности и мафией. Требует особого внимания судьба беженцев и вынужденных переселенцев. Значит, благом было бы создание любых международных механизмов порядка.

Но за время существования СНГ так и не было найдено наилучшей модели интеграции. Из более 1000 соглашений действует лишь около 100 (например, регулирование воздушных и рельсовых перевозок). Каждая из стран на деле проводит выгодную только для себя торговую политику. Создание общих наднациональных органов осложняется разницей в размерах между Россией и её партнёрами: на Россию приходится половина населения СНГ и более 2/3 валового внутреннего продукта. Помехой интеграции является несовпадение типов экономик разных стран СНГ. Если подавляющая часть предприятий в России находится в частных руках, то в Белоруссии — у государства, в Казахстане же 90% промышленности продано иностранным компаниям. После распада СССР бывшие его республики стали ориентироваться во внешней торговле на более развитые страны, а не друг на друга. Стремление везти товары из Западной Европы, а свои продавать ей — факт закономерный. И эту тягу не переломят никакие достоинства СНГ. Экономическому сплочению мешает также долг “ближнего зарубежья” России (более 5 миллиардов долларов). Двусторонние соглашения внутри СНГ часто работают в ущерб интересам России. Например, таможенный союз с Белоруссией наносит убыток российской казне. Громоздкие бюрократические структуры, унаследованные с советских времён, способны лишь тормозить любое объединительное начинание. Коррумпированные чиновники, полицейские, таможенники стран СНГ игнорируют уже заключённые интеграционные законы и грабят россиян не из нелюбви к России, а из любви к наживе.

Тем не менее, несмотря на скромные результаты и множество помех, интеграция необходима. И она идёт, хотя и в вялотекущем режиме. Зарубежные инвесторы не очень стремятся вкладывать средства в перевооружение старых заводов, переобучение персонала. В России и других странах СНГ поняли, что торговать между собой легче, чем с более развитыми странами.

Итоги Четвертой русской революции, как и любой другой революции в мировой истории, производят смешанное впечатление в силу своей сложности и противоречивости. Однозначно можно сказать лишь одно: сегодня россияне живут в совершенно иной стране, хотя и отягощенной значительным грузом прежних черт и традиций.

Путь демократической революции у нас не мог быть прямым и гладким. И все-таки сводить результаты ее лишь к катастрофам, кризисам и безобразиям (несомненно, имеющим место) было бы ошибочно и несправедливо. Второе пришествие демократии в России (после Февраля 1917 г.) дало людям свободу волеизъявления на выборах и референдумах. Возродились, пусть пока несо­вершенные, российский парламентаризм и многопартийность. Российские граж­дане могут теперь свободно выражать свои взгляды, выбирать — во что им ве­рить, что им слушать, читать, смотреть. Они могут свободно покидать свою страну и возвращаться в нее. Впервые за всю нашу историю народ определяет состав высшей и местной власти. Демократическая революция возвратила России ее национальные символы, вернула спрятанную в спецхранах нацио­нальную историю. Обрели государственный суверенитет и национальные свя­тыни народы бывшего унитарного коммунистического государства — СССР. Подчеркнем также исключительно гуманное отношение к ушедшим от власти коммунистическим силам: они не испытали ни репрессий, ни люстраций (зап­рета на профессии), которые практиковали сами к побежденным в свое время. Они заседают в парламенте, имеют свои вполне легальные структуры, печать, собственность, свободу выражения своих взглядов и возможность мобилизовывать своих сторонников. Свобода печати и информации, ее разнообразие позволяют людям формировать осознанное отношение к происходящему, сво­бода союзов — объединяться для выражения и защиты своих групповых инте­ресов. Общественное мнение благодаря этому становится весьма действен­ным фактором политической жизни, что вынуждены учитывать борющиеся политические силы. Многообразие форм собственности и легализация независи­мой экономической деятельности создали условия для проявления творческих способностей энергичных людей в сфере бизнеса, дали возможность насытить рынок товарами, изжить карточную систему распределения и очереди. Торгов­ля и сфера услуг начали разворачиваться лицом к потребителю. Появились новые формы и каналы получения образования (негосударственные, хозрас­четные, параллельное высшее, по обмену за границей и т. д.); перестроилось на гуманистической основе его содержание; расширяется сеть духовно-рели­гиозных школ; возвращены в культурный оборот целые пласты отечественной и зарубежной философской, научной и художественной культуры, бывшие ра­нее под идеологическим запретом.

С падением “железного занавеса” нормой стали свободные межличност­ные контакты россиян с гражданами зарубежных стран. Ушел в прошлое страх перед Третьей мировой войной с применением ядерного оружия. У России, мо­жет быть, впервые за ее историю не стало врагов, со стороны которых следует ждать нападения, а прежние стратегические противники превратились в парт­неров на международной арене и оказывают ей экономическую помощь.

Вместе с тем современная Россия — это страна, находящаяся в постоян­ном политическом, экономическом, национальном и духовно-идеологическом кризисе, конца которому не видно. Ни один институт общества не пользуется доверием большинства народа, и меньше всего — власть. Налицо широкое на­строение разочарования в демократии, с которой зачастую отождествляют от­сутствие порядка, обманутые надежды на быстрое вхождение в круг цивилизо­ванных стран, коррупцию, разгул преступности, растаскивание национального богатства, чувство социальной незащищенности, бесплодность реформ для “простого человека”, снижение порога нравственно допустимого, националь­ное унижение. Накопилась громадная усталость и безразличие с одной сторо­ны и с трудом контролируемый потенциал экстремизма (крайняя нетерпимость и агрессивность) — политического, экономического, национального, религиоз­ного, криминального — с другой стороны. Общество деморализовано продаж­ностью политиков и средств массовой информации, бессилием или, наоборот, бессмысленной жестокостью власти, нескончаемой борьбой за элементарное выживание, потоком ежедневных сообщений о катастрофах, авариях, гибели людей, страшных преступлениях, наглых аферах. В массовом сознании растет потребность в “сильной руке”, которая способна будет навести порядок, про­вести компетентные решения, вернуть стране национальное достоинство и уверенность в себе. Оживают ностальгические иллюзии о “бесконфликтной” и “беспроблемной” жизни при социализме, когда не надо было заботиться о завтрашнем дне. Для многих обретение свободы оказалось сомнительной цен­ностью, будучи искаженным и сопряженным с тяготами повседневного суще­ствования. Тяжелым психологическим ударом стала утрата статуса великой мировой державы, потеря бывших друзей на мировой арене, желание вступить в блок НАТО прежних союзников по соцлагерю, превращение 25 млн. русских в ущемляемое национальное меньшинство в бывших советских республиках, неудачи в Чеченской войне. На волне этих настроений в России разворачивается, казалось, немыслимое явление — русский фашизм. И все же российский народ страдает не столько от реформ, сколько от непоследовательности, ошибок и сопротивления антиреформаторских сил при их проведении. А самым тяжело-преодолимым препятствием на пути либеральных преобразований оказался российско-советский менталитет, несовместимый с духом либерализма.

Дополнительные проблемы создают также заложенное еще во времена Ленина национально-территориальное устройство Российской Федерации, об­ширность страны, обремененность ее колоссальной армией и военно-промыш­ленным производством, традиции неуважения к закону и правам человека, к частной собственности. Но так или иначе, демократическая антитоталитарная четвертая русская революция уже определила магистральный путь развития России в ХХI в.