Замыслы индустриализации
XIV съезд партии (декабрь 1925 г.) определил курс на индустриализацию, но никаких конкретных цифр, указаний об источниках накопления, темпах роста промышленности, соотношения отраслей, форм и методов индустриализации не называлось. Съезд был занят другим — внутрипартийной борьбой за власть, оспариванием права на ленинское наследие, столкновением различных точек зрения на проблему дальнейшего развития страны. Для И. Сталина и его приверженцев главным в то время был разгром группы Г. Зиновьева — Л. Каменева, их дискредитация, низведение до уровня второстепенных руководителей.
Хотя курс на индустриализацию был взят XIV съездом партии, но ее форсирование началось одновременно с претворением в жизнь первого пятилетнего плана (1928/29 – 1932/33 гг.). Тем самым списывались в архив XV съезд партии (1927 г.) и его директивы по пятилетнему плану о гармоничном развитии всех отраслей народного хозяйства. Обосновывая в дальнейшем пересмотр плана, И. Сталин развернул целую «теорию» о том, что планирование не кончается составлением плана и надо увеличивать план на ходу. Требуя выполнения плана любой ценой, он утверждал: «Наши планы есть не планы–прогнозы, не планы-догадки, а планы-директивы, которые обязательны для руководящих органов». Был брошен лозунг «Пятилетку — в четыре года!» Так начал раскручиваться маховик ускорения. И. Сталин заявлял: «Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми…» Это означало, что нужно совершить гигантский рывок.
Масштабность задач и крайняя нехватка средств заставляли усиливать централизованное управление, жестко регламентировать задания и ресурсы для их выполнения. Из 1500 крупных предприятий первой пятилетки выделялась группа первоочередных. Эти 50 — 60 объектов обеспечивались всем необходимым. Но и среди ударных строек предпочтение отдавалось 14 важнейшим.
Для индустриального рывка необходимо было изыскать огромные средства. Рассчитывать можно было только на внутренние источники (надежды на концессии не оправдались, а камнем преткновения для западных кредитов были нерешенные вопросы о долгах царского и Временного правительства, о национализированной собственности иностранцев и соображения идеологического порядка).
В преимущественно аграрной стране основным источником индустриализации должно было стать сельское хозяйство. И. Сталин признавал: «С крестьянством у нас дело обстоит таким образом: оно платит государству не только обычные налоги… но оно еще переплачивает на сравнительно высоких ценах на товары промышленности — это во-первых, и более или менее недополучает на ценах на сельскохозяйственные продукты — это во-вторых. Это есть добавочный налог на крестьянство. Это есть нечто вроде «дани», нечто вроде сверхналога, который мы вынуждены брать для того, чтобы сохранить и развить дальше нынешний темп развития индустрии…»
Увеличение прямых и косвенных налогов — еще один источник индустриализации. Это бремя несло все население.
Широкое распространение получили также добровольно-принудительные займы у населения: практически каждый рабочий, служащий вынужден был отдавать часть своего и без того скудного заработка на дело индустриализации.
Кроме того, доходы приносила монополия государства на внешнюю торговлю.
Активно использовались средства от национализированной собственности.
Практиковалось перераспределение средств из одних отраслей в другие.
Из страны активно вывозилось сырье, продовольствие — хлеб, масло, сахар, потребление которых собственным народом было резко ограничено: нефть, золото, лес.
Распродавались сокровища русских музеев.
Крупнейшим источником доходов стала продажа водки. Еще недавно И. Сталин заявлял, что алкоголь, с продажи которого царская Россия имела большой доход, не будет иметь распространения в Советской России. Чуть позже он изменил свою точку зрения: “Нужно, по-моему, увеличить (елико возможно) производство водки. Нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на увеличение производства водки…” И это было сделано.
Источником индустриализации стал фактически бесплатный труд заключенных ГУЛАГа (Государственного управления лагерей).
В целях повышения трудовой активности масс было организовано социалистическое соревнование. Оно явилось еще одним источником индустриализации. Не случайно в 1929 г. газета “Правда” опубликовала работу В. Ленина “Как организовать соревнование”, написанную им еще в 1918 г. Эта статья несла большой пропагандистский заряд. Она появилась в период тяжелейшего экономического кризиса мирового капитализма. В советском руководстве это породило надежды на близость мировой пролетарской революции и убежденность, что наступил благоприятный момент через соревнование разрешить исторический спор с капитализмом в пользу социализма.
Вместе с тем появление статьи указывало и на то, что есть сбои в хозяйственном механизме социалистической экономики, образовались бреши, появились просчеты, ошибки в деле индустриализации. Чтобы преодолеть их, власть вынуждена была аппелировать к патриотическим чувствам, к трудовой энергии народа.
В стране в массовом порядке стали создаваться ударные бригады, призванные перевыполнять производственные задания. Получили распространение “встречные планы” — принятие рабочими коллективами повышенных заданий, движение “общественный буксир” — оказание помощи передовыми коллективами и работниками отстающим бригадам и отдельным рабочим. Надеясь на приближение социалистического светлого будущего и испытывая тяжелейшие трудности, лишения, советские люди самоотверженно трудились на стройках пятилетки. Эксплуатация трудового порыва строителей социализма для большинства из них не подкреплялась повышением их жизненного уровня. Это приводило к апатии, дискредитации выбранного пути.
В январе 1933 г. И. Сталин объявил о досрочном выполнении первого пятилетнего плана за 4 года и 3 месяца. Сегодня известно, что на самом деле выполнение плана составило 41%.
Особенно показателен в этом отношении пример с выплавкой чугуна, производством тракторов и автомобилей.
| Чугун (млн. т.) | Тракторы (тыс. шт.) | Автомобили (тыс. шт.) |
Отправной вариант плана | 7 | - | - |
Оптимальный вариант плана | 10 | 53 | 100 |
Повышенное задание | 17 | 170 | 200 |
Факт | 6,2 | 43,9 | 23,9 |
Данные свидетельствуют, что наиболее реальным был отвергнутый отправной вариант плана.
И. Сталин объявил об итогах пятилетки еще до ее завершения. Это было сделано не случайно, т. к. в результате политики “подхлестывания” ход пятилетки был сорван сразу же после ее начала, и это вело к падению производства. В результате по окончании пятилетки показатели были бы более удручающими.
Волевое изменение темпов без учета возможностей, наличных средств привело к срыву. При отсутствии резервов для достижения поставленных целей за разрывом в одном месте шла цепная реакция, одна диспропорция тянула за собой другую.
На южные заводы, например, магнезит возили с Урала, хотя он был на Украине. Огнеупорный кирпич покупали за границей, имея огнеупорную глину в стране.
Производительность труда в промышленности возросла за годы пятилетки на 41% (планировалось 110%), а средняя зарплата за это время удвоилась (план предусматривал ее рост меньше, чем в 1,5 раза). Производство товаров народного потребления росло, наоборот, медленнее, чем намечалось. Это вело к нарушению важнейшей пропорции: соотношения массы денег и массы товаров. В результате — быстрый рост розничных цен, товарный голод.
Избыток рабочей силы позволял компенсировать диспропорции, затыкать многие дыры в экономике, но он же способен был расшатать весь народнохозяйственный механизм. Так и вышло.
Как удалось И. Сталину обмануть общественное мнение, убедить людей в том, что пятилетка выполнена?
В 1929 г. было ликвидировано ЦСУ (Центральное статисческое управление), куда должна была стекаться вся информация о состоянии народного хозяйства страны.
На места была послана секретная телеграмма за подписью И. Сталина, запрещавшая публикацию любых сведений о выполнении планов без разрешения Госплана. Таким образом, доступ к истинной информации был заблокирован.
Подводя итоги, И. Сталин обошелся без натуральных показателей, заменив их стоимостными. Стоимостные же показатели маскировали реальное положение дел (а это и нужно было генсеку).
Многие просто поверили вождю, т. к. сами были очевидцами или строителями воздвигавшихся гигантов пятилетки. В строй вступили Днепрогэс, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы, заводы тяжелого машиностроения в Свердловске и Краматорске, автомобильные заводы в Нижнем Новгороде и Москве, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. Открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге…
Манипулируя фактами, И. Сталин старался ниже оценить доставшееся ему “наследство”, чтобы внушительнее можно было представить сделанное под его руководством. Как заклинание звучало, что страна не имела черной металлургии, станкостроения. Это не соответствовало действительности, как и то, что по производству электроэнергии, угля, нефтепродуктов “мы стояли на самом последнем месте”.
Зачем И. Сталину и его окружению потребовалась фальсификация итогов первой пятилетки?
Обман призван был укрепить его авторитет и непогрешимость проводимой им политики.
Он имел целью скрыть грубейшие просчеты и произвол, ознаменовавшие начало пятилетки.
Для самого И. Сталина и его окружения был очевиден факт, что пятилетка не выполнена. В результате на вторую пятилетку (1933 — 1937 гг.) был принят более сбалансированный план.
Выполнение заданий второй пятилетки было связано с огромными трудностями. Недостаток квалифицированных специалистов и рабочих, низкое качество управленческих решений, принимаемых полуграмотными партийными чиновниками и руководителями предприятий, приводили к хаосу, неразберихе на производстве, частым простоям, поломкам механизмов, низкой дисциплине, браку. Эти недостатки по-прежнему компенсировались большой численностью рабочей силы, в том числе, заключенных; низким жизненным уровнем, сверхурочными работами, субботниками и воскресниками.
Еще больший размах по сравнению с первой пятилеткой приобретает социалистическое соревнование. Особое развитие получило стахановское движение, названное в честь шахтера Донбасса Алексея Стаханова, который вместе с двумя товарищами перевыполнили дневную норму в 14,5 раз. Это было достигнуто при помощи простой рационализации труда. Стаханов был сполна облагодетельствован властью при полном забвении его товарищей. Движение распространилось на другие отрасли народного хозяйства. Многих рабочих оно приобщало к азам производственной, технической культуры, поднимало их квалификацию, давало возможность проявить свои способности, раскрыть талант. Однако многих оно развращало, т. к. началась “рекордомания” (стали возносить “липовых” героев, создавая для достижения ими “рекорда” тепличные условия). Подобного рода “рекорды” наносили вред экономике, т. к. рекорд экономически оправдан, когда он установлен в обычных условиях. К тому же рекорды вызывали неприязнь к ним и их носителям части рабочих, т. к. приводили к увеличению норм выработки часто при сохранении существующих тарифов оплаты труда.
Штурмовщина и авралы, которые выдавались за новые формы организации труда под маркой коммунистических субботников и воскресников, при низкой квалификации работающих приводили к авариям на производстве. Рабочие, в массе своей вчерашние неграмотные крестьяне, ломали станки. Это делали не враги, не вредители, как потом это пытались представить, а люди, не имеющие соответствующей подготовки и квалификации. Это и побудило власть выдвинуть во второй пятилетке новый лозунг — “Кадры решают все”, сменив лозунг первой пятилетки “Техника решает все”. Заводы и фабрики создавали курсы по профессиональному обучению. Развернулась широкая сеть ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) для подготовки рабочих массовых профессий.
Однако лозунг “Кадры решают все” имел и другой, скрытый смысл. И. Сталину (с молчаливого согласия и поддержки его окружения) необходимо было на кого-то списать допущенные ошибки. И начинается поиск внутренних и внешних врагов социализма. В стране разворачиваются сфабрикованные самой властью разгромные процессы.
Начало им было положено еще в первой пятилетке так называемым “Шахтинским делом”. Проходившие по нему руководители и специалисты угольной промышленности Донбасса были обвинены во вредительстве и шпионаже. Абсурдность и фальшь этого “дела” для И. Сталин были очевидны. Он сам был режиссером этого судебного спектакля. Бесхозяйственность, техническая неграмотность кадров были отнесены к “злому умыслу руководителей”. Был выдвинут тезис, что по мере продвижения к социализму сопротивление врагов Советской власти будет расти, классовая борьба будет обостряться. Так была подведена “теория” под неизбежность репрессий, и они начали набирать обороты: процесс над Промпартией, процесс над Союзным бюро меньшевиков, чистка партийных и беспартийных работников государственных учреждений (Госплана, ВСНХ, Наркомфина и др.). Это была спланированная акция против представителей научно-технической интеллигенции, “спецов” старой школы. Всем им предъявлялись нелепые обвинения по аналогии с “Шахтинским делом”: вредительство, шпионаж, подготовка вооруженной интервенции для свержения Советской власти и реставрации капитализма и т. п. Судебные процессы преследовали цель переложить ответственность за провалы и трудности в социалистическом строительстве на происки классового врага. Они создавали в стране атмосферу подозрительности и доносительства, нездоровый нравственный климат.
Как и в случае с первой пятилеткой, И. Сталин объявил и вторую пятилетку выполненной досрочно, за 4 года и 3 месяца, что опять же не соответствовало действительности. Только 10 из 46 важнейших показателей плана были выполнены. В целом же уровень выполнения составил 70%. Вопреки запланированному промышленность группы “Б” (производство предметов потребления) не превзошла по темпам роста отрасли группы “А” (производства средств производства). По-прежнему приоритетное внимание уделялось тяжелой промышленности.
Итоги индустриализации достаточно противоречивы.
В результате форсированной индустриализации страна совершила гигантский индустриальный скачок.
По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 1-е место в Европе и 2-е место в мире (после США). Однако по производству продукции на душу населения СССР значительно отставал от развитых стран, хотя разрыв по сравнению с 20-ми гг. сократился: если в 20-е гг. разрыв был в 5 — 10 раз, то в конце 30-х гг. — в 1,5 — 4 раза. Вместе с тем лишь в конце 50-х — начале 60-х гг. доля промышленности в национальном доходе стала устойчиво превышать долю сельского хозяйства, т. е. индустриализация завершилась (а не в 30-е гг., как об этом заявлял И. Сталин).
В 30-е гг. СССР стал одной из трех-четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции. Это стало возможным и благодаря развитию новых отраслей промышленности, не существовавших до этого в СССР (автомобильной, тракторной, нефтехимической, самолетостроения). К 1937 г. удельный вес импорта снизился до 1%. Была достигнута полная технико-экономическая независимость СССР. Напомним, что в годы первой пятилетки доля импортного оборудования на строящихся заводах составила 80-85%. Однако около трети установленного оборудования бездействовало, свыше половины — работало на неполную мощность. Невысока была и производительность труда.
Быстро формировались кадры специалистов и рабочих для нужд индустриализации. Возрос общеобразовательный уровень населения. Однако качество подготовки специалистов и рабочих оставалось низким в результате сокращения сроков обучения. Кроме того, цвет интеллигенции был уничтожен в ходе репрессий.
В короткий срок была обеспечена полная занятость трудоспособного населения. Накануне первой пятилетки безработица составила 12% от числа занятых в народном хозяйстве рабочих и служащих. К 1931 г. безработица в СССР была ликвидирована. Вместе с тем низкая квалификация рабочей силы приводила к увеличению численности работающих и неэффективности экономики. Произошло разрастание аппарата управления. Численность только административно-руководящего состава с 1926 по 1937 гг. увеличилась более, чем в 3 раза.
Форсированный рывок был достигнут ценой человеческих лишений. По данным на 1935 г. (до отмены карточной системы снабжения населения продуктами питания) из 165 млн. горожан менее 25% получали по карточкам хлеб; мясные продукты — около 4%, масло — всего около 2%. Остальные вынуждены были отовариваться в коммерческих магазинах. И это при том, что заработная плата промышленного рабочего в годы пятилеток росла почти в 2 раза медленнее, чем розничные цены.
В конце 30-х гг. она составляла в среднем около 125 рублей. При этом 1 кг пшеничного хлеба в коммерческих магазинах стоил 4 рубля, мяса – от 16 до 18, колбасы – 25, масла – от 40 до 50 рублей.
Трудными были бытовые условия. Даже на исходе 30-х гг. на одного горожанина приходилось меньше жилой площади, чем до революции. Большинство проживало в коммунальных квартирах, бараках, подвалах, сохранялись и землянки.
Детская смертность намного превысила показатели конца 20-х гг.
Скачок в развитии промышленности был достигнут за счет других отраслей экономики, прежде всего, сельского хозяйства и легкой промышленности, что привело к их отставанию.
Произошло полное подчинение производителя государству в результате широкого применения мер принуждения. Это привело к складыванию командно-административной системы хозяйствования, которая стала экономической основой формирования тоталитарного режима в стране.
- История России
- Содержание
- I. Курс лекций введение
- История как наука. Принципы изучения истории
- Типы (этапы развития) исторического сознания
- Концептуальные модели истории
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел I. Российская цивилизацияв IX — XVII веках Лекция 1. Древняя русь в iх — хii веках
- Особенности русской земли
- Образование государства Древняя Русь
- Социально-экономические отношения в Древней Руси
- Эпоха феодальной раздробленности
- Вопросы для самоконтроля
- Система татаро-монгольского ига
- Возвышение Москвы. Дмитрий Донской
- Русь в XV веке. Создание централизованного государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 3. Россия в XVI — XVII веках. Московское царство
- Россия в XVI веке
- Ливонская война и опричнина
- Жизнь и быт русского народа
- Смутное время (1598 — 1613)
- Россия в XVII веке
- Соборное Уложение 1649 года и политический строй России
- Религиозный кризис
- Вопросы для самоконтроля
- Россия в эпоху дворцовых переворотов
- «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
- Военно-полицейский режим Павла I
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 2. Российская империя в XIX веке
- Либеральные реформы Александра I
- Отечественная война 1812 г.
- Российское государство и общество в эпоху реакции (20 - 50-е гг. XIX века)
- Реформы и контрреформы 60 – 90-х гг. XIX века
- Земская, городская и судебная реформы
- Финансовые, образовательные, военные реформы
- Идейные течения и общественно-политические движения XIX века
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 3. Россия в начале хх века
- Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начале хх вв.
- Буржуазно-демократическая революция 1905 — 1907 гг. В России и ее последствия
- Думская монархия и реформы п.А. Столыпина
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Первая мировая война: ее причины, характер, последствия для мирового исторического процесса. Назревание общенационального кризиса в России
- Назревание общенационального кризиса в России
- 1917 Г.: падение самодержавия. Проблема выбора пути цивилизационного развития России
- Приход большевиков к власти: причины и последствия. Конец демократической революции
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 2. Власть и общество в условиях гражданской войны
- Периодизация гражданской войны в России
- Причины гражданской войны и иностранной интервенции
- Расстановка социально-политических сил
- 1. Белое движение
- 2. «Демократическая контрреволюция» («третья сила»)
- 1. Зеленое движение
- 2. Национальные движения
- Белый и красный террор
- Итоги и уроки гражданской войны. Причины победы большевиков
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 3. Поиск советским руководством экономической модели социализма: «военный коммунизм», нэп
- «Военный коммунизм»: сущность, причины, хронологические рамки, значение, итоги
- Нэп: истоки, сущность, оценки, итоги
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 4. Советское общество в период «форсированного строительства социализма»
- Выбор пути экономического развития ссср во второй половине 20-х гг.: борьба альтернатив
- Политика и практика форсированной индустриализации в ссср: замыслы, итоги
- Замыслы индустриализации
- Сплошная принудительная коллективизация в ссср: причины, цели, итоги
- Итоги коллективизации
- Формирование тоталитарного режима в ссср: сущность, причины, проявления
- Что же за общество было построено к концу 30-х гг.?
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Раздел IV. Советский союз и проблемы мирового развития (1939 — 1990-е гг.) Лекция 1. Вторая мировая война 1939 — 1945 гг.
- Смысл войны
- Великая Отечественная война
- 1) Наши войска больше не отступали вглубь своей территории;
- 2) Стратегическая инициатива переходит в руки советского командования.
- Итоги войны
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Лекция 2. Ссср в послевоенном мире (1945 — 1985 гг.)
- Внешнеполитическая стратегия
- Социально-экономическое развитие
- I. Анатомия административной системы.
- 2. Особенности роста советской экономики и социальной сферы.
- 3. Попытка частичных реформ административной системы в 50 — 60-е гг.
- Эволюция политического режима
- Сущность и этапы становления тоталитарного строя в ссср
- 2. Фикция народовластия
- Вопросы для самоконтроля
- Распад ссср
- После ссср
- Послереволюционная стабилизация
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- II. Практикум Основные положения государственного образовательного стандарта по курсу «Отечественная история»
- Содержание основных тем курса «Отечественная история»
- Тема 1. Россия в мировом сообществе цивилизаций
- Тема 2. Этапы становления российской государственности: от раннефеодального государства к централизованному (с древнейших времен до конца XVI в.)
- Тема 3. Россия на пути к Новому времени XVI-XVII вв.: эволюция экономической, социальной и политической систем
- Тема 4. Россия в XVIII в.: реформы Петра I и Екатерины II – первые попытки модернизации по западноевропейской модели
- Тема 5. Россия в XIX в.: судьба реформ, эволюция общественно-политических доктрин и движений
- Тема 6. Россия на рубеже XIX – XX вв. И в начале XX в.: особенности развития и проблемы модернизации
- Тема 7. Россия в начале XX в.: «русская смута», альтернативы развития
- Тема 8. Ссср в 20 - 30-е гг. Хх в.: противоречивость развития
- Тема 9. Ссср в годы второй мировой войны (1939 – 1945 гг.)
- Тема 10. Ссср после второй мировой войны (1945 – 1985 гг.): геополитические изменения в мире и борьба за лидерство
- Тема 11. Ссср и Россия (1985 – 2000-е гг.): от перестройки к смене модели общественного развития
- Основная литература по курсу
- Тематический план курса «отечественная история»
- Хрестоматия
- Документ № 2 «Русская правда»2
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Примечание
- Документ № 2 Из записок о московии Сигизмунда Герберштейна1
- Примечание
- Документ № 3 Судебник 1497 г. (извлечение)
- Документ № 4 Судебник 1550 г. (извлечение)
- Примечания
- Документ № 5 Стоглавый собор 1551 г. (извлечение)
- Глава 26. О училищах книжных по всем градом.(…)
- Глава 32. О крестящихся не по чину.
- Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных.
- Примечания
- Документ № 6 Учреждение опричнины (по никоновской летописи)
- Примечания
- Документ № 7 с. Платонов1 о деятельности Ивана IV
- Примечание
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из «Краткого известия о Московии» Исаака Массы1
- Документ № 3 э. Геркма3. Из сочинения
- Документ № 4 Соборное Уложение 1649 г. (извлечение)
- Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было
- Глава XI. Суд о крестьянех.
- Документ № 5 г. Котошихин4 о приказах
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из «указа о должности генерал-прокурора»
- Документ № 3 из «Указа о фискалах и о их должности и действии»
- Документ № 4 Из «генерального регламента»
- Глава II. О преимуществе коллегий.
- Глава IV. О исполнении указов.
- Документ № 5 из «Указа о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ»
- Документ № 6 Из «Табели о рангах»
- Документ № 7 из «Берг-привилегии»
- Документ № 8 Из «Указа о покупке к заводам деревень»
- Документ № 9 Из манифеста «о даровании вольности российскому дворянству»
- Документ № 10 Из «Наказа» Екатерины II комиссии для составления проекта нового Уложения
- Глава II
- Документ № 11 Из «Жалованной грамоты дворянству»
- Документ № 12 Из Указа от 13 декабря 1760 г.
- Документ № 13 Из Указа от 11 января 1765 г.
- Документ № 14 Из Указа от 22 августа 1767 г.
- Документ № 15 Из «грамоты на права и выгоды городам российской империи»
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Раздел I
- Документ № 2 Из «Высочайше утвержденного положения о губернских и уездных земских учреждениях»
- Документ № 3 Из «Городового положения»
- Документ № 4 Из «Общего устава императорских российских университетов»
- Документ № 5 Из манифеста «о введении всеобщей воинской повинности»
- Документ № 6 Из «Устава о воинской повинности»
- Документ № 7 Из «Учреждения судебных установлений»
- Документ № 8 Из указа «о даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати»
- Документ № 9
- Из Высочайше утвержденного мнения
- Государственного совета. «о некоторых переменах и
- Дополнениях в действующих ныне цензурных постановлениях»
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Тема VI Общественно-политические доктрины и движения в России в XIX веке
- Документ № 1 п. Пестель1. Из показаний на следствии
- Документ № 2 и. Якушкин2. Из "Записок"
- Документ № 3 Из Устава "Союза Благоденствия"
- Документ № 4 п. Пестель. Из "Русской Правды"
- Документ № 5 н. Муравьев3. Из "Конституции"
- Документ № 6 а. Хомяков4. Из статьи "о старом и новом"
- Документ № 7 и. Киреевский5. Из статьи «в ответ а.С. Хомякову»
- Документ № 8 к. Аксаков6. Из статьи «о том же»
- Документ № 9 с. Уваров7. Из доклада Министра народного просвещения Николаю I
- Документ № 10 к. Кавелин8. Из статьи "Наш умственный строй"
- Документ № 11 в. Белинский9. Из письма н. Гоголю
- Документ № 12 в. Белинский. Из письма в. Боткину10
- Документ № 13 п. Чаадаев11. Из "Философических писем"
- Документ № 14 п. Заичневский12. Из прокламации "Молодая Россия"
- Документ № 15 с. Нечаев13. Из "Катехизиса революционера"
- Документ № 16 п. Ткачев14. Из программы журнала "Набат"
- Документ № 17 м. Бакунин15. Из книги "Государственность и анархия"
- Документ № 18 п. Лавров16 о рабочем социализме
- Документ № 19 Из программы "Земля и воля"
- Документ № 20 Из программы Исполнительного комитета "Народной Воли"
- Документ № 21 Из "Всеподданнейшего адреса" тверского дворянства
- Документ № 22 Из "Всеподданнейшего адреса" московского дворянства
- Документ № 23 б. Чичерин17. Из статьи " Наше настоящее положение"
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из Газеты «Союза русского народа» «Русское знамя»
- Документ № 3
- Документ № 5 Из Программы Партии Народной Свободы (конституционно-демократической)
- Документ № 6 Из Программы партии социалистов-революционеров
- Документ № 7 Из Программы Российской социал-демократической рабочей партии, принятой на II съезде партии
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из Декларации Временного правительства
- Документ № 3 п. Милюков1. Из книги «история второй русской революции»
- Документ № 4 Зинаида Гиппиус2 «Юный март»
- Документ № 5 в. Ленин3. Из статьи Апрельские тезисы «о задачах пролетариата в данной революции»
- Документ № 6 г. Плеханов4. Из статьи «о тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен»
- Документ № 7 н. Суханов5. Из «Записок о революции»
- Документ № 8 в. Ленин. Из статьи «Марксизм и восстание»
- Документ № 9 Из Телеграммы генерала Корнилова6 б. Савинкову7
- Документ № 10 а. Керенский8. Из обращения к народу
- Документ № 11 Ответ генерала Корнилова на телеграмму Керенского
- Документ № 12 в. Ленин. Из письма в цк, мк, пк и членам Советов Питера и Москвы, большевикам
- Документ № 13 Из интервью нефтепромышленника с. Лианозова американскому журналисту Джону Риду
- Документ № 14 ф. Дан9. Из мемуаров «к истории последних дней временного правительства»
- Документ № 15 н. Суханов о II съезде Советов
- Документ № 16 Зинаида Гиппиус «Веселье»
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 из декрета снк «о красном терроре»
- Документ № 3 из сообщения снк «ко всем трудящимся и эксплуатируемым" (об объявлении кадетской партии партией врагов народа)
- Документ № 4 а. Деникин1. Из "наказа" представителям добровольческой армии о целях ее борьбы
- Документ № 5 из резолюции IX съезда партии эсеров "о прекращении вооруженной борьбы против большевиков"
- Документ № 6 из Декрета вцик "о предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими"
- Документ № 7 Из «обращения к питерским рабочим об организации продовольственных отрядов»
- Документ № 8 Из декрета вцик «об организации и снабжении деревенской бедноты»
- Документ № 9 Из декрета снк «о разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства»
- Документ № 10 из декрета вцик «о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом»
- Документ № 11 из декрета снк «об обмене»
- Документ № 12 из наказа снк о проведении в жизнь начал новой экономической политики
- Документ № 13 в. Ленин. Из доклада «новая экономическая политика и задачи политпросветов»
- Примечание
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из резолюции хv конференции вкп (б). «о хозяйственном положении страны и задачах партии»
- Документ № 3 Из доклада Госплана ссср на V съезде президиумов госпланов союзных республик. «Основные проблемы пятилетнего плана ссср на 1928/29 - 1932/33 гг.»
- Документ № 4 Из воспоминаний строителей первых пятилеток, очевидцев
- Документ № 5 Из резолюции пленума цк и цкк вкп (б)
- Документ № 6 о плановых показателях в промышленности и их выполнении по первой пятилетке
- Документ № 7 Из протокола заседания Политбюро цк вкп (б)
- Документ № 8 Из обзора писем, поступивших в газету "Правда"
- Документ № 9 Из «политического отчета цк XVI-му съезду вкп (б)»
- Документ № 10 Из Постановления парткома шахты "Центральная - Ирмино"
- Документ № 11 Из размышлений и писем рабочих
- Документ № 12 Из материалов хviii съезда вкп (б)
- Документ № 13 Промышленность в годы второй пятилетки (1933 - 1937)
- Документ № 14 Соотношение производства ряда видов продукции в ссср и крупнейших капиталистических странах
- Документ № 15 Из материалов хv съезда вкп (б)
- Документ № 16 и. Сталин1. Из выступления на пленуме цк
- Документ № 17 и. Сталин. Из статьи «Год великого перелома» к хii годовщине Октября
- Документ № 18 Из постановления цк вкп (б) "о темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству"
- Документ № 19 Из постановления цк вкп (б) "о мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации". Совершенно секретно
- Документ № 20 Из писем крестьян
- Документ № 21 Из Письма писателя м. Шолохова и. Сталину о хлебозаготовках на Дону
- Документ № 22 и. Сталин. Из статьи «Головокружение от успехов»
- Документ № 23 Из воспоминаний о коллективизации в Белоруссии
- Документ № 24 Динамика роста крестьянских хозяйств, объединенных в колхозы
- Документ № 25 Сельское хозяйство в первой пятилетке
- Документ № 26 Экономические потери от коллективизации
- Документ № 27 Из воспоминаний очевидца голода на Украине
- Документ № 28 и. Сталин. Из речи «о работе в деревне»
- Примечание
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 Из Платформы «Союза марксистов-ленинцев» («Группы м. Рютина2»)
- Документ № 3 н. Бухарин3. Из Предсмертного обращения «Будущему поколению руководителей партии»
- Документ № 4 а. Солженицын4. Из книги «Архипелаг гулаг»
- Документ № 5 ф. Раскольников. Из «Мемуаров»
- Документ № 6 л. Троцкий5. Из статьи «Сверх-Борджиа в Кремле»
- Документ № 7 л. Троцкий. Из статьи «Иосиф Сталин. Опыт характеристики»
- Документ № 8 Из Письма учительницы м. Николаевой н.С. Хрущеву6
- Документ № 9 Из репортажа писателя Габриэля Гарсиа Маркеса о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве
- Документ № 10 Из Письма патриарха Алексия г. Карпову
- Документ № 11 Из «обращения крымско-татарского народа к XXIII съезду кпсс»
- Документ № 12 Из письма правозащитника генерала п.Г. Григоренко участникам Будапештского совещания коммунистических и рабочих партий Европы
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Тема XII вторая мировая война (1939 – 1945 гг.)
- Документ № 1 Из «Договора о ненападении между Германией и ссср»
- Документ № 2 секретный дополнительный протокол к советско-германскому договору о ненападении
- Документ № 3 н. Хрущев. Из «мемуаров»
- Документ № 4 и. Сталин. Из выступления по радио
- Документ № 5 Из Пакта трех держав
- Документ № 6 из директивы № 21 ставки фюрера. План ''барбаросса"
- I. Общий замысел
- Документ № 7 из докладов советских военачальников на совещании высшего командного состава красной армии
- Документ № 8 Из «ОпровержениЯ тасс»
- Документ № 9 из директивы наркомата обороны и генерального штаба военным советам приграничных военных округов
- Документ № 10 Из соглашения между правительствами ссср и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии
- Документ № 11 Из «Атлантической хартии» Англии и сша
- Документ № 12 и. Сталин. Из личного послания у. Черчиллю о необходимости создания на западе фронта против германии
- Документ № 13 ленд-лиз в цифрах
- Документ № 14 Из документов Тегеранской конференции глав ссср, сша, Великобритании
- Документ № 15 Из документов Крымской конференции глав ссср, сша, Великобритании
- Документ № 16 Из документов Потсдамской конференции глав ссср, сша и Великобритании
- Документ № 17 Из Потсдамской декларации сша, Великобритании и Китая
- Документ № 18 людские потери на советско-германском фронте в 1941-1945 гг.
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Тема XIII ссср после второй мировой войны (1945 – 1985 гг.)
- Документ № 1 у. Черчилль1. Из речи в Вестминстерском колледже
- Документ № 2 и. Сталин. Из интервью корреспонденту "Правды" о речи у. Черчилля в Фултоне
- Документ № 3 Из директивы Совета национальной безопасности сша № 20/1 «Цели сша в отношении России»
- Документ № 4 Из решениЯ сессии сэв об отношениях с Югославией
- Документ № 5 в. Фомин, военный историк. Из воспоминаний о венгерских событиях 1956 г.
- Документ № 6 из послания президента сша дж. Кеннеди председателю совета министров ссср н.С. Хрущеву
- Документ № 7 Из послания н. ХрущевА Президенту сша Дж. Кеннеди
- Документ № 8 из заявления тасс о вступлении на территорию чехословакии советских войск
- Документ № 9 из Программы мира ссср на 1970-е гг.
- Документ № 10 Из Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Документ № 11 л. Брежнев2. Из ответов на вопросы корреспондента газеты «Правда» о вводе советских войск в Афганистан
- Документ № 12 Из материалов документальных сборников. Засуха и голод 1946 г.
- Документ № 13 а. Жданов3. Из доклада «о журналах "звезда" и "ленинград"»
- Документ № 14 н. Хрущев. Из доклада хх съезду кпсс "о культе личности и его последствиях"
- Документ № 15 указ президиума верховного совета ссср "о снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период великой отечественной войны"
- Документ № 16 Из записки заведующего отделом пропаганды и агитации цк кпсс по рсфср в.И. Степакова в цк кпсс о судебном процессе в г. Новочеркасске
- Документ № 17 Реальные доходы рабочих промышленности ссср и сша в 1965 г.
- Документ № 18 Степень удовлетворения потребностей населения в продуктах питания в ссср за 1960 - 1975 гг.
- Документ № 19 Сопоставление временных интервалов по внедрению и распространению новой технологии в ссср и развитых капиталистических странах
- Документ № 20 Из конституции ссср
- Глава 1. Политическая система
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Тема XIV перестройка в ссср. Распад советского союза. (1985 – 1991 гг.)
- Документ № 1 м. С. Горбачев1. Из доклада на пленуме цк кпсс
- Документ № 2 из письма н. Андреевой, преподавателя вуза, в редакцию газеты «советская россия»
- Документ № 3 из резолюции XIX всесоюзной конференции кпсс «о гласности»
- Документ № 4 из писем и телеграмм трудящихся в цк кпсс
- Документ № 5 из заявления народных депутатов ссср – членов межрегиональной группы
- Документ № 6 м. Горбачев о новом мышлении в международной политике ссср
- Документ № 7 из выступления м. С. Горбачева в организации объединенных наций
- Документ № 8 из договора между ссср и сша о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности
- Документ № 9 из договора гдр, фрг, великобритании, сша, ссср и франции об окончательном урегулировании в отношении германии
- Документ № 10 из резолюции XIX всесоюзной конференции кпсс «о межнациональных отношениях»
- Документ № 11 из телевизионного выступления м. С. Горбачева об итогах работы над проектом нового союзного договора
- Документ № 12 заявление советского руководства об отставке президента м. С. Горбачева и о создании гкчп ссср
- Документ № 13 указ президента рсфср б. Н. Ельцина2 в связи с заявлением государственного комитета по чрезвычайному положению
- Документ № 14 из алма-атинской декларации глав независимых государств
- Примечания
- Вопросы для самоконтроля
- Основная литература
- Документ № 2 из доклада первого заместителя председателя госкомимущества п. Мостового председателю государственной думы и. Рыбкину
- Документ № 3 из программы аграрной реформы в российской федерации на 1994 – 1995 гг.
- Документ № 4 из указа президента рф «о поэтапной конституционной реформе в российской федерации»
- Документ № 5 из постановления верховного совета российской федерации «о прекращении полномочий президента российской федерации ельцина б.Н.»
- Документ № 6 из конституции российской федерации
- Глава 1. Основы конституционного строя
- Глава 4. Президент Российской Федерации
- Глава 5. Федеральное Собрание
- Глава 6. Правительство Российской Федерации
- Документ № 7 указ президета рф «о мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории чеченской республики и в зоне осетино-ингушского конфликта»
- Документ № 8 б. Ельцин. Из телеобращения к жителям россии
- Документ № 9 в. В. Путин1. Из послания федеральному собранию рф
- Документ № 10 в. Путин. Из выступления перед доверенными лицами
- Документ № 11 из решения об участии государств – участников снг в договоре между ссср и сша об ограничении системы противоракетной обороны (про)
- Документ № 12 из концепции национальной безопасности российской федерации
- Примечание
- Вопросы для самоконтроля:
- Основная литература
- Материалы для студентов заочного отделения по курсу “отечественная история”
- Контрольная работа № 1
- Планы семинарских занятий семинар 1 Россия и мировой исторический процесс
- Семинар 2 Реформы Петра I – первая попытка модернизации России по западноевропейской модели
- Семинар 3 Россия в XIX веке: судьба реформ
- Семинар 4 Россия в 1917 г.: борьба альтернатив цивилизационного развития, ее итоги, последствия
- Семинар 5 Тоталитаризм в ссср (30-80-е гг. XX века)
- Темы контрольных работ
- Тема 1 Россия и мировой исторический процесс
- Тема 2 Раннефеодальное государство Киевская Русь
- Тема з Русь между Востоком и Западом (XIII - XV века)
- Тема 4 Формирование централизованного государства
- Тема 5 Первые этическо-правовые документы российской государственности
- Тема 6 Россия в XVI - XVII веках. От позднего средневековья к Новому времени
- XVIII век - первые попытки модернизации России по западноевропейской модели
- Тема 8 «Просвещенный абсолютизм» в России
- Тема 9 Россия в XIX веке: судьба реформ
- Тема 10 Общественно-политические доктрины и движения в XIX - начале XX веков в России
- Тема 11 Формирование политических партий в России, их программы и деятельность в начале XX века
- Тема 12 Россия на рубеже XIX - XX веков и в начале XX века
- Тема 13 Россия в годы первой мировой войны
- Тема 14 Октябрь 1917 г. И проблемы цивилизационного раскола российского общества
- Тема 15 Россия-ссср после первой мировой и гражданской войн (20-е гг. XX века)
- Тема 16 Политика «большого скачка» в ссср (конец 20-х - конец 30-х гг. XX века)
- Тема 17 ссср в годы второй мировой войны
- Тема 18 ссср после второй мировой войны (1945—1985 гг.)
- Тема 19 ссср - Россия на новом этапе мирового цивилизационного развития
- Тема 20 Постперестройка: смена модели политического и экономического развития России (90-е гг. Хх века – начало XXI века)
- Примерные вопросы для экзамена