logo
Бердинских В

Либеральные реформы Александра I

До Отечественной войны 1812 г. внутренняя политика Александра I носила либеральный характер. Новый император действовал в соответствии с принципами «просвещенного абсолютизма». Александр I был первым русским императором, получившим блестящее образование под руководством лучших отечественных и зарубежных преподавателей. Природный ум в нем сочетался с изысканными манерами и умением нравиться окружающим.

Прекрасно понимая, к чему может привести пренебрежение интересами дворянства, Александр I сознательно стремился к популярности в среде господствующего сословия. Получив власть, он прежде всего отменил все ущемлявшие права дворян указы Павла I и возвратил из ссылки опальных вельмож, чиновников и офицеров. Однако этого было недостаточно для вывода российской государственности из серьезного кризиса, в котором она оказалась отнюдь не только по причине самодурства Павла I. Глубинные структурные социально-экономические изменения с неизбежностью подталкивали государственное руководство к проведению реформ.

Своеобразным «мозговым центром» реформ стал круг ближайших друзей Александра I, сформировавшийся еще в годы правления Павла I и получивший неофициальное название «негласный комитет». В состав «негласного комитета» вошли прекрасно образованные прозападно настроенные молодые аристократы А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. «Негласный комитет» должен был помочь Александру I в выявлении ключевых государственных проблем и определении путей их решения. Неопытный и нерешительный император первоначально нуждался в советах близких ему рационально мыслящих людей. Основные направления выработанных «негласным комитетом» проектов преобразований сводились к следующему:

- распространение просвещения,

- реорганизация государственного аппарата,

- постепенное смягчение и, в перспективе, отмена крепостного права,

- расширение прав и свобод всех сословий.

Для основной массы дворянства такие проекты были слишком радикальными. Понимая это, Александр I в 1803 г. распустил «негласный комитет», но не отбросил окончательно его наработки. Император продолжал избранный им либеральный курс, однако действовал крайне осторожно, с оглядкой на мнение придворных кругов.

При Александре I значительно возрос уровень интеллектуальной свободы в обществе. Были отменены запреты на создание частных типографий, чтение иностранных газет и журналов, значительно смягчена цензура. Наиболее последовательные преобразования были проведены в сфере образования:

- создана взаимосвязанная четырехуровневая система учебных заведений: приходские училища – уездные училища – гимназии – университеты,

- образовано 6 учебных округов, во главе которых находились университеты,

- установлено бесплатное обучение в низших учебных заведениях и – до 1819 г. – в гимназиях,

- право поступать в учебные заведения любого уровня предоставлено представителям всех сословий, за исключением крепостных,

- университеты получили автономию в организационном, учебно-методическом, хозяйственном и судебном отношении.

Александр I прекратил раздачи государственных крестьян частным владельцам. В 1801 г. купцы, мещане и государственные крестьяне получили право покупать земельные участки, тем самым была подорвана монополия дворянства на землевладение.

20 февраля 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», предоставлявший помещикам право по их доброй воле освобождать крепостных с землей за выкуп. Практический эффект от данного указа был ничтожным: за все время его действия (до 1858 г.) получили свободу только 1,5 % помещичьих крестьян. Однако, в начале XIX в. принимать какие-либо более радикальные решения по «крестьянскому вопросу» было невозможно. Как метко выразился А.И. Герцен, Александра I «всю жизнь преследовала тень убитого отца». Дворянство по-прежнему играло главную роль во внутренней политике, попытка отмены крепостного права была обречена на провал и грозила для императора потерей не только престола, но и жизни.

Одной из важнейших опор самодержавной власти в Российской империи являлся бюрократический аппарат. Однако эта опора сама нуждалась в укреплении, поскольку была поражена серьезными недугами, главными из которых являлись волокита и тотальная коррупция. В связи с этим, практически все самодержцы, правившие в России XIX в., были вынуждены проводить административные реформы.

Главной тенденцией административных преобразований Александра I являлось усиление централизации государственного управления. С этой целью в 1802 г. ликвидируется система коллегий и учреждаются министерства. Важнейшее отличие министерств от коллегий заключалось в принципе единоначалия: отныне все наиболее существенные управленческие решения в рамках соответствующей отрасли принималось лично министром, а не группой чиновников.

Первоначально было создано 8 министерств. Министерства иностранных дел, военное, морское, юстиции и коммерции стали правопреемниками соответствующих коллегий. Наибольшее значение приобрели министерства финансов и внутренних дел. Абсолютно новым для России управленческим учреждением стало министерство народного просвещения, руководившее системой образования. Окончательно формирование министерской системы завершилось в 1811 г., когда были четко определены функции министерств, их организационная структура и порядок деятельности.

В 1808 г. главным советников Александра I становится выдающийся российский государственный деятель М.М. Сперанский. Император поручил ему составить проект дальнейших преобразований. Итогом аналитической работы Сперанского стало «Введение к уложению государственных законов» (1809 г.), включавшее в себя следующие предложения:

все сословия должны получить гражданские права,

всех владельцев недвижимой собственности (из числа дворян, купцов, мещан и государственных крестьян) следует наделить политическими правами, заключающимися в возможности избирать депутатов представительных учреждений,

следует создать четырехуровневую систему выборных органов законодательной власти:

а) волостные думы,

б) окружные думы,

в) губернские думы,

г) Государственная Дума,

высшим государственным учреждением, контролирующим исполнительную, законодательную и судебную власть, должен стать Государственный Совет, состав которого назначается императором,

законы, одобренные Государственной Думой, должны рассматриваться Государственным Советом, а затем поступать на подпись к императору.

Этот проект вызвал сильное раздражение высших сановников, поэтому император не решился претворить его в жизнь. Был реализован лишь один пункт программы М.М. Сперанского: в 1810 г. образован Государственный Совет. В данном учреждении обсуждались разработанные в министерствах законопроекты. Принимаемые Государственным Советом постановления назывались «мнениями», причем отдельно указывались мнения большинства и меньшинства. Таким образом, императору предлагались два варианта решения, причем он был волен выбрать любой из них. В итоге, Государственный Совет никоим образом не ограничивал власть монарха. Но все же учреждение Государственного Совета способствовало совершенствованию законотворческой деятельности и потому носило прогрессивный характер.

6 августа 1809 г. по инициативе М.М. Сперанского был издан указ «О правилах производства в чины», по которому получить чин VIII класса (коллежский асессор) могли лишь лица, имеющие высшее образование или сдавшие экзамен в объеме университетского курса. Данный указ преследовал двоякую цель: во-первых, улучшить качественный состав среднего и высшего чиновничества и, во-вторых, уменьшить возможности для проникновения в дворянское сословие выходцев из непривилегированных слоев. Дело в том, что именно чин VIII класса давал право на потомственное дворянство. А поскольку доля выпускников университетов среди чиновников – недворян была ничтожна мала, то получение дворянства для абсолютного большинства из них становилось невозможным.

Данный указ, конечно, вызвал недовольство чиновничества. Но, поскольку он прежде всего затрагивал интересы наименее влиятельной части бюрократического аппарата, то к каким-либо серьезным политическим последствиям это недовольство не привело. Указ об экзаменах на чин действовал до 1834 г.

Период либеральных реформ начала XIX в. закончился в марте 1812 г., когда в результате придворных интриг был отправлен в ссылку М.М. Сперанский. А спустя три месяца, в июне 1812 г., началось наполеоновское нашествие, и вопросы внутренней политики отступили на второй план.