logo
Бердинских В

Жизнь и быт русского народа

Обычаи и нравы людей. В XVI в. обычаи и нравы в России постепенно меняются. Церковь пыталась смягчить многие грубости и жесткости домашнего быта. Брак признавался только церковный. Один иностранный путешественник писал в середине XVI в., что русские женят своих сыновей с 16 лет, а дочерей с 13.

Церковный собор (Стоглавый) требовал не венчать девочек моложе 15 лет. Но это правило часто нарушалось. Надо помнить, что и дети в ту эпоху взрослели раньше. Развод допускался крайне редко и в виде исключения. Браки считались нерушимыми. Впрочем, если один из супругов уходил в монастырь (становился монахом), брак расторгался.

О браке договаривались родители. После смотрин составлялся брачный договор и проходило обручение жениха и невесты. Богатые и знатные люди стремились жениться на “ровне”, то есть людях своего круга. Главой семьи считался муж, а жена должна была его во всем слушаться. Но в жизни все часто зависело от чувств людей друг к другу. Детей всегда крестили (часто на восьмой день после рождения) и давали имя того святого, которого в этот день праздновали. Поэтому в одной семье имена детей могли повторяться. Так, в родословной росписи князей Фоминских указано: “князь Константин Юрьевич Фоминской, а у него три сына и все Федоры, а прозвища им были: большому Красный, а среднему Слепой, а третьему Меньшой”. Прозвища были также у очень многих горожан и крестьян.

Прозвищем человек выделялся среди других. Иногда оно переходило по наследству к детям. От многих прозвищ произошли русские фамилии: Зайцевы, Рыбкины, Слепцовы...

Обычаи требовали наказывать детей за проступки. Случалось, что их били даже розгами. В “Домострое” сказано: “Наказывай детей в юности, и они будут покоить старость твою”. Детям запрещалось жаловаться на родителей. Но любовь и ласка родителей к детям, конечно, были. Государь Василий III не мог надышаться на своего сына.

День русского человека был заполнен трудом. Работали все: князья, дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне. Летом вставали с восходом солнца, а зимой — задолго до рассвета. Раннее утро посвящалось домашним делам. Хозяин обходил дом, давал указания слугам, планировал работы на весь день.

После завтрака мужчины уходили на работу или службу: купцы в лавки, ремесленники в мастерские, чиновники в приказы. Жены вели все хозяйство. В полдень наступал перерыв в работе: все закрывалось, и люди шли домой обедать. У простых людей обед бывал простой, но сытный: щи, каша, квас. У богатых на роскошном обеде могли подавать несколько десятков блюд, чаще всего мучные, мясные, рыбные.

В постные дни недели (среда, пятница) ели овощи. Считалось, что богатые люди должны быть тучными. Худоба — признак бедного или больного человека.

После обеда вся жизнь на Руси замирала. Все ложились спать, даже городская стража. Сон после обеда и баня стали национальной русской традицией. Баня считалась лекарством от всех болезней. Нередко из народной бани люди летом бросались в реку, а зимой в снег, после чего возвращались назад. Для борьбы с болезнями и эпидемиями, закалки человека бани были очень полезны.

После дневного сна многие делали свои домашние дела, другие уходили еще раз на работу. Вечером хозяин снова обходил свой дом и хозяйство, выслушивал отчеты слуг и жены. Наступало время семейного отдыха и ужина. Рассказывали новости, слушали былины и песни. Богатые порой приглашали скоморохов — артистов народного театра. Те пели, играли, показывали веселые представления. Иногда скоморохи приводили с собой дрессированного медведя.

Но уже в XVI в. жителями России были не только русские, но и татары, башкиры, мордва, ненцы и ханты. Их обычаи сильно отличались от русских. Россия складывалась как многонациональное государство.

Народные праздники. Многие древние праздники нашли себе место в христианском году. Зимой праздновали святки (в конце декабря — начале января). Тогда девушки любили гадать о женихах. 1 января праздновали Васильев день. В святки все устраивали обильные пиры, ходили в “личинах” (масках), жгли костры и прыгали через них. В праздники считалось грешно работать, все должны были веселиться. Самым веселым зимним праздником была масленица — проводы зимы. Она длилась неделю — перед началом великого поста. В эту неделю также было много хмельного питья, пиров. Люди пекли блины, жгли чучело масленицы. С горок катались на санках, устраивали борьбу и кулачные бои — стенка на стенку и попарно.

В конце июня (летний солнцеворот) наступал самый таинственный языческий праздник — ночь на Ивана Купала (на 24 июня). Церковь боролась с этим праздником, но ничего поделать не могла. Люди жгли костры, искали ночью цветок папоротника, который поможет найти клад, девушки бросали венки в реку и так далее.

Многие народные игры пришли из глубины древности. Некоторые дожили до наших дней: городки, лапта, катание с горок на санках. Юноши и девушки в праздники водили хороводы, играли в прятки, качались на качелях.

Из азартных игр (на деньги) самой массовой была игра в кости (зернь). Сейчас мы вместо костей бросаем кубик. Дома играли в шашки и шахматы, бирюльки (палочки).

Многие игры и состязания тренировали людей, были спортивными: борьба, бег, верховая езда, стрельба из лука в цель, перетягивание каната.

Широко в народе праздновали окончание полевых работ — сбор урожая. Ведь большинство населения страны — крестьяне. Например, праздновали первый каравай, испеченный из муки нового урожая. Цикл народных и церковных праздников повторялся каждый год. Так повторялись времена года, пахота, сев и сбор урожая. Люди жили внутри великого круга природы и ощущали себя частью этого мира.

Русская одежда. Основной одеждой людей, как и прежде, была рубаха из шерстяной или льняной ткани. Богатые и знатные люди, выходя из дома, обязательно надевали на шею ожерелье из жемчуга, драгоценных камней. Иногда его просто вышивали на рубахе золотыми нитями. Бедные люди вышивали вокруг ворота узор красными нитями. Это — оберег, охраняющий человека от зла и болезней. Украшениями покрывались также концы рукавов, низ подола рубахи.

Беднота и крестьяне носили короткие рубахи до колен. Богатые люди носили рубахи до пят. Штаны носили мужчины. Мальчишки долго бегали в детстве в одних рубашках. В основном обувь была кожаная. Лапти, плетеная обувь из лыка, была дополнительной даже у крестьян. Сапоги — это обувь бояр и дворян; поршни — обувь крестьян и простых горожан. Поршни делали из целого куска кожи и подвязывали к ноге ремешками. Простые сапоги из мягкой кожи желтого и черного цвета также носил простой народ. Знать в праздник надевала сапоги с каблуками, загнутым носком, украшенные рисунком и жемчугом, красного или зеленого цвета.

На головах простолюдины носили войлочные шляпы, сужающиеся кверху. Бояре и царь носили дома маленькую шапочку, а выходя в город, надевали высокую меховую “горлатную” шапку. Иностранцы писали, что русские бояре на головах “носят белый колпак с пуговицами из серебра, золота, жемчуга или драгоценных камней” или шапку из черной лисицы, расширяющуюся кверху, а дома на голову надевают ночную шапочку, которая закрывает только макушку головы. Она богато вышита золотом, шелком, украшена дорогими камнями. При этом волосы на голове стриглись очень коротко.

Чем богаче и знатнее был человек, тем больше на нем было дорогой одежды. Крестьяне летом могли работать в одной рубахе и сапогах. Зимой простые люди носили шубы из овчины и кафтаны. Бояре носили шубы куньи, беличьи, соболиные. Дома боярин часто носил одну рубаху, украшенную шитьем. Но для выхода поверх нее надевали зипун — легкую шелковую одежду до колен, затем кафтан из золотой парчи с персидским кушаком (поясом). На кушаке вешали нож и ложку. Ведь на пиру, даже у царя, все пользовались своими ножами. На кафтан надевали распашное платье из дорогого шелка, подбитое мехом — ферязь. Сверху же набрасывали на плечи богатую шубу из дорогого меха. Одежда на Руси 16 века — это признак своего сословия. Крестьянин не должен был носить одежду купца. Купец не имел права носить боярскую шапку или кафтан.

Длинные рубахи из полотна были основной женской одеждой. Они также обязательно украшались вышивкой. На ногах женщин была всегда кожаная обувь, соответствующая достатку и сословию. Головы всегда покрывались платками (убрусами), которые закрывали волосы и шею. Открытым оставалось только лицо. Девушки до свадьбы могли открывать свою голову. Считалось позорным, если волосы хоть чуть-чуть выбивались из-под платка. Чужие мужчины не должны были видеть волос женщины. Не случайно и сейчас в церкви женщины должны иметь платок на голове. Верхняя женская одежда называлась опашень. Это чаще всего красная накидка до земли с рукавами и воротником. Под ней носили летник, позднее превратившийся в сарафан.

У знатных боярынь и дворянок одежда шилась из шелка, золотой парчи, атласа. У бедных — из простого полотна и дешевой шерстяной ткани.

Руки богатых людей украшались дорогими перстнями. На шее у женщин можно было видеть широкие ожерелья из жемчуга, золота и самоцветов, в ушах — серьги.

Одежда русского народа поражала иностранцев своими радостными, веселыми цветами, пышностью. Однако она четко делилась на бедную для простого народа и роскошную для бояр и дворян.

Что ели на Руси в XVI веке. Основной пищей тогда, как и прежде, считался хлеб. Из муки пекли как ежедневную, так и праздничную еду. Ремесленники-пекари именовались тогда по-разному: хлебники, калачники, караваечники, пирожники, пряничники. Каждый делал и продавал только свой вид продукции. Больше всего пекли и ели ржаного (черного) хлеба. Армии для походов пекли большой запас ржаных сухарей. Из пшеницы пекли калачи — большие хлеба.

Очень любили на Руси пироги. Их делали с маком, медом, капустой, грибами, мясом, репой и другими начинками.

Каши ели каждый день — овсяную, гречневую, пшенную. Очень любили кисель из гороха и овса, а также квас. К праздникам варили пиво. Квас и пиво держали в бочках в погребах или подвалах. Как богатые, так и бедные ели очень много овощей: капусту, лук, чеснок, свеклу, морковь, репу, редьку, горох. В своих садах выращивали яблоки и вишни, сливы и груши. Очень много собиралось лесных ягод: малины, смородины, черники, земляники и других. Арбузы и лимоны привозили в города купцы с юга.

Много ели грибов и меда. Последний заменял русским людям сахар. Рыбу ели не только свежей, но и соленой, сушеной, вяленой. Ее толкли в муку и подсыпали в щи. Ведь постных дней, когда мясо запрещала есть церковь, на Руси очень много.

В знатных домах, в монастырях готовили множество блюд и кушаний, например: пироги с сыром, оладьи с медом, кашу на ухе, кисель со сливками, икру черную с луком, баранину печеную, лебедей, рябчиков, сок топленый и многое другое. Как одежда, так и пища высшего сословия отличалась от низших. Показателем богатства считалось множество разных блюд на пиру и дорогая (золотая, серебряная) посуда. За столом люди пользовались, как правило, только ножом и ложкой, которые приносили с собой. Пища в XVI веке была вкусной и здоровой.