logo
Бердинских В

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные этапы закрепощения крестьян в XVI — XVII вв.?

2. Что такое опричнина, ее сущность и последствия?

3. Кризис власти в конце XVI вв.: причины, сущность, последствия.

4. Каковы изменения геополитического положения России в XVI — XVII вв.?

5. Как вы понимаете термин “сословно-представительная монархия”?

6. Феномен самозванца в России: причины и последствия.

7. Каково влияние церковной реформы XVII в. на социальную, политическую, культурную сферы жизни России?

Литература

Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. — М., 1989.

Вернадский Г.В. Начертание русской истории. — М., 2002.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. — М., 1992.

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 1964.

История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в.: Биографическая энциклопедия. — М., 1993.

Скрынников Р.Г. Григорий Отрепьев. — Новосибирск, 1990.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный. — М., 1976.

Раздел II. РОССИЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Лекция 1. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Реформы Петра I и начало модернизации российского общества. – Эпоха дворцовых переворотов – «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. – Военно-полицейский режим Павла I.

Реформы Петра I и начало модернизации Российского общества

В первой четверти XVIII в. в России происходят кардинальные изменения всех сторон общественной жизни. Главная цель изменений – усиление военной и экономической мощи страны, включение России в число ведущих мировых держав. Своеобразие российской модернизации данного периода заключалось в огромной роли субъективного фактора. Масштаб, темп и степень радикальности преобразований задавались одним человеком – Петром I. Успех реформ во многом зависел от его воли, энергии и настойчивости.

Петр I, безусловно, является одним из наиболее талантливых, разнообразно одаренных и популярных руководителей российского государства. Очень высокий (рост – 2 метра 4 сантиметра), физически сильный, решительный и властный, он, в то же время, был человеком с весьма слабой нервной системой. Подобно Ивану IV, Петр остался без отца в возрасте трёх лет. Десятилетним мальчиком, в 1682 г. он провозглашается царём, но это событие омрачается стрелецким бунтом. На глазах совсем юного Петра зверски убивают боярина А. С. Матвеева и других царедворцев. По мнению ряда исследователей, пережитый шок стал причиной периодически случавшихся у Петра нервных припадков.

До 1696 г. Петр I правил совместно со своим болезненным братом Иваном V, причем до 1689 г. братья-соправители не имели реальной власти и находились в зависимости от старшей сестры – царевны Софьи. В 1689 г. Петр с помощью своих «потешных» полков отстраняет Софью от власти и фактически становится полновластным хозяином страны, поскольку Иван V не принимал участие в государственной деятельности.

Решительное отрицание Петром традиционных ценностей Московской Руси и его стремление усилить Россию за счет активного заимствования достижений западноевропейской цивилизации стали весьма существенными факторами реформ.

Ещё одна особенность реформ начала XVIII в. состояла в том, что они проводились в условиях военного времени. Северная война (1700 – 1721 гг.) стала огромным потрясением для России, потребовала мобилизации всех ресурсов страны.

Возможность для начала борьбы за Балтийское побережье Россия получила в результате успеха второго Азовского похода (1696 г.) и заключения в 1700 г. 30-летнего перемирия с Османской империей. Для борьбы со Швецией был создан Северный союз в составе России, Дании и Саксонии. Наличие союзников, несмотря на их относительную слабость и ненадежность, стало важнейшей предпосылкой успеха России в Северной войне. Восстановление боеспособности русской армии после разгрома под Нарвой в ноябре 1700 г. стало возможным лишь потому, что шведский король Карл XII не попытался развить свой успех и направил войска против саксонского курфюрста и польского короля Августа II. В течение 1701 – 1707 гг. основные силы шведской армии вели боевые действия в Литве, Польше и Саксонии. В результате, Россия получила время для формирования новой армии.

Основой комплектования вооруженных сил становятся введённые ещё в 1699 г. принудительные наборы «даточных людей» из крестьян и посадских людей, с 1705 г. получившие названия рекрутских наборов. В наиболее тяжёлые годы войны сельские и посадские общины должны были поставлять одного рекрута от 20 дворов, а с 1715 г. – от 75 дворов. Служба в армии была пожизненной. В результате, численность российских вооруженных сил увеличилась с 40 тыс. человек в 1700 г. до 113 тыс. в 1708 г., а к 1725 г. – до 130 тыс. человек (не считая 74 тыс. солдат гарнизонных полков и около 80 тыс. воинов нерегулярных частей).

Одновременно с количественным ростом армии резко активизировалась работа по повышению боевой подготовки и ужесточению воинской дисциплины. Создавалась единообразная система правил обучения солдат и их поведения в бою, окончательно законодательно закреплённая в 1716 г. в «Уставе воинском». Пристальное внимание уделялось подготовке квалифицированных офицерских кадров из числа русских дворян. В 1701 г. были созданы первые специализированные учебные заведения с военно-техническим уклоном: артиллерийская и навигацкая школы.

Сразу после поражения под Нарвой была развёрнута масштабная деятельность по обеспечению армии качественным вооружением, прежде всего артиллерией. С этой целью форсированными темпами создавались новые металлургические мануфактуры. Важнейшим условием победы в Северной войне являлось создание мощных военно-морских сил. С 1702 г. началось строительство кораблей балтийского флота.

На протяжении 1702 – 1705 гг. русская армия приобретала необходимый боевой опыт, захватывая шведские крепости в бассейне Невы и восточной Прибалтике. 16 мая 1703 г. в устье Невы была заложена Петропавловская крепость, ставшая основой будущего Санкт-Петербурга. Как и все прочие масштабные мероприятия данного периода, строительство Петербурга велось необычайно быстрыми темпами. Специального указа о переносе столицы из Москвы в Петербург не было, но, по мнению большинства исследователей, Санкт-Петербург стал новой столицей России в 1713 г., когда туда были переведены высшие государственные учреждения.

Решающие события Северной войны произошли в 1708 – 1709 гг. В первой половине 1708 г. главные силы шведских войск овладели Белоруссией и двинулись на Украину. Карл XII рассчитывал спровоцировать подъём националистического антирусского движения на Украине и возлагал в этом плане большие надежды на изменившего Петру гетмана Мазепу. Однако подавляющее большинство украинского народа осталось верным союзу с Россией.

28 сентября 1708 г. в сражении у деревни Лесной был разбит корпус генерала Левенгаупта, направлявшийся на соединение с основными силами Карла XII. Генеральное сражение Северной войны состоялось 27 июня 1709 г. под Полтавой. Безоговорочная победа русской армии в полтавском сражении стала ярким свидетельством резко возросшей военной мощи России. Армия Карла XII была практически полностью уничтожена. Потери шведов составили около 9 тыс. человек убитыми и около 3 тыс. пленными. Оставшиеся обратились в бегство, но спустя 3 дня также были вынуждены сдаться в плен. От преследования смог уйти лишь небольшой отряд главе с самим Карлом XII, который скрылся в турецких владениях.

Победа под Полтавой резко изменила ход войны. Отныне боевые действия велись за пределами России. В 1710 г. были полностью освобождены от шведов Эстляндия, Лифляндия и Карелия. С 1712 г. театр военных действий переместился на территорию Померании (северная Польша), а с 1713 г. – в Финляндию.

В 1714 г. состоялось крупное морское сражение у мыса Гангут, в ходе которого были взяты на абордаж 10 шведских кораблей. Абордажная тактика принесла успех и во втором серьёзном морском сражении Северной войны, состоявшемся в 1720 г. у острова Гренгам. Победы на море позволили Петру I проводить успешные десантные операции непосредственно на территории Швеции.

К 1721 г. Швеция исчерпала ресурсы для продолжения войны. 30 августа 1721 г. в финском городе Ништадте был заключен мирный договор между Россией и Швецией. В состав России входили Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия и часть Карелии. Ништадтский мир качественно изменил положение России в системе международных отношений, серьёзно упрочил её геополитические позиции.

Северная война потребовала не только преобразования армии, но и вызвала необходимость реформирования всего государственного аппарата, а также серьёзной корректировки социально-экономической политики. Старые государственные структуры были не в состоянии решать масштабные организационные задачи, в изобилии возникавшие в годы войны. Необходимость мобилизации всех ресурсов страны привела к резкому усилению самодержавной власти. Абсолютизм, начавший складываться в России еще во второй половине XVII в., окончательно утвердился именно в эпоху Петра Великого. Основные черты петровского абсолютизма:

1. Сосредоточение монархом высшей законодательной, исполнительной, судебной, военной и церковной власти.

2. Главная опора власти монарха – бюрократический аппарат и регулярная армия.

3. Социальная база абсолютизма – дворянское сословие.

4. Государство носит полицейский характер, т.е. стремится всесторонне регламентировать жизнь подданных. С этим связано обилие юридических актов, принимаемых по любому поводу.

Утверждение абсолютизма в России первой четверти XVIII в. стало результатом радикального реформирования всех звеньев государственного аппарата. В области высшей власти и центрального управления произошли следующие преобразования:

1. Изменение титула главы государства, который с 1721 г. стал официально именоваться императором.

2. Изменение порядка престолонаследия. По указу 1722 г. назначение наследника полностью зависело от воли императора, престол передавался по завещанию императора.

3. Упразднение Боярской Думы и создание Правительствующего Сената в 1711 г. В отличие от Думы, Сенат не обладал законодательными полномочиями и состоял только из лиц, назначенных императором. Важнейшими функциями Сената являлись: разработка и обсуждение законопроектов, издание подзаконных актов, контроль за центральными и местными управленческими учреждениями, рассмотрение судебных апелляций, подбор кадров высших чиновников.

4. Ликвидация патриаршества и создание в 1721 г. нового высшего органа церковного управления – Святейшего Синода. Синод решал организационные, кадровые, финансовые, хозяйственные вопросы русской православной церкви, ведал церковными учебными заведениями, был высшим судебным органом для рассмотрения преступлений против религии и церкви. Синод был организован по коллегиальному принципу, состоял из церковных иерархов и светских чиновников, назначенных императором. Во главе Синода находился президент (духовное лицо), но его деятельность жестко контролировалась обер-прокурором (светским чиновником). Данная реформа окончательно закрепила господство государства над церковью.

5. Ликвидация системы приказов и создание коллегий (1717 – 1721 гг.). Особенности функционирования коллегий состояли в следующем:

Строгий порядок делопроизводства, четко определенные штаты и функции всех категорий чиновников на основе «Генерального регламента» (1720 г.) и регламентов коллегий;

Четкое разделение сфер компетенции между коллегиями;

Принятие управленческих решений большинством голосов на заседании «присутствия» (совета высших чиновников коллегии).

Система коллегий к началу 20-х гг. XVIII в.

Наименование коллегии

Сфера компетенции

1.

Военная коллегия

Комплектование, вооружение, снабжение армии; суд над военнослужащими

2.

Адмиралтейская коллегия

Руководство флотом

3.

Коллегия иностранных дел

Руководство дипломатической деятельностью

4.

Камер-коллегия

Надзор за поступлением налогов

5.

Штатс-контор коллегия

Составление и исполнение расходной части бюджета

6.

Ревизион-коллегия

Финансовый контроль за расходованием бюджетных средств

7.

Берг-коллегия

Управление добывающей и металлургической промышленностью

8.

Мануфактур-коллегия

Управление легкой промышленностью

9.

Коммерц-коллегия

Руководство торговлей

10.

Юстиц-коллегия

Руководство местными судебными учреждениями

11.

Вотчинная коллегия

Решение земельных споров между помещиками

В 1720 г. на правах коллегии был создан Главный магистрат, руководивший органами городского самоуправления. Важную роль в системе центрального управления играли органы политического сыска – Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

Административные реформы, безусловно, повысили эффективность государственного аппарата. В то же время, реформирование органов центрального управления носило непоследовательный характер:

1. Отсутствовало централизованное управление рядом отраслей – полицией, образованием, медициной, почтой и т.д.

2. Большинство коллегий совмещали административные и судебные функции.

3. Не все коллегии были организованы по отраслевому принципу. Вотчинная коллегия и Главный магистрат созданы по сословному принципу.

Система местного управления в годы правления Петра I перенесла несколько реорганизаций. Первоначально в 1699 г. в городах были созданы бурмистерские палаты, которые ведали сбором налогов и городским управлением. Состав бурмистерских палат избирался местным купечеством. В 1720 г. органы городского самоуправления были переименованы в городовые магистраты. Данные учреждения обладали не только административными, но и судебными полномочиями по отношению к городскому населению.

В 1708 – 1710 гг. была проведена первая губернская реформа. Вся территория страны была разделена на 8 губерний (Московскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Петербургскую, Киевскую, Азовскую и Сибирскую). В 1713 – 1714 гг. были созданы ещё 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). Губернии делились на провинции, а те – на уезды. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, который обладал всей полнотой власти.

В 1719 г. состоялась вторая губернская реформа, по которой полномочия губернаторов были сильно урезаны. Отныне губернатор сохранил за собой лишь командование войсками, расквартированными на территории губернии и власть в губернском городе. Главную роль в местном управлении получили воеводы, руководившие провинциями и напрямую подчинённые центральной власти.

Важным элементом государственного механизма стали надзорные органы. Гласный надзор за законностью деятельности государственных учреждений осуществляли прокуроры, подчинявшиеся генерал – прокурору Сената. Тайный надзор был функцией фискалов. Фискалы получали половину штрафа, наложенного на обличенных ими лиц.

Расширение функций государственного управления привело к значительному росту чиновничьих должностей, в результате чего возникла необходимость их систематизации. С этой целью в 1722 г издается «Табель о рангах», которая устанавливает иерархическую систему чинов из 14 классов на военной, статской (гражданской) и придворной службе. Такая иерархия должна была, с одной стороны, способствовать укреплению дисциплины и субординации при взаимодействии должностных лиц, а с другой – быть стимулом для последовательного карьерного роста каждого чиновника в соответствии с его способностями и заслугами.

Кроме того, «Табель о рангах» имела важное социальное значение, поскольку она открывала возможности для расширения дворянского сословия за счет наиболее активных и одаренных представителей непривилегированных слоев населения. Получение чина низшего, XIV класса на военной службе (фендрик или прапорщик) давало потомственное дворянство. На гражданской службе выходцы из низших слоев, став чиновниками XIV класса (коллежский регистратор) приобретали личное дворянство, а дослужив до VIII класса (коллежский асессор) – потомственное дворянство.

Социальная политика Петра I была направлена на полное подчинение государству всех сословий, в том числе дворян. 90 % русских дворян являлись малоземельными, в том числе 60 % помещиков имели не более 20 крепостных душ. Экономическая слабость обусловила огромную зависимость основной массы дворянства от государства. В годы правления Петра I служба дворян в государственных учреждениях (военных или гражданских) являлась обязательной и пожизненной, а попытка уклониться от неё каралась конфискацией имения.

Стремясь предотвратить дальнейшее измельчание имений, Петр I в 1714 г. издает «Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ», известный как указ о единонаследии. Согласно указу все земельные владения дворянина должны были передаваться только одному наследнику. Дворянство встретило это требование резко негативно и добилось после смерти Петра его отмены. Однако указ о единонаследии все же стал одним из важнейших законодательных актов первой четверти XVIII в., т.к. окончательно уравнял статус поместья со статусом вотчины.

Государственная политика по отношению к крестьянам заключалась в резком усилении налогового бремени и ужесточении полицейского надзора за передвижением всех категорий крестьянства. В 1718–1724 гг. была проведена перепись населения, которая позволила изменить систему налогообложения. Прежде единицей обложения был крестьянский или посадский двор (т.е., семья). Независимо от количественного состава каждый двор был обязан вносить в казну одинаковую фиксированнную сумму. В 1724 г. единицей налогообложения становится так называемая «ревизская душа». Отныне чем больше лиц мужского пола (от грудных младенцев до стариков) было в семье, тем большую сумму она платила. Помещичьи крестьяне должны были ежегодно уплачивать в казну по 74 копейки с «души», а государственные крестьяне и посадские люди – по 1 рублю 14 копеек. В целом, это привело к увеличению налоговых поступлений в бюджет в три раза.

С 1724 г. вводится паспортная система. Русские паспорта XVIII в. являлись официальными документами, разрешавшими представителям низших сословий покидать места постоянного жительства на срок до трех лет. С помощью паспортной системы была окончательно ликвидирована свобода передвижения крестьян по стране. Также были ужесточены репрессивные меры для борьбы с бегством крепостных. По указу 1721 г. сумма штрафа за укрывательство беглого была увеличена в 10 раз (с 10 до 100 рублей).

Основными тенденциями экономического развития России в петровскую эпоху являлись рост мануфактурного производства и расширение объемов внешней торговли. В годы Северной войны создателем подавляющего большинства мануфактур являлось государство. Практически все крупные предприятия производили военную продукцию (оружие, боеприпасы, военную форму, корабельные паруса и т.п.). Ситуация изменилась в 1720-е гг., когда основными учредителями мануфактур становятся частные лица и начинается производство товаров широкого потребления.

Существенную поддержку частным промышленникам оказывало государство. Берг и мануфактур коллегии предоставляли предпринимателям льготные кредиты, вербовали иностранных специалистов, организовывали обучение за рубежом. В 1721 г. частные владельцы мануфактур получили право покупать крепостных, которые закреплялись за предприятием, а не за личностью владельца. Впоследствии такая категория крепостных стала именоваться посессионными крестьянами.

Среди исследователей нет единого мнения об общем количестве мануфактур в России первой четверти XVIII в. По одним оценкам, число мануфактур за годы правления Петра I увеличилось в 5 раз (с 30 до 180 крупных предприятий), по другим – в 7-8 раз (с 12-15 до 100). В любом случае промышленный рост был весьма впечатляющим. Наибольших успехов добилась металлургия. К концу царствования Петра Великого Россия вышла на третье место в Европе по производству черных металлов, полностью удовлетворяла внутренние потребности в железе и чугуне и начала продавать их за границу.

Как и в XVII в., в эпоху Петра I ключевую роль во внешней торговле играло государство, которому принадлежала монополия на значительную часть предметов экспорта. Петр I являлся сторонником теории меркантилизма, согласно которой следовало стремиться к превышению экспорта над импортом. Принятый в 1724 г. таможенный тариф установил очень высокие пошлины (75 %) на те импортные изделия, которые могла производить отечественная промышленность. В результате ввоз таких товаров из-за границы становился невыгодным и продукция российского производства безраздельно господствовала на внутреннем рынке.

Наиболее радикальный характер носили петровские преобразования в сфере культуры. К концу XVII в. в стране существовало лишь три учебных заведения, причем все они были расположены в Москве: Славяно-греко-латинская академия, школа при Заиконоспасском монастыре и школа при Печатном дворе. В первой четверти XVIII в. создается сеть низших учебных заведений. В каждой провинции открывались цифирные школы для дворян, епархиальные – для детей духовенства и гарнизонные – для солдатских детей. Огромное значение имело введение обязательного начального обучения для дворянских детей. По указу 1714 г. неграмотным дворянам запрещалось жениться.

В петровскую эпоху произошло зарождение отечественной науки. Естественно, что первыми учеными были специально приглашенные иностранцы, среди которых встречались выдающиеся специалисты, такие как математик Н. Бернулли, географ Д. Мессершмидт, астроном И. Делиль и др. В 1725 г. была открыта Петербургская Академия наук.

Грандиозные преобразования произошли в дворянском быте. Их радикальность состояла не столько в изменении внешнего облика дворянина (обязанности бриться и носить европейскую одежду), сколько в смене мировоззренческих установок и жизненных ориентиров. Многое из того, что ранее было строжайше запрещено, отныне приветствовалось. Например, по Соборному Уложению 1649 г. за курение табака рвали ноздри, а Петр I курение активно пропагандировал. Одной из обязанностей хозяина дома, в котором проходила ассамблея, было обеспечение гостей табаком и курительными трубками.

Менталитет господствующего сословия постепенно начал трансформироваться в сторону европеизации. Западные ценности, мода, стиль жизни становились образцом для нового поколения русских дворян, получивших образование в цифирных школах и воспитанных в духе «Юности честного зерцала». В итоге произошел цивилизационный раскол русского общества, углублявшийся с каждым десятилетием. Быт и жизненные установки подавляющего большинства русских людей, прежде всего крестьян, принципиально не изменились. Деревенская Россия продолжала жить по принципам «Домостроя». В то же время, дворянство, чиновничество, образованная часть горожан (в общей сложности они не превышали 5 % населения страны) развивались в русле западной культуры.

Петровские реформы разрушили мировоззренческое единство «верхов» и «низов» общества, с определенными оговорками существовавшее в Московской Руси и являвшееся в то время важным фактором социальной стабильности. На протяжении XVIII – начала ХХ веков цивилизационный раскол еще более обострял и углублял противоречия и конфликты в русском обществе, вызывавшиеся социально – экономическими причинами.