logo
Бердинских В

Религиозный кризис

В эпоху более тесного соприкосновения с Западом (Смута, вхождение ле­вобережной Украины в состав России в 1654 г.) открыто проявился религиоз­ный кризис. Греческое православие считалось основой русской духовной жиз­ни, и подавляющее большинство народа было привержено своей церковной традиции. Но церковь, обладая огромными землями и большой финансовой мощью, считала, что должна усилить свою политическую роль в стране и ак­тивнее руководить нацией. Патриарх Филарет (отец царя Михаила) имел титул “великого государя”, который также получил в 1652 г. властолюбивый пат­риарх Никон. Последний — человек энергичный, порывистый, с диктаторскими наклонностями — сразу же принялся за работу по исправлению церковных книг по новогреческим канонам, на которые давно уже перешли другие православные церкви.

По церковной реформе Никона изменился и ряд обрядов: крещение тремя перстами вместо двух (символ троицы), крестный ход вокруг церкви не посо­лонь, а против солнца; единогласие при пении в церквах, а не многогласие... Сейчас такие различия кажутся несущественными, но верующие придавали им громадный смысл. Русские обожествляли в большей мере сам обряд (остаток язычества), чем смысл службы. Кроме того, эти изменения проводились вне­запно и в грубой, варварской форме, с сожжением и уничтожением старых, не­канонических (по Никону) икон и книг. Грубые меры подавления сопротивления только подливали масла в огонь.

Сам Никон, претендуя на государственную власть, в конце концов по воле царя утратил сан патриарха, но реформа про­должалась. Во главе церкви остались никониане. В обществе произошел раскол, который перерос в национальный кризис. Чисто религиозное движение приобретало социальную окраску. Более 10% населения страны выступали за старые обряды. В состав старообрядческого движения входили люди из всех социальных слоев: бояре, купцы, стрельцы, крестьяне, духовенство. Идеологом раскола стал протопоп Аввакум, великий русский писатель XVII в., погибший мученической смертью после многих лет сидения в земляной тюрьме. Главный лозунг старообрядцев — возврат к “ста­рине”, а также неприятие ими государственной и церковной власти вынуди­ли их уйти на русский Север, в Заволжье, на Урал. Великая заслуга старооб­рядцев перед русской культурой состоит в том, что они до XX в. донесли древнерусские рукописи, иконы, ремесла, сохранили живыми важные элемен­ты допетровской культуры.

Наследником Алексея Михайловича стал его четырнадцатилетний сын Федор Алексеевич (1676 - 1682), малоспособный по своей болезненности управлять страной. Реальную власть в стране получила Боярская Дума, в главе которой стояли сторонники бояр Милославских (родня первой жены царя Алексея Михайловича).

После смерти царя Федора в ходе острой борьбы за власть между двумя придворными партиями – Милославских и Нарышкиных (родственников второй жены царя Алексея Михайловича) – коронованы были два малолетних государя, братья Иван и Петр. Но регентом (правителем) государства при них стала старшая сестра – царевна Софья Алексеевна (1982 - 1689), опиравшаяся на поддержку стрелецкого войска.

В 1689 г. повзрослевший царь Петр (годы жизни 1672 - 1725) отстранил от власти Софью и начал самостоятельно править страной, опираясь вначале на родственников своей матери – Нарышкиных.

К последней трети XVII в. Россия добилась политической и экономичес­кой внутренней стабильности. Петру I от отца досталась очень устойчивая ог­ромная страна, уверенно смотревшая в будущее. Монархия первых Романо­вых действовала не только в интересах династии, упрочивая свою власть, рас­ширяясь и строя отношения (пусть в разной мере) с соседями, но и в интере­сах огромного большинства всех классов населения и народов набирающей силу империи.