logo
Бердинских В

Образование государства Древняя Русь

Древнерусское государство возникло в IX в. из восточнославянских племенных союзов. О последних сообщает нам древний летописец в “Повести временных лет”. Поляне жили на Днепре в районе Киева, древляне — в Поле­сье, словене ильменские — на севере, ближе к Западной Двине — дреговичи, с последними соседствовали кривичи, в бассейне Оки — вятичи... Князь, тысяцкий, старейшины, дружина, вече — таковы основные элементы общественно-политической структуры восточнославянских племенных союзов накануне об­разования государства. Основу экономики населения здесь составляли земле­делие и скотоводство. Охота, рыболовство, бортничество также приносили су­щественную выгоду, ведь огромные дремучие леса изобиловали диким зверем, птицей, а многоводные реки — рыбой. Рыба составляла значительную часть рациона восточных славян. Бортничество — это добыча меда диких пчел. Мед и горячительные напитки из него — излюбленное питье славян.

С древнейших времен основные предметы вывоза из Руси — это меха, воск, мед, рабы. В качестве важнейших дорог в Восточной Европе выступили реч­ные пути (Волга, Днепр, Дон, Западная Двина), именно по ним в раннее сред­невековье Восточная Европа связывала развитые страны Востока с Западной Европой.

После первого этапа объединительного процесса у восточных славян, когда были созданы союзы племен, наступил второй этап: создавались союзы союзов племен. Один из них возник на северо-западе Русской равнины. Летописец сообщает, что чудь, словене, кривичи и весь обратились к жителям Скан­динавии — варягам (норманнам): “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. По их приглашению прибыли 3 кня­зя с военными дружинами: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик сел в Новгороде, Синеус — в Белоозере, а Трувор — в Изборске. Из этого краткого летописного сообщения в XVIII в. создана целая “норманнская проблема”. Одни истори­ки (чаще всего зарубежные) считали, что именно варяги привнесли государ­ственность на Русь, другие, начиная с М. В. Ломоносова, полностью отрицали роль варягов в построении государства. Современные данные показывают, что ошибочно как преувеличивать роль варяжских военных дружин на Руси, так и полностью игнорировать их значимость.

Конец VIII — IX вв. — начало эпохи викингов, когда вследствие перенаселе­ния в бедных скандинавских странах началась широкая миграция людей отту­да на запад и восток. В славянских землях викинги (или русь, варяги) сталки­вались с местным населением, находившимся на том же цивилизационном уровне, что и они сами. Вожди варяжских отрядов заключали здесь союзы с местной знатью, выгодные обеим сторонам. А южная и юго-восточная часть славянских земель попала в орбиту влияния Хазарии.

Оказав существенное влияние на становление сильной княжеской власти, варяги не принесли на Русь государственность, которая вызрела в недрах древ­нерусского общества и прошла долгий путь становления.

Второй мощный суперсоюз племен сформировался на среднем Днепре. Во главе его стояли поляне. Это треугольник Киев — Чернигов — Переяславль. Со­гласно летописи, “Русь” — название варяжского племени, из которого происхо­дил Рюрик, чьи потомки и стали первой правящей династией на Руси — Рюри­ковичей. Согласно другой устной традиции, “Русь” или “Рось” — название пле­менного союза вокруг речки Рось южнее Киева. Лишь после XII в. понятие Русь стало обозначать не только Киевщину, но и всю территорию, занятую во­сточными славянами.

Сходный термин “рось” существовал издавна и на юге (в переводе с иран­ского — светлый), хотя нужно помнить, что на Руси форма “Рос” (Россия) по­явилась лишь в XVI в.

Объединил Новгород и Киев (два суперсоюза) преемник Рюрика — Олег, который в 882 г. со своей военной дружиной спустился из Новгорода и захватил Киев. Именно эта дата до Октябрьской революции считалась формаль­ной датой создания государства Русь.

Держава вначале представляла собой своеобразную федерацию полунезависимых племенных княжений, подчинявшихся великому князю Киевскому. Великий князь в них имел право на сбор дани (полюдье) и получал в случае нужды воен­ные ополчения для больших походов. Киевские правители стремились ликви­дировать такие местные княжения и местные династии, но борьба эта была долгой и растянулась на весь Х в. Под полюдьем обычно понимают ежегод­ные объезды князя с дружиной своих земель с целью сбора дани. Для сбыта полученной дани и устраивались затем военно-торговые экспедиции (но не набеги и походы) в соседние страны.

Великий князь, подчиняя себе местные княжения, опирался прежде всего на дружину, уже при Олеге расширившуюся за счет коренной славянской знати, с которой он вынужден был считаться. На местах же князья опирались, кроме знати (бояр, старейшин, “мужей”), также на общее собрание всех общин­ников (вече). В случае войны собиралось ополчение со всех подвластных Киеву земель, которое возглавлял общерусский воевода (в местных княжествах — тысяцкий), бывший вторым человеком в государстве после князя. Основная мас­са населения государства — свободные общинники — землепашцы. Таким обра­зом, по политическому строю раннефеодальное государство Древняя Русь было монархией с сильными пережитками родового строя и военной демократии.

Княгиня Ольга (945 — 964) отменила архаичную систему полюдья, вызвавшую восста­ние древлян при князе Игоре, и заменила ее систематическим сбором дани в заранее определенном объеме по погостам (административным цент­рам) тиунами — чиновниками княжеской администрации.

Русское государство, по своему характеру военное и торговое, экономи­чески основывалось на контроле над днепровским участком великого торгового пути древности — “из варяг в греки”. Именно вдоль этого торгового пути возникли крупные города: Киев, Смоленск, Новгород. Он стал как бы стержнем Древнерус­ского государства, его экономической базой. Значительная прибыль, извлекаемая князьями из обеспечения безопасности многочисленных торговых караванов, по­зволила быстро укрепиться мощной княжеской власти, вести покорение соседних славянских племен, совершать дальние военные походы на Царьград, теснить соседние государства — Волжскую Булгарию и Хазарский каганат.

Русь стала также посредником между лесистым севером и степным югом. И Византия (самая мощная мировая держава той эпохи), и русские старались также держать открытым восточный торговый путь в Халифат (Вол­га — Каспий).

Наиболее интенсивно экономически и политически Русь наладила систему взаимоотношений именно с Византией. Каждую весну экс­педиции варяжских и славянских отрядов отправлялись на своих судах вниз по Днепру. Они везли меха, воск, мед и рабов. А обратно из Константинополя — оружие, вина, ткани, серебро... Князь со своей дружиной сопровождал эти ка­раваны, так как часть товаров принадлежала ему. Ежегодную дань от соседних племен, собираемую им, необходимо было обменивать на редкие для Руси товары именно в Константинополе. Несмотря на эту постоянную торговую связь, русские князья в Х в. неоднократно совершали военные набеги на Византию, пытаясь улучшить права русских купцов там или просто набрать побольше военной добычи или откупа.

Первые русские князья — Олег (882 — 912), Игорь (912 — 945), Ольга (945 — 964) — активно расширяли свою власть над соседними славянскими племенами. Вып­лата годовой дани была лишь первым шагом в объединении этих племен в новое государство. Постепенно власть местных правителей заменялась влас­тью присланных из Киева наместников. Процесс этот шел долго и трудно. Так, в 945 г. восставшие древляне убили князя Игоря. Но военная мощь профес­сиональных дружин Рюриковичей была значительно выше сил племенных опол­чений, и территория Киевской Руси постоянно увеличивалась в IX — X вв. Если первая из трех важнейших задач Рюриковичей, как выше описано, — это укрепление государства и распространение своей власти внутри страны, то вторая — это торговля, военные походы и культурный обмен с Византией, а третья — борьба со степными кочевниками, которые всегда угрожали Руси с юга: хазарами, печенегами, а затем (с XI в.) половцами.

Сын Игоря и Ольги — Святослав (964 — 972) был выдающимся и удачливым полководцем своего времени. В отличие от походов-набегов его предшествен­ников, войны Святослава: походы на Волжскую Болгарию и Византию, разгром и уничто­жение Хазарии — имели политическую стратегию. Он пытался, и очень успеш­но, создать новую мощную империю с центром на Балканах. Переяславец на Дунае, занятый им, он хотел сделать центром огромных завоеванных им зе­мель. “Сюда, — говорил он, — будет стекаться все хорошее: золото, одежда, вино и фрукты от греков; серебро и лошади от чехов и венгров; меха, воск, мед и рабы из Руси”. Действительно, Святослав, покорив болгар и уничтожив Хазарию, стал наследником степной империи кочевников и занял уникальную стратегическую позицию. Он контролировал территорию от устья Волги до ус­тья Дуная. Но планам его не суждено было сбыться. Огромная многовековая мощь и опыт Византийской империи, не сопоставимые с ресурсами и опытом лидера молодого государства, позволили ей разгромить Святослава на Дунае, а вторжение печенегов на Русь, от руки которых Святослав и погиб, вернуло ситуацию в прежние рамки.

В кровавой междоусобице, разгоревшейся между сыновьями Святослава после его смерти, победил младший сын — Владимир (980 — 1015). С ним связа­но событие огромного значения в истории Руси — принятие хри­стианства. Религией восточных славян было язычество. Некоторые отголоски его (масленица, элементы культа природы) дожили в России до наших дней. Заключительным этапом развития язычества стало появление многобожия — политеизм. Наиболее известны Перун — бог молнии и грома, Велес — бог ско­та, торговли и богатства, Даждьбог — ипостась бога Солнца, Стрибог — бог вет­ра и многие другие божества различных крупных племенных союзов.

Для более устойчивого объединения вокруг Киева местных славянских зе­мель и сплочения державы необходимы были качественно новые меры. Князь Владимир попытался в начале своего княжения (983 г.) создать общерусский пантеон языческих богов (Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог) из божеств племен­ных княжений. Дядя князя, опытный воевода Добрыня, установил деревянного Перуна в Новгороде. Но Владимир быстро убедился в малой эффективности своей реформы язычества.

Нужна была монотеистическая религия, значительно укреплявшая власть единого правителя. Это было тем более необходимо, что такие религии испо­ведовали все окружавшие Русь государства. В 962 г. крестился польский князь Мешко (от Рима). Еще ранее христианство пришло в Чехию. Волжская Булгария и весь Восток были исламскими. На территориях разрушенной Хаза­рии господствовал иудаизм, а влияние еврейских купцов на международную торговлю оставалось очень значительным. И все же Русь была обречена на христианизацию. Христианство пробивало здесь дорогу себе уже более 100 лет. По летописному рассказу “Повести временных лет”, князь провел в Киеве своеобразное испытание веры, то есть прозондировал все основные варианты монотеистических религий с целью выбрать среди них оптимальный для своего народа.

Возможно, Владимир действительно направлял посольства на Восток в ис­ламские страны (Булгар, Хорезм), в хорошо знакомый славянам Царьград (Кон­стантинополь). Из всех соседей Руси единственной мощной мировой державой являлась Византия, отношения с которой длились все начальные века славян­ской истории. Внутренне стабильная, высококультурная империя с неограни­ченной властью монарха, подкрепленной греческой церковью, давно притяги­вала взоры русских князей. Следует помнить, что княгиня Ольга (бабка Влади­мира) крестилась еще в 954 г. Были христианами уже многие бояре и дру­жинники.

В 988 г. Русь была крещена по приказу князя Владимира, причем чаще все­го крещение носило принудительный характер. Идолы Перуна и прочих язы­ческих богов дружинники скинули в реку, а сами киевляне были окрещены в Днепре. В Новгороде Добрыня “огнем и мечом” крестил горожан, причем на севере сопротивление христианизации было более сильным, чем на юге стра­ны. В целом же процесс крещения Руси продолжался как минимум еще один-два века. До самого конца киевского периода русской истории христианство лишь скользило по поверхности нашего общества, не затрагивая основ древ­нерусской жизни. Древнерусское язычество было настолько распространено, что и многие века спустя после принятия христианства русское общество оста­валось языческим по своему менталитету, мировоззрению людей, их привыч­кам, житейской практике отношений.

Принятие христианства усилило власть великого князя киевского, ускорило консолидацию древнерусского этноса, имело огромное значение для развития русской культуры.

Введение христианства приобщило Русь к мировой цивилизации — великой культурной традиции Византии. Церковная структура на Руси стала мощной опорой русской государственности. Христианство вместе с тем способствова­ло гуманизации русского общества, насаждению качественно иных по сравне­нию с язычеством норм морали и этики, призывало “возлюбить ближнего, как самого себя”. Не случайно первые русские святые — князья Борис и Глеб — отказались от борьбы за княжеский стол, разгоревшейся после смерти их отца — князя Владимира.

Политический строй. Расцвет древнерусского государства приходится на время правления Ярослава Мудрого (1019 — 1054), сына князя Владимира. Именно он победил в междоусобной борьбе за власть, разгоревшейся после смерти Владимира между его сыновьями. Власть в Киеве вначале захватил Святополк, пославший убийц к своим сводным братьям — Борису и Глебу. Они погибли, но стали символами жертвенности и искренней любви к богу. Князья Борис и Глеб — первые русские святые, чтимые православной церковью.

Против братоубийцы Святополка, прозванного в народе Окаянным, начал войну Ярослав, посаженный отцом наместником в Новгороде. Новгородцам всегда не нравилось верховенство Киева, и они активно поддержали Ярослава в борьбе за власть. В ходе этой борьбы Ярослав привёл на помощь дружины варягов, а Святополк — печенегов и поляков. В конце концов победа досталась Ярославу.

Именно при нем Киев стал политической и культурной столицей государства. За образец Ярослав взял Константинополь. Он построил в Киеве великолепный Софийский собор, новую крепость и Золотые ворота. Князь очень любил книги и собрал их огромное количество. Многие книги переводили специально для него с греческого. Киев стал важным центром образования и науки.

По своему политическому строю Древняя Русь — это раннефеодальная монархия. Великий князь был главой государства, но полным единовластием не обладал. Главная его функция — военная. Он с помощью своей дружины, а иногда местного ополчения обороняет княжество от врагов, совершает походы в соседние земли, собирает налоги (дань). Князь в ту эпоху прежде всего глава своей дружины, а также верховный судья.

Его власть существенно ограничена знатью. Верхушка дружины, бывшие племенные князья и старейшины образовывали Совет при князе, который решал все главные вопросы в государстве. Этих людей стали называть боярами. Многие из них имели богатые земли со множеством крестьян, а некоторые и собственные дружины. Такими были уже известный нам воевода Свенельд и его потомки, Добрыня — дядя князя Владимира и многие другие. Бояре могли бросить службу одному князю и перейти к другому. Интересы народа тогда представляло вече — городское собрание свободных мужчин. На вече порой решались вопросы войны и мира, в чрезвычайной ситуации неугодные князья могли быть изгнаны из города.

Итак, можно выделить три элемента в управлении княжеством: первый — монархический элемент (князь), второй — аристократический (бояре) и третий — демократический (вече). В разных городах и княжествах Руси эти элементы сочетались по-разному. На севере (Новгород, Псков) постоянно росла роль вече. В центре страны (Владимир, Суздаль, Ростов) сильнее был князь, а на юго-западе (Галич, Волынь) к полной власти стремилось боярство.

При Ярославе Мудром мы наблюдаем пик мощи и расцвета единого Древнерусского государства. После его смерти начинается процесс деления Руси на несколько самостоятельных княжеств, управляющихся разными князьями из дома Рюриковичей. Этот процесс пошел особенно быстро после смерти внука Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха (1113 — 1125), который был последним сильным киевским князем. Начался период феодальной раздробленности на Руси.