logo
Бердинских В

Примечания

1. Декабря в 3 день, в неделю – 3 декабря 1564 г., в воскресенье.

2. Марья – вторая жена Ивана IV Марья Темрюковна, дочь кабардинского князя.

3. Суды – здесь: сосуды; поставцы – посудные шкафы.

4. Иван IV взял с собою бояр, дворян, детей боярских, приказных людей, которых заранее «прибрал» «быти с ним» в опричнине.

5. С людми... со всем служебным нарядом – со своими военным слугами и в полном вооружении.

6. В Слободу – Александрову слободу (ныне г. Александров Владимирс­кой обл.), в 100 км от Москвы.

7. Приказные люди – дьяки и подьячие приказов и дворцового управления.

8. Имеются в виду годы «боярского правления» после смерти великого князя Василия Ивановича (1533 г.) в малолетство Ивана IV.

9. Сами потребят – сами уничтожат.

10. Принял на том – на нижеследующих условиях.

11. Опала своя класти (от опалять) – гнев, немилость с последствиями в виде отставки, ссылки, лишения чина и званий, а нередко и казни с конфискацией имущества.

12. Животы их и статки – все имущество без остатка.

13. Опришнина (от опричь, кроме) – особая часть.

14. Стольники, стряпчие, жильцы – разряды дворян «московского» чина, прямые царские слуги при его дворе.

15. Сытный, Кормовой, Хлебный «дворцы» ведали заготовкой разного рода съестных припасов на «обиход» царской семьи.

16. «Особные» стрельцы получили название «стремянных»: в конном строю они несли службу как бы у «стремени» царского коня.

17. Далее перечислены города и волости, вошедшие в опричнину в 1565 г.: Можайск, Вязьма, Козельск, Премышль, Белев, Лихвин, Суздаль, Шуя, Галич, Вологда, Чухлома, Балахна, Старая Руса, Устюг, Каргополь и др. В дальнейшем те­рритория опричных владений царя расширялась.

18. Общее число опричников (князей, бояр, дворян) за 1565–1572 гг. не превышало 4,5–5 тыс. человек, по другим данным, до 6 тыс. человек.

19. С одново – в одних межевых границах владений.

20. В то место – вместо конфискованных поместий и вотчин.

21. Чините по старине – как было до учреждения опричнины, в прежних органах управления.

22. «Земские» бояре и приказные люди ведали лишь текущим управлением, верховная же власть в государстве принадлежала царю, как и до введения опричнины.

23. В этом перечислении церковных владык не назван митрополит Афанасий, уклонившийся от одобрения мероприятий Ивана IV.