Эпоха феодальной раздробленности
Начиная с 30-х гг. XII в., Русь вступила в стадию феодальной раздробленности — закономерный этап развития всех феодальных государств той эпохи. К середине XII в. она раскололась на 15 княжеств, находившихся лишь в формальной зависимости от Киева. В XIII в. их стало уже более 50.
Политические причины раздробленности лежат не в постоянных княжеских разделах земель Рюриковичами и их междоусобицах, а в созревшем политически обществе.
Единство Руси в значительной мере держалось на мощной военной силе киевских князей и контроле над торговым путем “из варяг в греки”. Прочной экономической связи между разными регионами не было. Господствовало натуральное хозяйство. Рост населения, богатства и увеличившаяся военная сила в других городах Руси привели к самостоятельности множество отдельных княжеств. Князья Рюрикова дома тесно слились там с местной верхушкой знати и отстаивали интересы только своего домена.
Местные феодальные кланы, сплоченные и богатые, не только требовали полной самостоятельности и власти, но, опираясь на возросшую за три века существования единого государства экономическую инфраструктуру: новые города, села, вотчины, новую социальную структуру — легко могли заставить действовать своего князя, как им нужно. Прежняя централизация лишь мешала развитию обособлявшихся все более княжеств. Для новой структуры хозяйства нужны были и иные масштабы государства. В пестрой картине многочисленных русских княжеств XII в. выделялись 3 крупнейших локальных центра: Галицко-Волынское княжество на западе, Новгородская республика на севере и Владимиро-Суздальское княжество на северо-востоке Руси.
Значение Киева сильно упало после 1169 г., когда он был разграблен войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. Киев сильно пострадал также от свертывания торговли с Константинополем после взятия его крестоносцами в 1204 г.
Потеря Киевом его исторической роли была связана и с перемещением основных торговых путей из Европы на Восток. Крестовые походы способствовали расширению экономических контактов стран Ближнего Востока с Европой. Новгород ориентировался на северные германские города. Киев выпадал из новой системы мировых связей.
Борьба со Степью и кочевниками также обрекала области, близкие к Степи, на регресс, а дальние и укрытые в лесах регионы получали серьезные преимущества. Раздоры, войны и усобицы князей терзали Русскую землю вплоть до самого татарского нашествия. Клич князьям к объединению, прозвучавший в “Слове о полку Игореве”, не был ими услышан. Кочевники с юга, востока, немецкие рыцари с северо-запада постепенно усиливали свое давление на русские границы, участвовали во внутренней политической борьбе русских князей.
Экономика. Экономический и культурный прогресс на Руси в XII — начале XIII в. производит сильное впечатление. Основа экономики страны — земледелие. Сельское хозяйство процветало на севере степей и в лесостепях, где имелись богатые черноземы. В густонаселенных областях возникало частное землевладение, появилось двуполье. Пахали на севере на лошадях, на юге — на волах. В основном господствовала общинная собственность на землю, хотя уже имелись и крупные феодальные вотчины князей и бояр. Кроме земледелия, очень важную роль в национальной экономике играли охота, рыбная ловля, пчеловодство.
Ремесло достигло в русских городах высокого уровня развития. Кузнецы, гончары, плотники, каменщики славились своим искусством. Массово использовались меха как одежда для всех слоев населения. Это стимулировало охоту на пушного зверя, развитие дубильного дела (вспомните Никиту-Кожемяку из русской былины).
Отличные природные ресурсы страны, подъем благосостояния высших слоев общества прекрасно стимулировали развитие торговли — внутренней и внешней. Водный путь по Днепру оставался по-прежнему основной артерией русской жизни. Подъем Новгорода и Киева — двух ключевых пунктов на этом пути “из варяг в греки” — произошел именно благодаря этому пути. Из Киева на Запад, на Богемию и Германию, шел также оживленный сухопутный торговый путь. Основной артерией восточной торговли служила Волга. Город Булгар, ниже устья Камы на Волге, был главным местом встречи русских и восточных купцов. Кроме мехов, меда и воска русские везли на Восток льняные и шерстяные ткани, а ввозили в основном серебро, без которого не могла функционировать торговля любой страны, предметы роскоши, пряности, шелк и оружие из дамасской стали.
Торговля в ту эпоху имела не меньшее значение, чем политическая жизнь. Не случайно все объявления и указы делались на торгах и рынках. Новгородское купечество играло ведущую роль в торговле севера Руси.
Политическая организация. Во всех русских княжествах той эпохи в разной мере сочетался в управлении монархический, аристократический и демократический элементы. Князь, стремившийся к единовластию, не обладал тогда всей полнотой власти в княжестве. Главная его функция — военная: оборона города и всего княжества от врагов. Он, прежде всего, глава своей дружины и верховный судья.
Аристократический элемент — это совет при князе из верхов его дружины и местной знати. Обычно их называют боярами. Бояре нередко были вольны в своей службе князю и легко могли его покинуть, уехав в другое княжество. Правда, при этом им приходилось оставлять свои земельные владения.
Демократический элемент власти — это вече, городское собрание всех взрослых полноправных мужчин. Права его достаточно обширны. Случалось, что вече изгоняло не угодившего городу князя. Нередко споры на вече приводили к ожесточенным столкновениям. Проигравшая сторона должна была согласиться с принятым решением. Такие три элемента власти имелись во всех русских княжествах киевского периода, но их удельный вес был разным.
В Новгороде вече было особенно влиятельно. С 1136 г. служба князя в Новгороде стала выборной, а город получил суверенитет: назывался теперь Великий Новгород. Создана, по сути, боярская республика. На большом вече избирались высшие лица города: посадник (глава исполнительной и судебной власти), тысяцкий (руководитель новгородского ополчения) и даже архиепископ (глава церковной организации, отвечавший и за внешние сношения республики).
Впрочем, при всем размахе уличной демократии в Новгороде реальными хозяевами города и области были несколько древних боярских кланов, которые притягивали к себе в той или иной мере основную часть новгородцев (подобие римской системы клиентуры). Эта клановая система была наиболее эффективна в условиях бурной торгово-промысловой деятельности. Клан, стратегически и долговременно осваивая огромные территории, западные или восточные рынки, брал на себя большой риск такого рода начинаний и мог выстоять в случае финансовых потерь за счет огромных предыдущих накоплений. Новгород не пострадал от татарского нашествия и, опираясь на свое ополчение, смог остановить натиск шведских и немецких рыцарей на Русь в XIII в.
Вторым важнейшим политическим наследником Руси стало Владимиро-Суздальское княжество. Здесь быстро шел процесс утверждения единовластия князя, что наиболее отвечало природным и общественным особенностям северо-востока Руси. Эффективность сельского хозяйства здесь крайне низка, и только сильная деспотическая власть могла принудить крестьян, живших постоянно на грани нищеты и голода, отдавать часть производимой ими продукции князю и государству. Кроме того, могущество местной аристократии сильно ограничено малочисленностью и общей бедностью края. Старая аристократия здесь подчинена в тяжелой борьбе князьям, опиравшимся на мощную военную дружину. В результате боярского заговора погиб второй здешний князь Андрей Боголюбский (1157 — 1174), сын Юрия Долгорукого, умелый, но очень жестокий правитель. Расцвет Владимиро-Суздальской Руси пришелся на правление князя Всеволода Большое Гнездо (1177 — 1212), уже полностью контролировавшего все основные властные структуры в своей земле, а также успешно наступавшего на своего восточного соседа — Волжскую Булгарию, контролировавшую тогда великий восточный торговый путь. С притязаниями и планами Всеволода вынуждены были считаться все князья и политические центры Руси.
Третий важнейший наследник государства сформировался на юго-западе, в Галицко-Волынской Руси. Здесь мягкий климат и очень плодородная почва. Боярский совет имел преобладающее влияние в политической жизни Галицкого и Волынского княжеств. Способствовали этому и тесные связи земли с Польшей и Венгрией, нередко вмешивавшихся во внутренние дела местных князей. Аристократия здесь полновластна, хотя изредка сильным князьям, например, Ярославу Осмомыслу, Даниилу Галицкому, удавалось подчинить себе на короткое время ведущие аристократические кланы своей земли. Показательно, что именно здесь в 1212 г. зафиксирован единственный случай в истории Руси киевского периода, когда княжеский стол занял человек не из династии Рюриковичей. Боярин Владислав на короткое время стал галицким князем.
Лишь нашествие татар, разорившее местную аристократию, позволило утвердиться здесь правлению сильного князя Даниила Романовича Галицкого (умер в 1264 г.). Но уже при его внуках княжество, раздираемое внутренними усобицами, постепенно переходит под власть Польши, Литвы, Венгрии.
Разделенная на враждующие друг с другом княжества и земли Русь не могла собрать достаточно сил для отпора монголо-татарскому нашествию, обрушившемуся на страну в 1237 г.
Города на Руси. Само слово город означает огороженное, то есть укрепленное место. Жизнь в городе сильно отличалась от жизни в селах и деревнях. С момента своего зарождения города – это центры ремесла и торговли. В случае опасности под защиту крепостных стен сходилось и население сельской округи. Мы помним, что вначале города на Руси – это центры племенных княжений. С созданием сильного государства многие такие города угасли. Зато возникли и окрепли другие, стоявшие на перекрестках торговых путей, центры власти князя.
В X веке на Руси было, примерно, 25 крупных (по тому времени) городов, в XIII веке уже более 60. Найдите на карте Киев, Новгород, Чернигов, Рязань, Полоцк, Тмутаракань, Смоленск, Ростов, Суздаль, Муром, Владимир-на-Клязьме, Галич, Владимир Волынский.
Скандинавы, приплывая сюда, называли Русь страной городов, ведь у них в Х веке городов было еще очень мало. Кроме того, они плыли по главному водному пути Древней Руси, где кипела жизнь. К началу XIII века в крупнейших городах Руси жили от 10 до 30 тысяч человек. Наиболее многолюдными были Киев и Новгород Великий. В большинстве других население составляло 2-3 тысячи человек. В деревнях же чаще всего стояло по 3-4 двора. Бурное развитие Руси той эпохи делает это время (IX-XII века) уникальным и неповторимым. Создавались основы Русского государства, русского народа и русской культуры.
На самом деле Русь, особенно северные и центральные районы, была заселена очень неравномерно. По долинам рек, на плодородных землях, рядом с крупными городами населения было значительно больше. А в глухих таежных местах, где даже дороги часто зарастали лесом (так говорится в былине про Соловья-разбойника) поселения были редки и располагались на очень больших расстояниях друг от друга.
Кроме больших городов существовало много маленьких городков или городищ, обнесенных земляным валом и рвом, а иногда даже деревянными стенами. Часто там не было постоянного населения, имелся лишь небольшой мобильный отряд воинов. Особенно много таких застав было на юге, где постоянно нападали кочевники. В случае опасности сюда сбегалось окрестное население.
Большие города имели мощную крепость (кремль или детинец), взять которую кочевникам или князьям-соперникам чаще всего не удавалось. Земляные валы, рвы, стены с круглосуточной стражей, подъемные мосты и башни, цитадель в центре крепости – все это оказывало сильное впечатление на людей того времени. Города на Руси рубили из дерева. Каменные здания были очень редки. Крепость строили на высоком берегу реки, где обрывы и овраги делали ее неприступной. Зимой в случае осады стены и валы поливали водой, чтобы ноги нападающих скользили по льду. Главным врагом бревенчатых русских городов был огонь. Поэтому, осаждающие часто посылали в крепость огненные стрелы, стремились поджечь стены и башни.
В важных городах Руси сидел князь со своей дружиной (или его наместник), тут же находились усадьбы бояр, храмы. Отсюда управляли всем княжеством. Здесь вершился княжеский суд, сюда свозили дань. Кроме княжеского дворца, усадеб бояр, помещений для воинов, в кремле обычно находился центральный собор (часто каменный), палаты местного епископа. Вспомни, например, храм святой Софии в Новгороде.
Город – это не только центр княжеской власти и торговый перекресток, но и центр управления церковью. Постепенно христианство искореняло язычество, овладевало душами людей и становилось мощной культурной и политической силой. Рядом с городом обычно возникал монастырь. Монахи писали летописи, создавали иконы, учили грамоте детей. Это – важный центр православия и культуры. Именно таким был Печерский монастырь в Киеве.
Кроме кремля (крепости) древнерусский город имел и вторую, гораздо более густонаселенную часть – посад. Эта часть города примыкала к крепости, но была защищена лишь земляным валом. Здесь жили купцы и ремесленники (простой люд), шумел торг (рынок), тут обязательно была речная пристань. Ведь наиболее удобные дороги Древней Руси – это реки. Они безопасны, по ним можно плавать на судах летом, а зимой ездить на санях. Все заселение Руси шло вдоль рек Русской равнины, так что крупные города находились на пересечении важных речных торговых путей. Обычно они ставились там, где небольшая речка впадает в крупную реку.
Городская жизнь качественно отличалась от сельской. Здесь жили другие по роду деятельности люди, и у них был совершенно другой образ жизни.
Городские свободы. Права и свободы людей в Древней Руси сильнее всего отстаивались именно в городах. Многие историки даже называли такой политический строй, где власть народа очень сильна, народоправством. Города Западной Европы, добившиеся в XI - XIII веках свобод, воюя с королями и графами, и города Руси того времени развивались в одном направлении. Главная опора демократии в русских города – вече. Это главный орган городской общины.
В нем участвовали все взрослые мужчины-горожане (кроме слуг и рабов). Обычно вече созывали звоном вечевого колокола, висевшего на площади в центре города. Для принятия любого решения требовалось убедить участников вече в своей правоте. Случалось, что проигравшая сторона начинала рукопашный (кулачный) бой со своими противниками, при этом оружие никогда не использовалось. Но чаще всего проигравшая сторона вынуждена была мирно согласиться с большинством. Точный подсчет голосов на вече не вели, но все и так хорошо видели, на чьей стороне убедительное большинство.
Вече было во всех крупных старинных городах. Молодые города считались пригородами старого центрального города (хотя и находились далеко от него). Они должны были подчиняться решениям вече главного города. Так решения новгородского вече были обязательны для всех городов новгородской земли. А ростовские бояре считали Владимир, столицу Андрея Боголюбского и Всеволода Большого Гнездо своим пригородом и требовали подчинения этого города ростовскому вече.
Вече могло отказать в доверии своему князю и изгнать его (такое бывало даже в Киеве XII века), заставить князя целовать крест на верность городу или заключить с городом ряд (договор). Вы помните, что даже Владимир Мономах сел на киевское княжение лишь после того, как к нему дважды с просьбами обратилось киевское вече. Старшим в роду был не он, значит и княжить в Киеве должен был другой князь. Владимир Мономах, став князем, отблагодарил киевлян, ограничил разорявших их ростовщиков.
Вече выбирало тысяцкого, командовавшего городским ополчением, а также руководившего местными судами по торговым жалобам (княжеский суд судил за тяжкие преступления). А в Новгороде, как вы помните, на вече выбирали даже архиепископа (естественно, из числа духовенства). В некоторых городах (Новгород, Псков, Ладога) всю местную власть возглавлял выборный посадник. В ряде других посадника назначал князь, там посадники и тысяцкие, уже не занимающие свои посты, входили в думу при князе. Жители каждой улицы выбирали старосту, а несколько улиц (городской район) объединялись в конец и избирали старосту всего конца. Жители также избирали сотских и десятских, а мелких чиновников – бирючей, ябедников назначал посадник. На общегородском вече жители каждой улицы и конца занимали всегда четко определенное место.
Древняя Русь – страна городов, прежде всего потому, что города играли важную роль в политике, определяли жизнь всей страны. Права и интересы простых горожан защищались традицией и законом.
Однако на юге и северо-востоке Руси княжеская власть постепенно усиливалась, наступала на права старой знати (боярства), и на права простых граждан. Монгольское нашествие XIII века, превратив в пепел русские города, сильно ослабило городскую демократию. В Западной Европе многие города полностью освободились от власти своих правителей (графов, герцогов, королей), а на Руси княжеская власть, поддержанная силой монгольских ханов, победила традиции городской выборности и демократии.
Посадский люд. Города – это центры ремесла и торговли, поэтому значительная часть населения в них – ремесленники и купцы. Они жили в посаде и селились по профессиям. На одной улице жили гончары, на другой кузнецы, на третьей ткачи. Не случайно и по сей день в русских городах есть улицы с названиями Бронная, Суконная, Хамовническая (как вы думаете, чем занимались мастера, жившие на этих улицах).
Русское ремесло той эпохи достигло значительных высот. Мастера по металлу выделывали замечательные русские кольчуги, ценимые по всей Европе (каждая из тысячи колечек). Такие кольчуги спасали жизнь воинов в бою. Сложные, как тогда говорили «хитрые», русские замки везли даже в Польшу и Германию. Их не могли открыть самые опытные грабители. Ювелиры делали из серебра и золота удивительной красоты украшения (ожерелья, браслеты, серьги) с применением очень необычных приемов: зерни, чернения, эмали. После монгольского нашествия многие знания и ремесла на Руси просто исчезли. Но в кладах старой Рязани, зарытых жителями в XIII веке перед гибелью города, были найдены именно такие украшения (рассмотри их на рисунке).
Гончары делали красивую и удобную посуду из глины, оружейники – мечи и топоры, ткачи – льняное полотно, из которого тогда шили почти всю легкую одежду. Плотники, кожевники, кузнецы, мастера десятков других специальностей обеспечивали население Руси всем необходимым для жизни. И в чем-то изделия той эпохи были не хуже современных. Сейчас доказано, что молоко в глиняных кувшинах сохраняется лучше, чем в стеклянной банке, а жить в деревянном доме и носить льняную одежду полезнее для здоровья, чем жить в каменном доме и носить одежду из искусственных тканей.
Многие города славились своими мастерами на всю Русь. Поэтому летописец называет жителей Владимира каменщиками, а новгородцев – плотниками. Все изделия того времени – это ручная работа мастера, его подмастерий и учеников. Навыки ремесла передавались от отца к сыну и держались в строгом секрете.
Десятки небольших, в основном, деревянных церквей украшали город. В центральной его части нередко высился величественный каменный собор. В случае войны и осады горожане сносили сюда свои ценности, укрывались под защитой прочных стен.
Но подлинным центром посада, душой города, был Торг. На большой площади кипела жизнь. Княжеские глашатаи выкрикивали важнейшие новости и объявления. Торговцы и ремесленники продавали свои товары. Особенно большой рынок бывал по пятницам – в день ярмарки.
Купцы в целях улучшения своей торговли объединялись. Так в Новгороде известно «Иванское сто», объединение купцов, торговавших воском. У таких купеческих союзов иногда была общая казна (хранившаяся в церкви этого города) своя вооруженная охрана. В дальних торговых поездках они чувствовали поддержку и помощь родного города. Купец в ту эпоху – это исследователь, то есть человек отважный, не боявшийся риска и дальних путешествий, которые часто длились много месяцев.
Кроме главного пути русской торговли – по Днепру, купцы плавали по Волге в Булгарию, страны Востока; ходили сухопутными караванами от Киева – на запад в Чехию и Германию и на юго-восток – через половецкие степи. Заключались специальные договоры с половцами и другими соседями Руси, обеспечивавшие безопасность купеческих караванов и торговли. Но в случае войны они не соблюдались. Так князь Ярослав накануне Липицкой битвы арестовал в Торжке две тысячи новгородских купцов и торговцев и посадил их в темницу, разослав по своим городам. Некоторые из них там и умерли.
В торговых рядах русского города мы видим дорогие меха (соболя, куницы, лисы), а также кожи и шкурки, доступные простым горожанам (белка, заяц, волк); сияют красивые украшения из серебра, продают заморские товары иностранные купцы. Они селились в русских городах отдельно. Греки и болгары, немцы и чехи, армяне и арабы, варяги и поляки – все привозили на Русь изделия своих ремесленников. Из Средней Азии и Персии везли шелк, оружие из прекрасной стали, дорогие пряности (перец, гвоздика, имбирь) и сладости (изюм, чернослив, миндаль). Из Западной Европы везли серебро, медь свинец. Этих металлов тогда на Руси не добывали. Своим высоким качеством славилось немецкое сукно. На Руси шерстяные ткани делали хуже.
Через Византию и Крым шли на Русь дорогие восточные ткани (для одежд князей, бояр и епископов), серебряные сосуды и иконы. Высоко ценился пергамент, на котором тогда писали книги.
А русские купцы везли за границу меха и мед, воск и изделия русских ремесленников. На Торге звенели монеты: серебряные арабские и золотые византийские, немецкие талеры и русские гривны и куны. Вытертые шкурки пушных зверей (белок, куниц) тоже использовали в качестве денег. Жизнь русского города была тесно связана с ремеслом и торговлей.
Просвещение. Ключом к появлению на Руси новой культуры стало христианство (вспомни, как оно появилось на Руси). В значительной мере культура развивалась в религиозном русле. Первыми книгами, появившимися на Руси были евангелия. Мастера-иконописцы писали иконы. Архитекторы строили церкви и соборы.
Но существовала и народная культура: народные песни, пляски, театр скоморохов, искусство строить жилые дома и хоромы и многое другое. Близкой искусству была и деятельность многих ремесленников, создававшие чудесные украшения из золота и серебра, плотников, рубивших затейливые церкви, кузнецов, ковавших редкой красоты оружие.
Именно в Древней Руси были заложены основы великой культуры русского, украинского и белорусского народов, потрясшей и завоевавшей весь мир в XIX-XX веках. Христианство принесло на Русь новый взгляд на человека и его судьбу в этом мире. Языческие представления дольше сохранялись в сельской местности, а в городах влияние византийской культуры, самой мощной цивилизации той эпохи, было значительно сильнее.
Русские люди в церкви с удивлением и радостью смотрели на иконы, расписные стены храма, слушали церковную музыку и молитвы. Очень важно для Руси то, что церковная служба и религиозные книги велись на родном славянском языке. В Западной Европе служба велась на латыни, которую простые люди не понимали.
Еще начале в IX веке путешественники говорят о попытках создания своего письма на Руси. Так в Херсонесе видели евангелие, начертанное оригинальными славянскими буквами – чертами и резами. Кто мастер его создавший, откуда оно – неизвестно.
Зато доподлинно известно о том, что византийские монахи Кирилл и Мефодий в IX веке создали славянский алфавит. По имени Кирилла он получил название кириллица. Основой для него послужил греческий алфавит, ведь в Византии говорили и писали по-гречески. Братья придумали и немало новых букв для обозначения тех звуков, которые есть в славянских языках, но нет в греческом (в основном это шипящие).
Кирилл и Мефодий, а также их ученики просвещали славян в Македонии, Болгарии, Чехии. После принятия христианства на Руси именно из Болгарии попало на Русь множество книг на церковнославянском языке. Именно церковнославянский стал основой языка на Руси.
При дворах князей появились знатоки греческого языка. Любители чтения проводили за книгой целые ночи. Ярослав Мудрый и его сыновья собирали собственные библиотеки. По желанию князей переводчики переводили на славянский язык греческие, латинские, болгарские книги. В основном, это религиозные книги, рассказывавшие об устройстве мира, истории земли.
Создавались и первые русские произведения. Это «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Житие Бориса и Глеба». Великим памятником древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве», повесть о неудачном походе князя Игоря на половцев в XII веке.
Из Византии на Русь приезжали священники и строители, иконописцы и ремесленники. Грамота на Руси проникла в самые широкие слои населения. Пергамент, на котором писали летописи, был очень дорог, поэтому простые люди писали на бересте, выдавливая буквы специальными палочками. А учились писать на простых дощечках, покрытых воском. Слой воска легко стереть и снова нанести. Сотни берестяных грамот найдены в Новгороде, которые сохранились благодаря особой почве и климату в этом городе.
Важными центрами просвещения стали монастыри. Они находились, в основном, возле городов. Здесь прочнее христианство и сильнее власть князя. Читать книги считалось в монастыре делом благочестивым, а переписывать их – подвигом. По несколько месяцев монахи-писцы переписывали на пергамент одну книгу, украшая ее яркими рисунками, выводя каждую букву.
В одной старинной рукописи монах так написал о своих чувствах при завершении труда: «Как радуется жених на невесту, так радуется писец, видя последний лист. Как радуется купец, получив большую прибыль, или кормчий, войдя в тихую гавань после бури, или странник, придя в свое отечество, - так радуется и переписчик книги, дойдя до конца ее». Уже готовую книгу украшали дорогим окладом из золота, серебра, драгоценных камней. Такая книга стоила целое состояние, ее уважали и почитали как святыню.
Русские летописи. Первые исторические труды на Руси – летописи, появились в монастырях. Вначале за образец для летописей наши книжники брали византийские хроники. Но преобразовали их по-своему и получились не сухие записи событий по годам (летам), а яркие художественные своды знаний. В летописях мы видим не только сообщения о войнах, князьях, событиях на Руси, но и старинные устные рассказы, предания, завещания князей, описания путешествий. Чувства и эмоции летописца, его горе и радость отражаются на страницах летописи.
Самая древняя дошедшая до нас летопись – это «Повесть временных лет». Ее составлял в начале XII века в Киево-Печерском монастыре монах Нестор. Цель своего труда он написал в заголовке: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве первым начал княжити и откуда Русская земля стала есть».
Нестор использовал летопись своих предшественников (до нас не дошедшую), документы княжеского архива. Оттуда он скопировал договоры первых русских князей с Византией. Все наши знания о Древней Руси во многом основаны на этой летописи.
Когда Русь распалась на несколько княжеств, центры летописания появились и в других городах: Галиче, Владимире, Полоцке, Чернигове… Каждый князь был заинтересован, чтобы добрая память о нем осталась на века, а его злые дела были забыты. Поэтому князья направляли деятельность летописцев в нужную им сторону. До нас дошла летопись, в которой описаны только добрые дела Владимира Мономаха (он сам лично контролировал летописца), осуждаются его враги. Наверняка в летописи, которая писалась в Чернигове под контролем его врагов, жизнь Мономаха описана совсем по-иному, но эта летопись до нас не дошла.
Свою роль играл и местный патриотизм. Новгородские летописцы искренне считали, что Новгородская земля древнее киевской, а киевские были уверены в том, что родоначальник княжеской династии на Руси вовсе не князь Рюрик, а Кий – основатель Киева. Летописи – первые патриотические сочинения на Руси.
Искусство Древней Руси. Русская держава возникла на перекрестке цивилизаций. Культурное влияние Византии и Востока, Кавказа и Западной Европы, Степи и Скандинавии переплавились в нечто новое и удивительно своеобразное. Русь сумела создать уникальную культуру, которой по сей день восхищается весь мир.
В чем же особенности и отличия русского искусства эпохи Древней Руси? Мы рассмотрим лишь малую часть высших достижений этого искусства в архитектуре и живописи. Первые русские храмы были деревянными. Из дуба была построена Новгородская София в 989 году. Но мощь большого государства и власть великого князя отразились в первых каменных соборах. Их, конечно, строилось намного меньше, чем деревянных; зато некоторые дошли до наших дней.
На Руси строились крестово-купольные храмы по типу византийской церкви. Однако русские мастера переработали сам тип такого храма, добавили в него элементы архитектуры деревянных церквей. Наши храмы стали многоглавыми и пирамидальными. Взгляните на любую старую церковь в вашем городе. Идеи Древней Руси живут в ее формах.
Современники не случайно называли Киев вторым Царьградом. В нем имелось до 400 церквей и 8 больших рынков. Город был удивительно красив. Настоящей жемчужиной, центром красоты, был каменный Софийский собор с 13 куполами. Он был воздвигнут в XI веке при князе Ярославе Мудром. Знаменитый путешественник древности Павел Алеппский сказал, увидев Святую София в Киеве, что ум человеческий не силах ее обнять.
Этот собор стал центром жизни русского общества той эпохи. Расположенный на высоком берегу Днепра, ярко блестя свинцовыми куполами, он господствовал над окрестностями.
Внутри храм был не менее великолепен, чем снаружи. Пол покрывала замечательная мозаика. В мозаичных изображениях Христа, Богородицы более 1000 оттенков цвета. Когда свет лился через окна сверху, мозаика оживала. Стены и все своды расписаны фресками. Мозаику составляли из тысяч цветных камушков (смальты). Фрески – это роспись красками по сырой штукатурке. Фрески покрывали все стены и своды Святой Софии и изображали сцены из жизни Христа, быта людей Древней Руси. До наших дней дошел портрет дочерей князя Ярослава Мудрого, идущих с горящими свечами. На другой фреске мы видим охоту на медведя, на третьей кулачный бой и скоморохов – артистов народного театра.
Церковные службы были очень длинные, и нередко скучающие горожане писали на стенах свои мысли. По преданию, молодой князь Владимир Мономах однажды нацарапал на стене: «Ох, тяжко мне». Такие простые надписи - также культурное наследие той эпохи.
Во время больших праздников никто, конечно, не отвлекался, в храме Святой Софии царила атмосфера торжества: слышалось прекрасное пение певчих, возгласы духовенства, сверкала золотом и драгоценными камнями церковная утварь, ликовали золотом мозаики, перед иконами горели сотни свечей. Молящиеся люди чувствовали себя не на земле, а на небе. Именно грандиозный Софийский собор стал усыпальницей киевских князей.
В Новгороде был свой собор святой Софии. Он отражал независимость и северную красоту Новгородской земли. Замечательными и необычными для того времени стали соборы во Владимире (Успенский и Дмитриевский, построенные в XII веке). Самый поэтичный храм Древней Руси – это дошедший до наших дней храм Покрова-на-Нерли. Эта церковь построил Андрей Боголюбский чтобы унять свою печаль после кончины любимого сына Изяслава и в память о нем.
До нас дошло небольшое число древнерусских храмов, но и они полны удивительной красоты, в них продолжает жить душа русского человека той дальней эпохи.
Мастера Древней Руси создавали не только мозаики и фрески в храмах, миниатюры к книгах, они еще писали иконы – картины на религиозные темы, написанные на деревянных досках. Иконопись (писание икон) пришла на Русь из Византии. Русские мастера вложили свою душу в это искусство. Наши иконы отразили мысли, чувства, идеалы русских людей.
Очень почитались на Руси сюжеты, изображающие Богородицу с младенцем Христом на руках. Во многих городах были свои иконы этого типа, считавшиеся чудотворными, то есть способными творить чудеса: обращать войско врага в бегство, унимать пожары и эпидемии. Смоленская и Тихвинская, Феодоровская и Боголюбская образы Богородицы с младенцем Христом и сейчас почитаются в России. Для Руси – деревянного царства, икона стала на многие века главным и важнейшим произведением искусства. Иконы окружали всю жизнь любого русского человека. В каждом доме в красном угле висели иконы. Это – наше национальное сокровище.
Икона считалась посредником между человеком и Богом. Поэтому ее искренне любили всей душой, обращаясь к ней со своими печалями, молитвами и благодарностями. Изображения на иконах: Христа, Богородицы, сюжеты из жизни других праведников и мучеников – все это должно было пробудить лучшие качества в человеке: доброту, смирение, великодушие.
Настоящий шедевр мировой живописи – византийская икона, названная на Руси «Владимирская Богоматерь». В XII веке она находилась во владимирском Успенском соборе. Гениальный мастер вложил в лики Богородицы и младенца Иисуса невероятную красоту печали, сострадания и любви к человеку. И по сей день – это наиболее чтимая на Руси икона.
Первым великим русским иконописцем, упомянутым в летописи, считается Алимпий – монах Печерского монастыря. В летописи содержится много чудесных историй о его жизни. Вероятно, некоторые из них придуманы уже после его смерти. В этих легендах отразилось глубокое уважение к работе иконописца. Его труд считался священнодействием, вдохновленным Богом. Перед написанием иконы мастер несколько дней молился и постился (отгонял от себя дурные мысли), чтобы свет его души отразился в ликах святых.
Алимпий учился у греческих мастеров, украшавших алтарь церкви в его родном Печерском монастыре в 1084 году. По преданию, ему было там видение – лик Богородицы на иконе внезапно стал испускать лучи, как солнце, а затем из него выпорхнул белый голубь. После этого видения пораженный Алимпий постригся в монахи и за свою жизнь создал много замечательных икон (до нас не дошла ни одна). Даже игумен (глава) монастыря был удивлен добродетелью Алимпия, его «смирением, терпением, чистотой и незлобием сердца».
Днем мастер писал иконы, а по ночам часто стоял в храме на молитве. Им двигала только любовь к своему искусству и богу. Свой заработок он делил на три части. На одну часть он покупал краски и другие материалы для иконописи, вторую отдавал в монастырь, а третью раздавал бедным людям.
В старости Алимпий тяжело заболел и не смог написать заказанную ему икону. В назначенный срок пришел заказчик за иконой и увидел, что она не готова, а мастер лежит больной. Очень огорчился этот человек и ушел ни с чем. Тогда по легенде в келью Алимпия явился светлый юноша – ангел и за три часа написал икону. Когда заказчик вновь пришел, то был потрясен, увидев готовую икону и умирающего Алимпия. На Руси считали, что заменить мастера-иконописца мог только ангел.
Во всех проявлениях своего творческого гения: литературе, архитектуре, живописи – Древняя Русь создала оригинальную великую культурную традицию, на основе которой развивалась русская национальная культура всех последующих эпох.
- История России
- Содержание
- I. Курс лекций введение
- История как наука. Принципы изучения истории
- Типы (этапы развития) исторического сознания
- Концептуальные модели истории
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел I. Российская цивилизацияв IX — XVII веках Лекция 1. Древняя русь в iх — хii веках
- Особенности русской земли
- Образование государства Древняя Русь
- Социально-экономические отношения в Древней Руси
- Эпоха феодальной раздробленности
- Вопросы для самоконтроля
- Система татаро-монгольского ига
- Возвышение Москвы. Дмитрий Донской
- Русь в XV веке. Создание централизованного государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 3. Россия в XVI — XVII веках. Московское царство
- Россия в XVI веке
- Ливонская война и опричнина
- Жизнь и быт русского народа
- Смутное время (1598 — 1613)
- Россия в XVII веке
- Соборное Уложение 1649 года и политический строй России
- Религиозный кризис
- Вопросы для самоконтроля
- Россия в эпоху дворцовых переворотов
- «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
- Военно-полицейский режим Павла I
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 2. Российская империя в XIX веке
- Либеральные реформы Александра I
- Отечественная война 1812 г.
- Российское государство и общество в эпоху реакции (20 - 50-е гг. XIX века)
- Реформы и контрреформы 60 – 90-х гг. XIX века
- Земская, городская и судебная реформы
- Финансовые, образовательные, военные реформы
- Идейные течения и общественно-политические движения XIX века
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 3. Россия в начале хх века
- Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале хх вв.
- Буржуазно-демократическая революция 1905 — 1907 гг. В России и ее последствия
- Думская монархия и реформы п.А. Столыпина
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Первая мировая война: ее причины, характер, последствия для мирового исторического процесса. Назревание общенационального кризиса в России
- Назревание общенационального кризиса в России
- 1917 Г.: падение самодержавия. Проблема выбора пути цивилизационного развития России
- Приход большевиков к власти: причины и последствия. Конец демократической революции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 2. Власть и общество в условиях гражданской войны
- Периодизация гражданской войны в России
- Причины гражданской войны и иностранной интервенции
- Расстановка социально-политических сил
- 1. Белое движение
- 2. «Демократическая контрреволюция» («третья сила»)
- 1. Зеленое движение
- 2. Национальные движения
- Белый и красный террор
- Итоги и уроки гражданской войны. Причины победы большевиков
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 3. Поиск советским руководством экономической модели социализма: «военный коммунизм», нэп
- «Военный коммунизм»: сущность, причины, хронологические рамки, значение, итоги
- Нэп: истоки, сущность, оценки, итоги
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 4. Советское общество в период «форсированного строительства социализма»
- Выбор пути экономического развития ссср во второй половине 20-х гг.: борьба альтернатив
- Политика и практика форсированной индустриализации в ссср: замыслы, итоги
- Замыслы индустриализации
- Сплошная принудительная коллективизация в ссср: причины, цели, итоги
- Итоги коллективизации
- Формирование тоталитарного режима в ссср: сущность, причины, проявления
- Что же за общество было построено к концу 30-х гг.?
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел IV. Советский союз и проблемы мирового развития (1939 — 1990-е гг.) Лекция 1. Вторая мировая война 1939 — 1945 гг.
- Смысл войны
- Великая Отечественная война
- 1) Наши войска больше не отступали вглубь своей территории;
- 2) Стратегическая инициатива переходит в руки советского командования.
- Итоги войны
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 2. Ссср в послевоенном мире (1945 — 1985 гг.)
- Внешнеполитическая стратегия
- Социально-экономическое развитие
- I. Анатомия административной системы.
- 2. Особенности роста советской экономики и социальной сферы.
- 3. Попытка частичных реформ административной системы в 50 — 60-е гг.
- Эволюция политического режима
- Сущность и этапы становления тоталитарного строя в ссср
- 2. Фикция народовластия
- Вопросы для самоконтроля
- Распад ссср
- После ссср
- Послереволюционная стабилизация
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- II. Практикум Основные положения государственного образовательного стандарта по курсу «Отечественная история»
- Содержание основных тем курса «Отечественная история»
- Тема 1. Россия в мировом сообществе цивилизаций
- Тема 2. Этапы становления российской государственности: от раннефеодального государства к централизованному (с древнейших времен до конца XVI в.)
- Тема 3. Россия на пути к Новому времени XVI-XVII вв.: эволюция экономической, социальной и политической систем
- Тема 4. Россия в XVIII в.: реформы Петра I и Екатерины II – первые попытки модернизации по западноевропейской модели
- Тема 5. Россия в XIX в.: судьба реформ, эволюция общественно-политических доктрин и движений
- Тема 6. Россия на рубеже XIX – XX вв. И в начале XX в.: особенности развития и проблемы модернизации
- Тема 7. Россия в начале XX в.: «русская смута», альтернативы развития
- Тема 8. Ссср в 20 - 30-е гг. Хх в.: противоречивость развития
- Тема 9. Ссср в годы второй мировой войны (1939 – 1945 гг.)
- Тема 10. Ссср после второй мировой войны (1945 – 1985 гг.): геополитические изменения в мире и борьба за лидерство
- Тема 11. Ссср и Россия (1985 – 2000-е гг.): от перестройки к смене модели общественного развития
- Основная литература по курсу
- Тематический план курса «отечественная история»
- Хрестоматия
- Документ № 2 «Русская правда»2
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Примечание
- Документ № 2 Из записок о московии Сигизмунда Герберштейна1
- Примечание
- Документ № 3 Судебник 1497 г. (извлечение)
- Документ № 4 Судебник 1550 г. (извлечение)
- Примечания
- Документ № 5 Стоглавый собор 1551 г. (извлечение)
- Глава 26. О училищах книжных по всем градом.(…)
- Глава 32. О крестящихся не по чину.
- Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных.
- Примечания
- Документ № 6 Учреждение опричнины (по никоновской летописи)
- Примечания
- Документ № 7 с. Платонов1 о деятельности Ивана IV
- Примечание
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из «Краткого известия о Московии» Исаака Массы1
- Документ № 3 э. Геркма3. Из сочинения
- Документ № 4 Соборное Уложение 1649 г. (извлечение)
- Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было
- Глава XI. Суд о крестьянех.
- Документ № 5 г. Котошихин4 о приказах
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из «указа о должности генерал-прокурора»
- Документ № 3 из «Указа о фискалах и о их должности и действии»
- Документ № 4 Из «генерального регламента»
- Глава II. О преимуществе коллегий.
- Глава IV. О исполнении указов.
- Документ № 5 из «Указа о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ»
- Документ № 6 Из «Табели о рангах»
- Документ № 7 из «Берг-привилегии»
- Документ № 8 Из «Указа о покупке к заводам деревень»
- Документ № 9 Из манифеста «о даровании вольности российскому дворянству»
- Документ № 10 Из «Наказа» Екатерины II комиссии для составления проекта нового Уложения
- Глава II
- Документ № 11 Из «Жалованной грамоты дворянству»
- Документ № 12 Из Указа от 13 декабря 1760 г.
- Документ № 13 Из Указа от 11 января 1765 г.
- Документ № 14 Из Указа от 22 августа 1767 г.
- Документ № 15 Из «грамоты на права и выгоды городам российской империи»
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Раздел I
- Документ № 2 Из «Высочайше утвержденного положения о губернских и уездных земских учреждениях»
- Документ № 3 Из «Городового положения»
- Документ № 4 Из «Общего устава императорских российских университетов»
- Документ № 5 Из манифеста «о введении всеобщей воинской повинности»
- Документ № 6 Из «Устава о воинской повинности»
- Документ № 7 Из «Учреждения судебных установлений»
- Документ № 8 Из указа «о даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати»
- Документ № 9
- Из Высочайше утвержденного мнения
- Государственного совета. «о некоторых переменах и
- Дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях»
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Тема VI Общественно-политические доктрины и движения в России в XIX веке
- Документ № 1 п. Пестель1. Из показаний на следствии
- Документ № 2 и. Якушкин2. Из "Записок"
- Документ № 3 Из Устава "Союза Благоденствия"
- Документ № 4 п. Пестель. Из "Русской Правды"
- Документ № 5 н. Муравьев3. Из "Конституции"
- Документ № 6 а. Хомяков4. Из статьи "о старом и новом"
- Документ № 7 и. Киреевский5. Из статьи «в ответ а.С. Хомякову»
- Документ № 8 к. Аксаков6. Из статьи «о том же»
- Документ № 9 с. Уваров7. Из доклада Министра народного просвещения Николаю I
- Документ № 10 к. Кавелин8. Из статьи "Наш умственный строй"
- Документ № 11 в. Белинский9. Из письма н. Гоголю
- Документ № 12 в. Белинский. Из письма в. Боткину10
- Документ № 13 п. Чаадаев11. Из "Философических писем"
- Документ № 14 п. Заичневский12. Из прокламации "Молодая Россия"
- Документ № 15 с. Нечаев13. Из "Катехизиса революционера"
- Документ № 16 п. Ткачев14. Из программы журнала "Набат"
- Документ № 17 м. Бакунин15. Из книги "Государственность и анархия"
- Документ № 18 п. Лавров16 о рабочем социализме
- Документ № 19 Из программы "Земля и воля"
- Документ № 20 Из программы Исполнительного комитета "Народной Воли"
- Документ № 21 Из "Всеподданнейшего адреса" тверского дворянства
- Документ № 22 Из "Всеподданнейшего адреса" московского дворянства
- Документ № 23 б. Чичерин17. Из статьи " Наше настоящее положение"
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из Газеты «Союза русского народа» «Русское знамя»
- Документ № 3
- Документ № 5 Из Программы Партии Народной Свободы (конституционно-демократической)
- Документ № 6 Из Программы партии социалистов-революционеров
- Документ № 7 Из Программы Российской социал-демократической рабочей партии, принятой на II съезде партии
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из Декларации Временного правительства
- Документ № 3 п. Милюков1. Из книги «история второй русской революции»
- Документ № 4 Зинаида Гиппиус2 «Юный март»
- Документ № 5 в. Ленин3. Из статьи Апрельские тезисы «о задачах пролетариата в данной революции»
- Документ № 6 г. Плеханов4. Из статьи «о тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен»
- Документ № 7 н. Суханов5. Из «Записок о революции»
- Документ № 8 в. Ленин. Из статьи «Марксизм и восстание»
- Документ № 9 Из Телеграммы генерала Корнилова6 б. Савинкову7
- Документ № 10 а. Керенский8. Из обращения к народу
- Документ № 11 Ответ генерала Корнилова на телеграмму Керенского
- Документ № 12 в. Ленин. Из письма в цк, мк, пк и членам Советов Питера и Москвы, большевикам
- Документ № 13 Из интервью нефтепромышленника с. Лианозова американскому журналисту Джону Риду
- Документ № 14 ф. Дан9. Из мемуаров «к истории последних дней временного правительства»
- Документ № 15 н. Суханов о II съезде Советов
- Документ № 16 Зинаида Гиппиус «Веселье»
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 из декрета снк «о красном терроре»
- Документ № 3 из сообщения снк «ко всем трудящимся и эксплуатируемым" (об объявлении кадетской партии партией врагов народа)
- Документ № 4 а. Деникин1. Из "наказа" представителям добровольческой армии о целях ее борьбы
- Документ № 5 из резолюции IX съезда партии эсеров "о прекращении вооруженной борьбы против большевиков"
- Документ № 6 из Декрета вцик "о предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими"
- Документ № 7 Из «обращения к питерским рабочим об организации продовольственных отрядов»
- Документ № 8 Из декрета вцик «об организации и снабжении деревенской бедноты»
- Документ № 9 Из декрета снк «о разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства»
- Документ № 10 из декрета вцик «о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»
- Документ № 11 из декрета снк «об обмене»
- Документ № 12 из наказа снк о проведении в жизнь начал новой экономической политики
- Документ № 13 в. Ленин. Из доклада «новая экономическая политика и задачи политпросветов»
- Примечание
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из резолюции хv конференции вкп (б). «о хозяйственном положении страны и задачах партии»
- Документ № 3 Из доклада Госплана ссср на V съезде президиумов госпланов союзных республик. «Основные проблемы пятилетнего плана ссср на 1928/29 - 1932/33 гг.»
- Документ № 4 Из воспоминаний строителей первых пятилеток, очевидцев
- Документ № 5 Из резолюции пленума цк и цкк вкп (б)
- Документ № 6 о плановых показателях в промышленности и их выполнении по первой пятилетке
- Документ № 7 Из протокола заседания Политбюро цк вкп (б)
- Документ № 8 Из обзора писем, поступивших в газету "Правда"
- Документ № 9 Из «политического отчета цк XVI-му съезду вкп (б)»
- Документ № 10 Из Постановления парткома шахты "Центральная - Ирмино"
- Документ № 11 Из размышлений и писем рабочих
- Документ № 12 Из материалов хviii съезда вкп (б)
- Документ № 13 Промышленность в годы второй пятилетки (1933 - 1937)
- Документ № 14 Соотношение производства ряда видов продукции в ссср и крупнейших капиталистических странах
- Документ № 15 Из материалов хv съезда вкп (б)
- Документ № 16 и. Сталин1. Из выступления на пленуме цк
- Документ № 17 и. Сталин. Из статьи «Год великого перелома» к хii годовщине Октября
- Документ № 18 Из постановления цк вкп (б) "о темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству"
- Документ № 19 Из постановления цк вкп (б) "о мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации". Совершенно секретно
- Документ № 20 Из писем крестьян
- Документ № 21 Из Письма писателя м. Шолохова и. Сталину о хлебозаготовках на Дону
- Документ № 22 и. Сталин. Из статьи «Головокружение от успехов»
- Документ № 23 Из воспоминаний о коллективизации в Белоруссии
- Документ № 24 Динамика роста крестьянских хозяйств, объединенных в колхозы
- Документ № 25 Сельское хозяйство в первой пятилетке
- Документ № 26 Экономические потери от коллективизации
- Документ № 27 Из воспоминаний очевидца голода на Украине
- Документ № 28 и. Сталин. Из речи «о работе в деревне»
- Примечание
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из Платформы «Союза марксистов-ленинцев» («Группы м. Рютина2»)
- Документ № 3 н. Бухарин3. Из Предсмертного обращения «Будущему поколению руководителей партии»
- Документ № 4 а. Солженицын4. Из книги «Архипелаг гулаг»
- Документ № 5 ф. Раскольников. Из «Мемуаров»
- Документ № 6 л. Троцкий5. Из статьи «Сверх-Борджиа в Кремле»
- Документ № 7 л. Троцкий. Из статьи «Иосиф Сталин. Опыт характеристики»
- Документ № 8 Из Письма учительницы м. Николаевой н.С. Хрущеву6
- Документ № 9 Из репортажа писателя Габриэля Гарсиа Маркеса о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве
- Документ № 10 Из Письма патриарха Алексия г. Карпову
- Документ № 11 Из «обращения крымско-татарского народа к XXIII съезду кпсс»
- Документ № 12 Из письма правозащитника генерала п.Г. Григоренко участникам Будапештского совещания коммунистических и рабочих партий Европы
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Тема XII вторая мировая война (1939 – 1945 гг.)
- Документ № 1 Из «Договора о ненападении между Германией и ссср»
- Документ № 2 секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении
- Документ № 3 н. Хрущев. Из «мемуаров»
- Документ № 4 и. Сталин. Из выступления по радио
- Документ № 5 Из Пакта трех держав
- Документ № 6 из директивы № 21 ставки фюрера. План ''барбаросса"
- I. Общий замысел
- Документ № 7 из докладов советских военачальников на совещании высшего командного состава красной армии
- Документ № 8 Из «ОпровержениЯ тасс»
- Документ № 9 из директивы наркомата обороны и генерального штаба военным советам приграничных военных округов
- Документ № 10 Из соглашения между правительствами ссср и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии
- Документ № 11 Из «Атлантической хартии» Англии и сша
- Документ № 12 и. Сталин. Из личного послания у. Черчиллю о необходимости создания на западе фронта против германии
- Документ № 13 ленд-лиз в цифрах
- Документ № 14 Из документов Тегеранской конференции глав ссср, сша, Великобритании
- Документ № 15 Из документов Крымской конференции глав ссср, сша, Великобритании
- Документ № 16 Из документов Потсдамской конференции глав ссср, сша и Великобритании
- Документ № 17 Из Потсдамской декларации сша, Великобритании и Китая
- Документ № 18 людские потери на советско-германском фронте в 1941-1945 гг.
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Тема XIII ссср после второй мировой войны (1945 – 1985 гг.)
- Документ № 1 у. Черчилль1. Из речи в Вестминстерском колледже
- Документ № 2 и. Сталин. Из интервью корреспонденту "Правды" о речи у. Черчилля в Фултоне
- Документ № 3 Из директивы Совета национальной безопасности сша № 20/1 «Цели сша в отношении России»
- Документ № 4 Из решениЯ сессии сэв об отношениях с Югославией
- Документ № 5 в. Фомин, военный историк. Из воспоминаний о венгерских событиях 1956 г.
- Документ № 6 из послания президента сша дж. Кеннеди председателю совета министров ссср н.С. Хрущеву
- Документ № 7 Из послания н. ХрущевА Президенту сша Дж. Кеннеди
- Документ № 8 из заявления тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Документ № 9 из Программы мира ссср на 1970-е гг.
- Документ № 10 Из Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Документ № 11 л. Брежнев2. Из ответов на вопросы корреспондента газеты «Правда» о вводе советских войск в Афганистан
- Документ № 12 Из материалов документальных сборников. Засуха и голод 1946 г.
- Документ № 13 а. Жданов3. Из доклада «о журналах "звезда" и "ленинград"»
- Документ № 14 н. Хрущев. Из доклада хх съезду кпсс "о культе личности и его последствиях"
- Документ № 15 указ президиума верховного совета ссср "о снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период великой отечественной войны"
- Документ № 16 Из записки заведующего отделом пропаганды и агитации цк кпсс по рсфср в.И. Степакова в цк кпсс о судебном процессе в г. Новочеркасске
- Документ № 17 Реальные доходы рабочих промышленности ссср и сша в 1965 г.
- Документ № 18 Степень удовлетворения потребностей населения в продуктах питания в ссср за 1960 - 1975 гг.
- Документ № 19 Сопоставление временных интервалов по внедрению и распространению новой технологии в ссср и развитых капиталистических странах
- Документ № 20 Из конституции ссср
- Глава 1. Политическая система
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Тема XIV перестройка в ссср. Распад советского союза. (1985 – 1991 гг.)
- Документ № 1 м. С. Горбачев1. Из доклада на пленуме цк кпсс
- Документ № 2 из письма н. Андреевой, преподавателя вуза, в редакцию газеты «советская россия»
- Документ № 3 из резолюции XIX всесоюзной конференции кпсс «о гласности»
- Документ № 4 из писем и телеграмм трудящихся в цк кпсс
- Документ № 5 из заявления народных депутатов ссср – членов межрегиональной группы
- Документ № 6 м. Горбачев о новом мышлении в международной политике ссср
- Документ № 7 из выступления м. С. Горбачева в организации объединенных наций
- Документ № 8 из договора между ссср и сша о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности
- Документ № 9 из договора гдр, фрг, великобритании, сша, ссср и франции об окончательном урегулировании в отношении германии
- Документ № 10 из резолюции XIX всесоюзной конференции кпсс «о межнациональных отношениях»
- Документ № 11 из телевизионного выступления м. С. Горбачева об итогах работы над проектом нового союзного договора
- Документ № 12 заявление советского руководства об отставке президента м. С. Горбачева и о создании гкчп ссср
- Документ № 13 указ президента рсфср б. Н. Ельцина2 в связи с заявлением государственного комитета по чрезвычайному положению
- Документ № 14 из алма-атинской декларации глав независимых государств
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 из доклада первого заместителя председателя госкомимущества п. Мостового председателю государственной думы и. Рыбкину
- Документ № 3 из программы аграрной реформы в российской федерации на 1994 – 1995 гг.
- Документ № 4 из указа президента рф «о поэтапной конституционной реформе в российской федерации»
- Документ № 5 из постановления верховного совета российской федерации «о прекращении полномочий президента российской федерации ельцина б.Н.»
- Документ № 6 из конституции российской федерации
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Документ № 7 указ президета рф «о мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»
- Документ № 8 б. Ельцин. Из телеобращения к жителям россии
- Документ № 9 в. В. Путин1. Из послания федеральному собранию рф
- Документ № 10 в. Путин. Из выступления перед доверенными лицами
- Документ № 11 из решения об участии государств – участников снг в договоре между ссср и сша об ограничении системы противоракетной обороны (про)
- Документ № 12 из концепции национальной безопасности российской федерации
- Примечание
- Вопросы для самоконтроля:
- Основная литература
- Материалы для студентов заочного отделения по курсу “отечественная история”
- Контрольная работа № 1
- Планы семинарских занятий семинар 1 Россия и мировой исторический процесс
- Семинар 2 Реформы Петра I – первая попытка модернизации России по западноевропейской модели
- Семинар 3 Россия в XIX веке: судьба реформ
- Семинар 4 Россия в 1917 г.: борьба альтернатив цивилизационного развития, ее итоги, последствия
- Семинар 5 Тоталитаризм в ссср (30-80-е гг. XX века)
- Темы контрольных работ
- Тема 1 Россия и мировой исторический процесс
- Тема 2 Раннефеодальное государство Киевская Русь
- Тема з Русь между Востоком и Западом (XIII - XV века)
- Тема 4 Формирование централизованного государства
- Тема 5 Первые этическо-правовые документы российской государственности
- Тема 6 Россия в XVI - XVII веках. От позднего средневековья к Новому времени
- XVIII век - первые попытки модернизации России по западноевропейской модели
- Тема 8 «Просвещенный абсолютизм» в России
- Тема 9 Россия в XIX веке: судьба реформ
- Тема 10 Общественно-политические доктрины и движения в XIX - начале XX веков в России
- Тема 11 Формирование политических партий в России, их программы и деятельность в начале XX века
- Тема 12 Россия на рубеже XIX - XX веков и в начале XX века
- Тема 13 Россия в годы первой мировой войны
- Тема 14 Октябрь 1917 г. И проблемы цивилизационного раскола российского общества
- Тема 15 Россия-ссср после первой мировой и гражданской войн (20-е гг. XX века)
- Тема 16 Политика «большого скачка» в ссср (конец 20-х - конец 30-х гг. XX века)
- Тема 17 ссср в годы второй мировой войны
- Тема 18 ссср после второй мировой войны (1945—1985 гг.)
- Тема 19 ссср - Россия на новом этапе мирового цивилизационного развития
- Тема 20 Постперестройка: смена модели политического и экономического развития России (90-е гг. Хх века – начало XXI века)
- Примерные вопросы для экзамена