logo
Бердинских В

Россия в XVI веке

XVI век — время быстрого роста территории Российского государства, засе­ленного по-прежнему очень слабо. Плотность населения здесь — от 1 до 5 че­ловек на 1 кв. км (в Европе от 10 до 30 чел). Население Руси также меньше населения ведущих европейских держав (до 7 млн. чел.). Московская Русь в XVI в. поглотила в себя огромные территории европейского Севера (там центрами колонизации часто выступали монастыри), Урала и Сибири, степно­го “Дикого поля”, куда вслед за казаками тянулись и крестьяне-земледельцы. Наиболее беспокойный взрывоопасный элемент уходил из центра страны в поисках лучшей доли на окраины, и поэтому там обстановка была достаточно спокойна и стабильна.

Первая и важнейшая задача внешней политики московских государей в XVI в. — безопасность южных рубежей и защита страны от татарских набегов. После свержения татарского ига в 1480 г. наследниками Орды стали три татар­ских ханства: Казанское, Астраханское (более слабое) и Крымское. Стреми­тельные летние конные набеги степняков с разорением сотен сел и городов (причем нередко татары доходили до центра страны), гибелью тысяч и уведением в рабство многих тысяч русских людей — все это приносило огромный ущерб экономике страны и ее политическому статусу независимой державы.

Иван III еще в 1487 г. нанес мощный удар по Казани, поставив там, правда, ненадолго, зависимого от Москвы хана. Окончательно в 1552 г. Иван IV захватил Казань и присоединил территорию ханства к России. В 1556 г. была взята и присоединена к России Астрахань. Решение проблемы Крыма затяну­лось очень надолго. Крымские татары в своих, порой ежегодных, набегах несколько столетий терза­ли юг не только России, но и Речи Посполитой. Сами же, защищенные огромными безводными степями в Крыму, не только в XVI, но и в XVII — XVIII вв. оставались чаще всего недосягаемыми для русской сухопут­ной армии. Крымские ханы Гиреи, став вассалами Турции, получали от нее серьезную помощь и покровительство. Лишь в 1783 г. Крымское ханство было окончательно покорено русской армией.

Поэтому в XVI в. на юге России создается система мощных оборонитель­ных рубежей. Причем между мощными крепостями (Нижний Новгород, Коломна, Рязань, Тула, Орел, Калуга) устраивалась цепь легких городков, а также многометровых засечных черт (завалов из срубленных деревьев). В основе русской армии этой эпохи — дворянское ополчение.

Второе направление внешней политики России в XVI в. (да и далее) — это активное наступление на Прибалтику, борьба за выход к Балтийскому морю. Затяжная и изнурительная Ливонская война в 1558 — 1583 гг. — дело всей жизни Ивана Грозного — завершилась неудачей, истощив ресурсы всего государства. Решение этой задачи перед фронтом сплотившихся против Ивана IV Польши, Дании и Швеции оказалось России в XVI в. еще не по силам. Натиск на Запад, в преддверии системного кризиса Руси (близилась “Смута”), значительно ослаб.

Третье направление внешней политики Руси — восточное. Присоединение Поволжья создало предпосылки для успешного продвижения русских в Сибирь, которая привлекала громадными запасами пушнины. Основная инициатива здесь принадлежит не государству, а частным людям — купцам и казакам. Куп­цы и промышленники Строгановы обладали огромными финансовыми и людс­кими ресурсами, ссужали деньги даже царям. В Прикамье они владели огром­ными землями, строили крепости, содержали военные отряды. Соляные вар­ницы русского Севера и пушнина — главный источник их сказочных доходов.

В 1581 — 1582 гг. Строгановы снарядили за Урал (Камень) военную экспедицию казаков и своих ратников. Во главе отряда из 600 человек стал атаман Ермак Тимофеевич. Дойдя до Иртыша, Ермак сумел разгромить армию сибирского татарского хана Кучума и, заняв его столицу — Кашлык, стал собирать ясак (дань пушниной) с окрестных племен. Ермак вскоре погиб, но поставленные крепости в Сибири — Тюмень, Тобольск (центр управления Западной Сибирью), Томск — закрепили присоединение этих территорий и стали форпостом для даль­нейшего продвижения казачьих отрядов по речным системам на восток.

В XVI в. русскими религиозными деятелями была создана доктрина “Тре­тьего Рима”. Она возникла как переработка византийской идеи гармонии цер­кви и государства. Византийские писатели доказывали, что в средневековье центр христианства переместился из Рима в Константинополь — второй Рим. После захвата Византии турками Москва, по мнению русских идеологов, пре­вратилась в Третий Рим — единственный оплот истинной веры во всем мире. Притом четвертому Риму не быть никогда: с крахом Московского царства рух­нет и весь остальной мир. Коронация Ивана IV царем в 1547 г., принятие московским митрополитом сана патриарха в 1589 тесно связаны с идеологи­ей Третьего Рима. В XVI в. — эта доктрина вовсе не являлась обосно­ванием действий Москвы к увеличению своих владений и руководству всем хри­стианским миром. Основоположники ее просто верили в близкий конец света и приближение Страшного Суда, а потому пытались сохранить православное христианство в чистоте как последнее убежище.

С середины XVI в. политический строй в России — сословно-представительная монархия. Уже к царствованию Ивана Грозного страна была огромна по своей территории и ресурсам. Ее площадь составляла 2,8 млн. кв. км с населением примерно 6 млн. чел.

В течение XVI в. территория страны существенно выросла. Одновременно усиливается и централизация государственного устройства. Заметно возрастает в стране власть монарха. Не случайно Иван Грозный принимает титул царя.

Значительна в управлении и роль Боярской Думы. Но ее значение меняется: она в какой-то мере утрачивает свой сугубо аристократический характер. В нее входят по назначению царя думные бояре, дворяне, дьяки. Под руководством царя дума становится важным законодательным, судебным и административным органом в государстве. Характерна формула многих царских указов: «Царь указал, а бояре приговорили».

Важным органом сословно-представительной монархии России стали Земские Соборы – съезды представителей всех свободных сословий: бояр и дворян, духовенства, посадского люда. В этом отразился рост влияния в стране дворянства и городского населения (посадской верхушки). Соборы появились не по требованию сословий и не для ограничения царской власти, а по инициативе самих царей. Объективно они, естественно, несколько ограничивали власть царя, но зато существенно укрепляли стабильность в стране и упрочивали власть монархов.

Сословное представительство стало опорой монархии в эпоху династических кризисов (избрание царей на престол), войн или безвластия в период Смуты. Во второй половине XVII в. значение Земских Соборов падает. Это связано с процессом перехода от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной, в которой власть царя уже ничем не ограничена. С середины XVI до конца XVII в. прошло 57 соборов.

Так, при пресечении династии Рюриковичей именно Земский Собор 1598 г. избрал на царство Бориса Годунова. В 1613 г. новый Земский Собор объявил об избрании на царство Михаила Романова. Другие Земские Соборы решали вопросы мира и войны, присоединения новых земель, например, Украины, изменения законодательства.

Одним из самых широко известных Земских Соборов стал собор 1648 — 1649 гг. В июне 1648 г. (после череды городских восстаний) во дворец пришли московские дворяне и купцы, потребовавшие от царя созыва Земского Собора, чтобы ограничить продажность судей и создать ясное и понятное всем законодательство. Население страны было недовольно беззаконием и произволом чиновников и судей на местах. Многие указы и законодательные акты были противоречивы, неясны и запутаны. Царь Алексей Михайлович издал указ о проведении выборов в городах России и созыва в Москве Земского Собора.

Внутренняя политика Московского царства во многом определялась личностными качествами московских госу­дарей этой эпохи. Осторожный, но настойчивый Василий III (1505 — 1533) завер­шил дело своего отца по созданию Московской державы. Период боярских междоусобиц и феодальных распрей падает на годы малолетства Ивана IV. Если первая часть его самостоятельного правления (1547 — 1560) — это период консолидации общества, разумных реформ, укрепления государства и власти монарха, эпоха “Избранной рады” и Земских Соборов, то второй период его правления (1560 — 1584) — это время безумного террора внутри своего государ­ства, пиком которого стала опричнина — попытка полного сокрушения аристок­ратии и утверждения абсолютной власти монарха.

В борьбу с боярством Иван IV, человек психически не очень устойчивый, внес столько ненужной страсти, что, дойдя до пределов безумия и изуверства, превратил ее из государствен­ной акции в личную драму и трагедию целого сословия. Таких ужасов казней и репрессий, как при Грозном, Россия не знала со времен Батыя. Опричнина, чума и Ливонская война привели к вымиранию значительной части населения центра страны и разорению государства. Во многом именно благодаря этим факторам Россия к концу XVI в. оказалась на пороге тяжелейшего за всю ее историю кризиса, остро поставившего вопрос о независимости страны.