logo
Бердинских В

Возвышение Москвы. Дмитрий Донской

Верную и взвешенную политику, ориентированную на сотрудничество с тата­рами и военный отпор агрессии с Запада, проводил новгородский и владимир­ский князь Александр Невский — национальный русский герой. Его преемники московские — Даниловичи (потомки сына Александра — Даниила) и тверские Ярославичи (от брата Александра — Ярослава) сумели понять общенациональ­ные интересы страны и пытались их решать, хотя и по-разному. Тверские кня­зья первыми поднялись на вооруженную борьбу с татарами и потерпели пора­жение. Московские князья, подавив с помощью татар антиордынское восста­ние в Твери (1327 г.), получили ярлык на великое Владимирское княжение и стали главными сборщиками дани для Орды. Москва стремилась и, как правило, успешно к “тишине” — прекращению внутренних войн и татарских карательных набегов. Быстрое усиление Москвы, начавшееся при Иване Кали­те (1325 — 1340), заложившем основы ее будущего величия, сделало это кня­жество самым сильным и богатым на Руси. Его стали поддерживать боярство и церковь. Митрополиты сделали Москву (во многом благодаря глубокой религи­озности Калиты) своим постоянным местопребыванием.

Причины усиления Москвы были следующие. 1) Выгодное географичес­кое положение в центре транзитных торговых путей с севера на юг (из Новго­рода в Рязань) и переселенческих потоков из Киевского Приднепровья в бас­сейн Волги и Оки. 2) Защищенность от нашествий врагов другими русскими княжествами и землями. С севера, запада и юга от немцев, литовцев и татар Москву прикрывали Новгород, Тверь и Рязань. В связи с этим население окраин охотно переселялось сюда. 3) Личные свойства и политика московских князей. Как курочка по зернышку клюет, так и московские князья-скопидомы неутомимо, по­тихоньку расширяли свой удел, заботливо округляли свои владения путем “при­купов”. Обеспечив себя поддержкой Орды благодаря титулу великого князя Владимирского (ярлык на это был в их руках с 1328 г.), они еще при Иване Калите добились права самим собирать “ордынский выход” (дань для татар) со всех русских земель. Таким образом, все княжества оказались поставленными в подчиненное по­ложение к Москве при таком порядке вещей. Одновременно шел быстрый рост финансовой мощи Москвы, использовавшей для своих целей часть общерусской дани. 4) Целенаправленную политику такого рода уда­лось сохранить неизменной в течение нескольких поколений. Как метко писал историк С. М. Соловьев, “все они похожи друг на друга; в их бесстрастных ликах трудно уловить историку характеристические черты каждого; все они заняты одной думою, все идут по одному пути, идут медленно, осторожно, но постоянно, неуклонно; каждый ступает шаг вперед перед своим предшествен­ником, каждый приготовляет для своего преемника возможность ступить еще шаг вперед”. Такая устойчивость программы, терпение и настойчивость в течение 6 поколений (от Даниила, сына Александра Невского, умершего в 1303 г., до Василия Темного, умершего в 1462 г.) закономерно увенчались ус­пехом. 5) Поддержка церкви, открыто ставшей на сторону Москвы, сыграла важную роль. Православная церковь была мощной объединяющей и цементирующей силой для всего русского народа. Москва — местопребыва­ние общерусских митрополитов с начала XIV в. 6) Нужно помнить, что в XIV в. и в Золотой Орде набирает силу процесс феодальной раздробленности, она серьезно слабеет.

Вторая половина XIV в. — время затяжного политического кризиса Золо­той Орды. Распад Монгольской империи (1370), внутренние усобицы в борьбе за ханский престол в Сарае (за 20 с небольшим лет там сменилось 20 ханов) — все это создало условия князю Дмитрию Донскому (1359 — 1389) для формирования сильного антиордынского союза русских князей. Символом нового положения Москвы стал отказ князя Дмитрия от уплаты дани Орде и строительство мощной белокаменной крепости в Москве. Орда, расколотая на две части, — в западной утвердился темник (военачальник) Мамай (не чингисид), а в восточной, благодаря поддержке Тамерлана, хан Тохтамыш, — остро нуждалась в ресурсах Руси и попыталась восстановить свою власть над ней. В 1380 г. хан Мамай решил вначале подчинить Русь, а затем ударить по со­пернику Тохтамышу.

Князь Дмитрий собрал войска со всей северо-восточной Руси. Большую поддержку ему оказала церковь с ее единой национальной церковной структурой и вероучением, направленным на единение русского народа. Зародившееся в эту эпоху великорусское национальное сознание от­лилось в художественные формы православия. Троицкий игумен Сергий Радо­нежский, обнявший своим нравственным авторитетом всю Русь, благословил князя Дмитрия на Куликовскую битву. Эта битва стала первой победой Руси над главными силами Орды. Значение ее трудно переоценить. После этой бит­вы объединение Руси вокруг Москвы и окончательное падение власти Орды над Русью стало лишь вопросом времени. Впрочем, процесс этот растянулся надолго. В 1382 г. уничтоживший власть Мамая хан Тохтамыш сжег Москву и заставил князей вновь платить себе дань. Но Дмитрий Донской и его преем­ники передавали свою власть и княжение уже по наследству, как свою вотчи­ну. Москва стала главным городом Руси. Спор Москвы и Твери был решен в пользу Москвы.