logo
Бердинских В

Вопросы для самоконтроля

К документам № 1 – 3:

а) Анализируя данные документы, сформулируйте некоторые причины начавшейся в России гражданской войны.

б) Согласны ли с обвинениями, выдвинутыми советскими органами власти, в отношении партий правых эсеров и меньшевиков, кадетов?

в) Что лежало в основе противостояния между большевиками и другими партиями? Какова роль в этом террора?

К документу № 4:

а) На основании документа сформулируйте основные цели белого движения.

б) Соотнесите цели и силы, на которые они были рассчитаны для привлечения в ряды Добровольческой армии.

К документу № 5:

а) О какой третьей силе в гражданской войне идет речь? Перечислите основные политические силы, участвовавшие в ней?

б) Чем можно объяснить временный отказ партии социал-революционеров от борьбы с большевиками? Означало ли это принятие большевистской власти?

К документам № 6 - 8:

а) Чем объясняется предоставление народному комиссару про­довольствия чрезвычайных полномочий? Насколько полно названы причи­ны введения чрезвычайных мер, что можете добавить? В чем суть чре­звычайных мер, оправданы ли они?

б) Можно ли считать создание продотрядов и комбедов политикой расширения чрезвычайных мер? В чем состоят причины, функции и зна­чение этих организаций? Как стимулировалось участие в их работе?

К документу № 9:

а) Что нового по сравнению с политикой "продовольственной диктатуры" (системой чрезвычайных мер) несла централизованная сис­тема продразверстки? Какое это имело значение?

б) Насколько выполни­мым являлось положение декрета о разверстке об "отчуждении хлеба и зернового фуража в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления"? Как на практике определялись размеры отчужда­емого?

в) К каким опас­ным социальным и политическим последствиям могла привести политика "чрезвычайщины"?

К документам № 10 - 13:

а) В чем состоят преимущества продналога, введенного по дек­рету ВЦИК от 21 марта 1921г.? Какие практичес­кие последствия имела замена продразверстки продналогом? Можно ли эту меру назвать отходом от политики "военного коммунизма"?

б) Какое положение декрета СНК "Об обмене" от 24 мая 1921г. знаменует отход от политики "военного коммунизма"? Чем вызван этот шаг?

в) В чем состоит конкретное содержание новой экономической политики? Найдите и прокомментируйте логические связи каждого последующего шага НЭПа с предыдущим.

г) Что из названного в докладе В.И. Ленина "Новая экономичес­кая политика и задачи политпросветов" (октябрь 1921г.) позволяет усомниться в выдвинутом им же тезисе, что "НЭП - это всерьез и надолго"?