logo
Бердинских В

Документ № 6 Учреждение опричнины (по никоновской летописи)

(1565 г.)

(...) Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю1, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею2 и с своими детми, со царевичем Иваном и со царевичем Феодором, поехал с Москвы в село в Коломенское.(…) взял же с собою святость, иконы и кресты златом и камением драгим украшеные, и суды золотые и серебряные, и поставцы3 все всяких судов, золотое и серебряное, и платие и денги и всю свою казну повеле взяти с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказ­ным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати з жена­ми и з детми, а дворяном и детем боярским выборам изо всех городов, кото­рых прибрал государь быти с ним4, велел всем тем ехати с собою с людми и с конми, со всем служебным нарядом5. А жил в селе в Коломенском две не­дели для непогодия и безпуты, что были дожди и в реках была поводь ве­лика... И как реки стали, и царь и государь ис Коломенского поехал в се­ло Танинское в 17 день, в неделю, а из Танинского к Троице... а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу6. На Москве же тогда быша Афонасий митрополит всеа Русии, Пимин архиепископ великого Новаграда и Пъскова, Никандр архиепископ Ростовский и Ярославский и ины епископы к архимандриты и игумены и царевы и великого князя бояре и околничие и все при­казные люди7, все же о том в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведамо, куды бяше. А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офонасию митрополиту всеа Русии с Костянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарищи да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государьству его до его государьского возрасту после отца его блаженные памяти великого государя м великого князя Василия Ивановича всеа Русии8 .(…)

… и все гражане града Москвы по тому же биша челом Афонасию митрополиту всеа Русии всему освященному собору, чтобы били челом государю парю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял и их на разхищение волком не давал, наипаче же от рук сильных избавлял; а кто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят9 .(…)

Челобитье же государь царь и великан князь архиепископов и епископов принял на том10, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти11, а иных казнити и .животы их и статки12 имати; а учинити ему на своем государьстве себе опришнину13, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особой, а бояр и околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов14 учинити себе особно; и на дворцех, на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном15, учинити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хле­бников,да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на всякой обиход, да и стрельцов приговорил учинити себе особно16…(…)

А на свой обиход повелел государь царь и великий князь, да и на детей своих царевичев Иванов и царевичев Федоров обиход, городы и волости17.(…) А учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1.000 голов18, и поместья им подавал в тех городех с одново19, которые городы поймал в опришнину; а вотчинников и помещиков, которыми не быти в опришнине, велел ис тех городов вывести и подавати земли велел в то место20 в ыных городех, понеже опришнину повеле учинити себе особно...(…)

Государьство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быти в земских: князю Ивану Дмитреевичу Белскому, князю Ивану Федоровичю Мстиславскому и всем бояром; а конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу чинити по старине21, а о болших делех приходит к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делех приходити ко госуда­рю, и государь з бояры тем делом управу велит чинити22.

За подъем же свой приговорил царь и великий князь взяти из земского сто тысяч рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взяти государю на себя. Архиепископы же и епископы и артимандриты и игумены и весь освященный собор23, да бояре и приказные люди то все положили на государьской воле.(…)

Тоя же зимы, февраля в 15 день, царь и великий князь приехал к Москве с своими царевичи с Иваном и с Феодором из Александровские слободы.(…)

Полное собрание русских летописей. Т. 13. – СПб., 1906. – С. 391 – 396.