logo
Бердинских В

Типы (этапы развития) исторического сознания

Первые попытки человека заглянуть в свое прошлое связаны с формированием у него исторического сознания.

Историческое сознание — это фундаментальная мировоззренческая характеристика культуры любой эпохи. Оно появляется тогда, когда человек начинает осознавать себя как существо общественное, связанное со своими предками, современниками и потомками. Можно определить историческое сознание как способность посмотреть со стороны на себя, свое место в обществе и место общества в окружающем мире.

В соответствии с эволюцией человека и общества историческое сознание прошло несколько этапов развития.

1. Начальный этап исторического сознания — мифологическое сознание, оно характерно для первобытного общества.

Мифотворчество было первой попыткой человека объяснить связь «Мир — Я», здесь переплетались опыт и воображение. Например, первобытные люди были уверены, что у каждого рода есть свой предок-покровитель (тотем), но это не человек, а животное: змея, рыба, птица и т. д. Мифологическое сознание не знакомо с такими понятиями, как время и пространство; мифологическое время одномоментно, ни с чем не связано ни в прошлом, ни в будущем. На основе мифа впоследствии возникает эпос — история народов, где боги вмешиваются в судьбу людей, но уже не являются главными действующими лицами. Примерами эпических произведений могут служить древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», древнегерманские «Беовульф» и «Песнь о Нибелунгах», древнефинская «Калевала».

2. Второй этап в развитии исторического сознания европейских народов связан с эпохой античности, т. е. со средиземноморской цивилизацией. Она охватывает период с VIII в. до н. э. по V в. н. э. Этот тип сознания характеризуют как космологический. При этом нужно заметить, что элементы мифологического сознания сохранялись в эпоху античности.

Основой для формирования космологического сознания стало дальнейшее осмысление человеком природы и своей связи с ней. Общество стало пониматься как часть Вселенной, космоса. У древних греков появилось понятие Ойкумена — населенная человеком часть Вселенной. Главная характеристика космоса — неизменность — была перенесена и на представления о человеческой истории.

Древние греки и римляне воспринимали историю человечества как круговорот, бесконечную смену циклов, в каждом из которых все начинается сначала, и нет ничего принципиально нового. Исторические события представлялись случайными, хаотичными, лишенными какой бы то ни было закономерности. Воплощением этой случайности были древнегреческие богини судьбы Мойры (их аналогами в древнеримской мифологии стали Парки): одна из них — Клото — прядет жизненные нити, Лахесис определяет участь каждого человека, Атропос перерезает жизненные нити. Естественно, человек не может ни предугадать свою судьбу, ни повлиять на нее.

В будущее человечества древние греки и римляне смотрели с большим пессимизмом: они считали, что далеко в прошлом остался «золотой век» — время, когда все люди были равны. Потом появилась собственность и навсегда сделала людей врагами: чем дальше, тем больше будет конфликтов и вражды. Однако сомнения в существовании «золотого века» тоже были: Тит Лукреций Кар в философской поэме «О природе вещей» высказывает мысли об эволюции общества, в основе которой лежит человеческий разум, а первобытных людей сравнивает с животными.

Именно в эпоху античности начинается поиск идеального общественного устройства, потому что для того времени история — это история политическая. Чаще всего история человечества разделялась на три этапа:

1) естественное (природное, дообщественное) состояние;

2) общественное состояние, не отвечающее природе человека;

3) разумное, идеальное общество будущего.

Древнегреческий философ Платон разработал теорию идеального государства, которое должно базироваться на строгом разделении социальных функций: правители-мудрецы, воины и работники. Первые две категории не имеют собственности, чтобы ничто не мешало им исполнять возложенные на них обязанности. Предусматривалось общественное воспитание детей.

Ученик Платона Аристотель классифицировал общественное устройство на демократию, аристократию и монархию. Но идеальным ни один из этих вариантов быть не может: всегда есть опасность вырождения демократии в охлократию (власть толпы), аристократии — в олигархию, монархии — в тиранию. В качестве условно-образцового государственного устройства Аристотель выдвигает так называемую «политию» — смешение олигархии и демократии, при которой в обществе будут преобладать зажиточные средние слои.

Античная цивилизация дала очень мощную историографию: от летописей и анналов — к широким историческим обзорам (Геродот, Фукидид, Плутарх, Тит Ливий, Тацит, Светоний и другие).

3. Новый тип исторического сознания формируется в эпоху средневековья (V — XV вв. в Западной Европе, IX — XVII вв. в России). Это сознание теологическое (религиозное).

«Вера выше знания» — таков был главный принцип, провозглашаемый христианской церковью. История человечества представлялась в виде прямой линии, началом которой было сотворение Богом человека, а концом станет второе пришествие Иисуса Христа и Страшный суд. Таким образом, у истории есть цель, и Бог ведет людей к раскаянию, исправлению, продлевая время до второго пришествия. Поэтому на смену прежним представлениям о хаотичности исторических событий приходит провиденциализм — уверенность, что все в истории направляется божественной волей, а случайности исключены.

Христианская церковь учила, что род человеческий изначально един, так как все люди произошли от Адама и Евы. Но после грехопадения прародителей это единство распалось, возникли рознь, войны, рабство… Поэтому главное дело жизни человека — искупить и свои собственные грехи, и первородный грех. «Все человеческое существование заключено в трех словах: жить, умереть и быть судимым. Мы рождаемся для того, чтобы умереть, и умираем для того, чтобы быть судимыми», — учил средневековый проповедник.

Однако сомнения в истинности подобных представлений о человеческой истории все-таки возникали. В Германии, Франции, Англии священникам нередко приходилось доказывать прихожанам, что стремление к знаниям вопреки вере губительно для души. Знания многообразны и переходящи, размышления только запутывают, а человек, гоняющийся за знаниями, «уподобляется тому мужику, который, уронив топор в воду, остановился на мосту, поджидая, когда в реке стечет вся вода», — рассуждал французский проповедник Жак де Витри.

В среде самого духовенства тоже рождались сомнения: действительно ли все в жизни человека предопределено Богом? Ведь если признать абсолютное предопределение — значит, нельзя наказывать человека даже за преступления, ибо он совершал их не по своей воле. А если считать, что человек ответствен за свои действия, это будет умалять роль творца, свидетельствовать о том, что он не вездесущ. Эта дилемма так и не была разрешена.

Общественный статус человека в средние века определялся его происхождением. Средневековое общество было корпоративным, иерархическим, получила распространение теория трех сословий: молящиеся (духовенство), воюющие (рыцарство), работающие (крестьянство).

4. В эпоху Нового времени на смену теологическому историческому сознанию приходит рационалистическое. В Западной Европе Новое время начинается в XVI в., в России — в XVIII в., верхняя граница этого периода — начало XX в.

В Новое время люди за объяснением происходящего в истории все реже обращались к божественному промыслу, искали более очевидные причины в самом ходе истории. «Верю, потому что знаю» — это девиз Нового времени. Впервые была осознана глубина исторического времени: вместо абстрактного понятия времени появляются представления о конкретном текущем моменте. Время — это серия не связанных друг с другом моментов, и для человека открывается возможность либо использовать это время, либо его упустить.

В изучении истории мыслители Нового времени стремились найти практические цели. Вместо христианской догмы о близком конце света выдвигается идея «нового века», т. е. открытости земной истории в будущее; человек имеет деятельную волю, таким образом, все в его власти.

В Новое время появилось множество различных социально-исторических и политических теорий. При всем их многообразии можно выделить некоторые общие принципы:

а) Антропоцентризм. В центре истории находится не Бог, а человек. При этом нужно заметить, что в творении мира и человека Богу не отказывали вплоть до XVIII века. Однако христианский провиденциализм уходит в прошлое, свою жизнь человек строит сам.

б) Гуманизм. Человек воспринимается как гармоничное единство духовного и телесного начал, как высшее творение Бога, чья жизнь ценна сама по себе. Поощряется честолюбие, стремление к достатку, бережливость, меценатство, соблюдение чувства меры.

в) Демократизм. Общественный статус человека определяется не его происхождением, а деловыми, интеллектуальными и духовными качествами.

Важной особенностью исторического сознания Нового времени стало появление идеи исторического прогресса. Однако разные мыслители определяли различные критерии этого прогресса. Так, для Георга Гегеля критерием служила степень свободы человека в обществе, и в истории человечества он выделял 3 эпохи:

1) восточную, где все — рабы,

2) античную, когда свободны немногие,

3) германскую (христианскую), где все осознали свою свободу.

Таким образом, история, по Гегелю, — это «прогресс мирового духа в осознании свободы», который развертывается через дух отдельных народов, сменяющих друг друга по мере выполнения своей миссии.

Иммануил Кант разработал этическую концепцию исторического прогресса. Он считал, что человечество неуклонно движется к идеальному состоянию, когда вся общественная жизнь будет регулироваться не столько законами, сколько нормами морали. Источник прогресса, по мнению Канта, находится в сфере нравственности, в следовании принципу «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

А с точки зрения Карла Маркса, в основе исторического прогресса лежат прежде всего экономические факторы — развитие способа производства. Он доказывал, что исторический прогресс необратим, что движение вперед является результатом столкновения противоборствующих интересов. Кроме того, по мнению Маркса, наблюдается ускорение «ритма истории».

Таким образом, в эпоху Нового времени не было какой-то универсальной доктрины, которая составляла бы стержень исторического сознания. Однако все возникавшие концепции исторического развития были подчинены принципам рационального познания.

5. Историческое сознание в эпоху новейшего времени (XX — начало XXI вв.) чрезвычайно плюралистично. В этом прослеживается его прямая преемственность по отношению к предыдущему периоду. 20-й век представил великое разнообразие исторических концепций, сложились определенные исторические школы.

В тоталитарных государствах, в том числе и в СССР, были предприняты попытки навязать обществу не только официальную идеологию, но и официальную концепцию исторического развития. В советской науке и системе образования культивировался лишь один — марксистско-ленинский подход к изучению истории. Его еще называли историческим материализмом, он предполагал, что история человечества — это последовательная смена общественно-экономических формаций. Однако время показало, что сознание современного человека нельзя бесконечно долго удерживать в строго очерченных кем-то пределах. Крах тоталитарных режимов стал одновременно и крахом тоталитарного типа исторического сознания.

Одной из заметных тенденций в развитии исторического сознания новейшего времени стало новая волна интереса к религиозному взгляду на сущность, цели и смысл истории. Однако в целом исторический рационализм сохраняет свои позиции.